Лекторий усадьбы князей голицыных адрес. Усадьба Голицыных на Волхонке: Пречистенский дворец, Московский эрмитаж, Институт философии, музей

А. В. Сазанов, доктор исторических наук

В музейный квартал на Волхонке, что занимает знаменитый Пушкинский музей изобразительных искусств, входят несколько зданий, известных как усадьба Голицыных: главный дом (1759), служебный корпус (1778) и два флигеля XIX века, жилой и служебный.

История усадьбы прослеживается с XVII века. В 1638 году была проведена очередная перепись московских дворов. Оригинал её, «рукопись Мартынова», хранится в Московской Оружейной палате. Среди лиц, владевших землями на Волхонке, упомянут Пимен Юшков, имевший двор близ церкви Николы Чудотворца в Турыгине. Почти 80 лет спустя новая перепись называет хозяином участка «умершего боярина Бориса Гавриловича Юшкова». Он же упоминается в «Книгах по сбору мостовых денег Белаго города 1718–1723 гг.».

Наследник Бориса Гавриловича поручик Совет Иванович Юшков в 1724 году продал князю Михаилу Михайловичу Голицыну имение, включающее два двора: «порозжий» (порожний) и «со всяким каменным палатным и деревянным строением». Запись о сделке сохранилась в следующих строчках актовых книг Москвы: «Мая 15 д[ня]. Копор[ского] Пех[отного] Полку поруч[ик]. Совет Иванов с[ын] Юшков продал морского флота поруч[ику] кн[язю] Михаилу Михайловичу Голицыну двор в Бл[ижнем] гор[оде], в пр[и]х[оде] Николая Чуд[отворца], что в Турыгине, на б[елой] з[емле]… а оные дворы достались ему после деда – боярина Бориса Гавриловича, да дяди – окольничего Тимофея Борисовича Юшковых, и тетки Прасковьи Борисовны ст[оль]н[ика] Дмитивской ж[ены] Никитича Головина и сестры его Марьи Дмитриевны кн. Михайловской ж[ены] Михайловича Голицына, за 1000 р.» (4, с. 346).

Переписные книги Москвы 1738–1742 годов фиксируют переход владения от отца к сыну – Михаилу Михайловичу Голицыну-младшему и рассказывают о его соседях: «…в смежности по одну ст[орону] двор обер-штер-кригс-комисара Федора Абрамова сына Лопухина, а по др[угую] ст[орону] генеральши Аграфены Васильевой доч[ери] Паниной».

В июне 1759 года владельцы обратились с прошением о разрешении нового строительства: «Бьёт челом Двора Его Императорского Высочества благоверного Государя Великого князя Петра Фёдоровича камер-юнкера князя Михаила Михайловича и жены его княгини Анны Александровны Голицыных служитель Андрей Кожевников.

1. Означенному г-ну моему пожаловал родитель его сиятельство генерал-адмирал действительный тайный советник, сенатор и кавалер адмиралтейской коллегии президент князь Михаил Михайлович Голицын московский свой двор с каменным застроенным домом, стоящим на Пречистой улице в 3 команде в приходе церкви Николая Чудотворца, что в Турыгине.

2. И оной застроенный дом, а к нему два небольшие вновь прибавочные флигеля приказал г-н мой нынешним летом отстроить, чего ради оному двору с прежним каменным строением и вновь назначенным флигелям надлежащий план, находящийся при московской полицмейстерской канцелярии за архитектора господином Мергасовым учинён, которой да рукою его при сем моём прошении прилагаю» (5).

Резолюция гласила: «Решение учинить».

Сохранился план усадьбы, подписанный «за архитектора» Иваном Мергасовым (2, л. 199).

«№ 1 – двор и сад его князя Голицына;

№ 2 – вновь желает пристроить к старым палатам два флигеля;

№ 3 – колодец;

№ 4 – дворовое каменное строение генерала и кавалера Фёдора Аврамовича Лопухина;

№ 5 – его же Голицына каменные жилые палаты;

№ 6 – улица Пречистенка;

№ 7– переулок проезжий».

Л. В. Тыдман сумел уточнить историю застройки. В 1758 году М. М. Голицын-старший передал сыну двор на Пречистенке с незаконченным одноэтажным «каменным застроенным домом». По мнению исследователя, на этом этапе произошли серьёзные перемены в общем замысле: «Было решено возвести второй этаж и пристроить два симметричных флигеля по сторонам». Естественно, потребовались изменения в планировке, преобразились фасады и интерьеры. Построенный в 1760 году дом отделывался ещё шесть лет (6, с. 103, 281). В 1768–1770 годах были возведены каменные флигели по сторонам парадного двора, службы и ограда. Выполнял работы И. П. Жеребцов по проекту С. И. Чевакинского (3, с. 297– 301).

В 1774 году триумфально завершилась война с Турцией. Заключение Кючук-Кайнарджийского мира собирались праздновать в Санкт-Петербурге и Москве. В Первопрестольную Екатерина II намеревалась прибыть в начале следующего года. Она загодя, 6 августа 1774 года, интересовалась у М. М. Голицына, «нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома... или же... не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное строение». Ответ был очевиден – конечно же, собственная голицынская усадьба (быть может, на выбор государыни в какой-то степени повлияло то обстоятельство, что по соседству проживала мать её фаворита Г. А. Потёмкина).

Впрочем, в существующем виде владение было абсолютно непригодно для пребывания там императрицы и её роскошного двора. Решение было найдено быстро. В августе 1774 года начальник Кремлёвской экспедиции М. М. Измайлов оформил аренду на три находящихся рядом дома и поручил архитектору М. Ф. Казакову сделать их обмер. Вскоре на стол государыни легли два плана. Первый ей не понравился – просто огромный дом, это не для неё. Второй, привезённый самим Казаковым, был одобрен.

Так началось возведение знаменитого Пречистенского дворца. Надо было успеть к приезду императрицы, и Матвей Казаков привлёк к работе архитекторов А. Баранова, М. Медведева, М. Матвеева и Р. Казакова. Строительство шло всю осень, и под самый Новый год начальник Кремлёвской экспедиции М. М. Измайлов рапортовал о его окончании.

Пречистенский дворец не сохранился, представить его вид позволяют только архивные документы и краткие описания. Одно из них принадлежит французу Ш. Карберону: «Наружный вход украшен колоннами; за прихожей очень большая зала, за которою другая, тоже большая, в которой императрица принимает иностранных министров. Дальше следует ещё более просторная зала, она тянется в длину всей постройки и состоит из двух комнат, разделённых посередине колоннами; в первой императрица играет, а вторая служит для танцев». Он также упоминает тронный зал с высокими окнами и троном под сенью. При дворце была устроена по проекту М. Ф. Казакова отдельная домовая деревянная церковь Святых Антония и Феодосия Печерских, освящённая 16 декабря 1774 года.

Ясно, что Казаков сохранил дом Голицына, расширив его в сторону Волхонки. То, что в результате получилось, вызвало разноречивые отклики. Тот же Ш. Карберон отмечал «весьма искусное соединение наружных стен и внутренних покоев». Англичанин Уильям Кокс, побывавший в то время в Москве, оценил красоту и удобство здания, «сооружённого с быстротой молнии». Самой императрице, однако, Пречистенский дворец не понравился. Она жаловалась барону Гримму: «…опознаться в этом лабиринте премудрёная задача: прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет, беспрестанно попадая не в ту дверь. Выходных дверей многое множество, я в жизнь мою столько не видала их. С полдюжины заделано по моему указанию, и всё-таки их вдвое больше, чем нужно».

По всей видимости, неудовольствие государыни привело к демонтажу деревянной части дворца, которая длилась с 1776 по 1779 год. Разобранные конструкции погрузили на баржи и сплавили по Москве-реке от Пречистенского спуска до Воробьёвых гор. Там их поставили на сохранившийся фундамент Старого Воробьёвского дворца, построенного в XVI веке Василием III. Сооружение получило название Нового Воробьёвского дворца и было впервые отмечено в генеральном плане Москвы 1789 года. Иконостас же дворцовой церкви оказался в Кремле.

На Пречистенке развернулось строительство классицистической усадьбы, завершившееся в 1802 году. О фасаде главного дома дают представление иллюстрации из четвёртого альбома Партикулярных строений М. Казакова.

Осенью 1812 года в Москву вступила Великая армия. Особняк присмотрел старый знакомый Голицына генерал Арман де Коленкур. Он описал Московский пожар в следующих строках: «Можно без преувеличения сказать, что мы стояли там под огненным сводом… Мне удалось спасти также прекрасный дворец Голицына и два смежных дома, один из которых уже загорелся. Людям императора ревностно помогали слуги князя Голицына, проявившие большую привязанность к своему господину».

Впрочем, и участие Коленкура не спасло усадьбу от разорения. Управляющий домовой конторой Алексей Большаков доносил хозяину 19 октября 1812 года: «Кладовые наши все разбиты и разграблены в одни сутки, что осталось, то прибрано. Каменные кладовые под церковью, с позволения генерала Коленкура в доме нашем квартировавшего, снова закладены и заштукатурены. В эту кладовую положены книги, картины, бронзовые вещи, часы, фарфор, посуда и прочее, чего я не припомню, потому что солдаты, грабившие дом, многие вещи не брали, а переломали или перекидали с места, доискиваясь серебра, платья и белья. Комнаты после подорвания Кремля пятью минами с 10 на 11 число октября во втором часу ночи были усыпаны стеклами, вылетевшими из окончин, многие двери и рамы оконечные с колодами вырвало с места, что всё нами прибрано и вычищено. В нашем доме теперь квартирует Пётр Иванович Загрецкий и отставной генерал-майор Карл Карлович Торкель… Ермаков, которого я посыла в дом Ея Превосходительства сказывал, что главный корпус не горел, флигеля и экипажи все сгорели, что ж в целом корпусе было, то разграблено, так как и кладовые. Наша домовая церковь также разграблена» (1, л. 18–19). После ухода французов усадьба долго ремонтировалась, о чём сохранились многочисленные записи домовой конторы.

Два упоминания связывают усадьбу Голицына с пребыванием А. С. Пушкина. Первое – записки В. А. Анненковой о бале у князя Сергея Голицына, где она «танцевала с поэтом Пушкиным… Он говорил мне прелестные вещи... обо мне самой... так как, увидев меня, забыть меня уже никогда невозможно». Второе осталось в письме московского почт-директора А. Я. Булгакова к брату от 18 февраля 1831 года. Оно содержит единственное пока свидетельство о намерении А. С. Пушкина венчаться в домовой церкви князя С. М. Голицына: «Сегодня свадьба Пушкина наконец. С его стороны посажёными Вяземский и гр. Потёмкина, а со стороны невесты Ив. Ал. Нарышкин и А. П. Малиновская. Хотели венчать их в домовой церкви кн. Серг. Мих. Голицына, но Филарет не позволяет. Собирались его упрашивать; видно, в домовых нельзя, но я помню, что у Обольянинова обвенчали Сабурова, что на Викентьевой женился недавно». Но не уговорили. Местом венчания А. С. Пушкина стал храм Большого Вознесения у Никитских ворот.

На этом заканчивается одна эпоха в жизни усадьбы Голицыных. Впереди были: Голицынский музей, частное училище И. М. Хайновского, классы Московской консерватории, Голицынские сельскохозяйственные курсы, Лесной институт и техникум, Институт мозга, редакции нескольких журналов, Коммунистическая академия, Институт философии АН СССР (РАН) и, наконец, Галерея искусств стран Европы и Азии XIX–XX веков ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Литература и источники

1. ГИМ ОПИ. Ф. 14. Кн. 1. Д. 54.

2. ГИМ ОПИ. Ф. 440. Оп. 1. Д. 944.

3. Каждан Т. П . Материалы к биографии архитектора И. П. Жеребцова / Русское искусство XVIII – первой половины XIX века. М, 1971.

4. Москва. Актовые книги XVIII в. Т. 3. М., 1892. 1724 г.

5. РГАДА. Ф. 931. Оп. 2. Ед. хр. 2358.

6. Тыдман Л. В . Изба, дом, дворец: Жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы. М.: Прогресс – Традиция, 2000.

Во времена царской России дворянские семьи имели огромные усадьбы. После революции 1917 года и Второй мировой войны немногим из них посчастливилось уцелеть. Усадьба Голицына - одно из поместий, которые пережили сложнейшие исторические события, были отреставрированы, стали музеями и попали под защиту Федеральной программы Российской Федерации. Внутри двора сохранились господские постройки с флигелями, скотный и конный дворы, скульптуры, парк, храмы…

История появления усадьбы и ее названия

Первые упоминания о местности, на которой впоследствии находилась усадьба князей Голицыных, относятся к XVII веку. Она принадлежала Николо-Угрешскому монастырю вместе с мельницей. Позже, в 1702 году, она была передана во владение Георгию Строганову, сыну промышленника, выходцу из дворянской семьи. Изначально он получил мельницу с прудом, а затем и окружающие их пустоши.

В 1716 году началось строительство церкви, которую освятили в честь Влахернской иконы Божьей матери. После завершения стройки поместье Кузьминки было переименовано во Влахернское. Название было дано так давно, что никто не помнит, по какой именно причине мельница так назвалась: то ли владелец предыдущий был Кузьма, то ли монастырь носил имена Кузьмы и Данилы. Так или иначе, в 1740 году Георгий Строганов получает Кузьминки в единоличное пользование и начинает его медленно развивать. Именно тогда был создан пруд, который сохранился и до сих пор.

У усадьбы новый хозяин

В 1757 году владельцем поместья становиться Голицын Михаил Михайлович - отпрыск одной из самых знатных дворянских фамилий, брат вице-канцлера. В их роду было четыре ветви, потомки трех живут и сейчас. После женитьбы на Анне Строгановой Голицын получил за ней приданое в виде 518 десятин земли и само поместье Влахернское. Оно оставалось во владении княжеского рода до самой революции.

Развитие усадьбы

После свадьбы дочери Голицыных в Кузьминках начала преображаться. Старый дом был перестроен, много внимания уделено ландшафтному дизайну. Особенно примечателен каскад из четырех прудов, которым можно полюбоваться и в нынешнее время. служил образцом для подражания окрестным помещикам и дворянам. Были перестроены практически все здания: слободки, конный и скотный дворы, церковь, пристань.

После смерти князя Михаила во владение вступил его сын - Сергей Михайлович (по некоторым утверждениям - внучатый племянник). При нем усадьба Голицыных «Кузьминки» стала настолько известна своей архитектурой, что ее сравнивали с городами Павловском и Петергофом под Санкт-Петербургом.

С.М. Голицын был крупным промышленником и владел чугунно-литейными заводами. Все шедевры парковой архитектуры, такие как ворота, лавочки и скульптуры отливались именно на них. Для создания памятников, фонарей, жирандолей и прочих князь приглашал таких мастеров, как Росси, Компиони, А Воронихин, М. Быковский и другие. Превратившись в шедевр строительства и ландшафтного дизайна, усадьба Голицыных в Кузьминках называлась русским Версалем среди ценителей искусства.

Дальнейшая судьба усадьбы

Поместье расширялось и хорошело до самой смерти князя Сергея Михайловича. После его кончины усадьба князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки» перешла к его племяннику Михаилу Александровичу, который занимал должность посла в Испании. В поместье он практически не появлялся.

Позже усадьба Голицыных в Кузьминках досталась его сыну Сергею Михайловичу. В поместье наступает запустение... Князь переезжает в Дубровицы, сокращает штат прислуги, помещения сдает под дачи. Здесь даже было достроено несколько строений для отдыхающих.

Когда усадьба Голицына досталась его сыну, Сергею Сергеевичу, шла Первая мировая война. Часть строений поместья были отданы под госпиталь для офицеров. Из-за их небрежности случился пожар, сгорел Господский дом и Западный флигель - эти строения оставались деревянными.

В 1918 году усадьба Голицына стала принадлежать Институту экспериментальной ветеринарии. Изделия, содержащие драгоценные металлы, были изъяты в пользу нового государства, шедевры чугунного литься отправлены в переплавку. Из старинной церкви сделали дом отдыха. В 1941 году, несмотря на постоянные бомбежки немецкой армии, усадьба Голицына практически не пострадала.

В 1960 году поместье, пришедшее в запустение, получило статус памятника. стал популярным местом отдыха и центром проведения различных культурных мероприятий.

Парадный двор

Кузьминки (музей-усадьба) начинаются с экспозиции «Парадный двор». В нее включено множество элементов, которые заслуживают отдельного рассмотрения: Господский дом, Западный и Восточный флигели, Въездной мост, ворота Парадного двора, Ограда двора и Египетский павильон (кухня).

Парадный двор проектировался архитектором Егоровым И.В. Для того чтобы отделить его от остальной территории, он был обнесен забором и окружен рвом, который при Голицыных заполнялся водой. Попасть к Господскому дому можно было через Въездной мост с фонарями. По задумке все постройки должны были хорошо просматриваться, поэтому двор был украшен клумбами с цветами и низкорослым кустарником. Египетский павильон использовался как кухня.

Ансамбль «Кузьминский парк»

На сегодняшний день Кузьминский парк представляет собой целый комплекс памятников природы и архитектуры. В нем расположен Английский и Французский парки, каскад Кузьминских прудов, Домик на плотине, Гроты, Львиная пристань. Парки сегодня почти полностью открыты для посещения, в них проводятся различные мероприятия. Открыты для посетителей и великолепные пруды. Исключение составляет только участок территории, принадлежащий институту.

Каскад состоит из четырех прудов: Верхний Кузьминский, Нижний Кузьминский, Шибаевский, Щучий. На первом расположена Львиная пристань. Именно с нее раньше начинались прогулки на лодке. Между Верхним и Нижним прудами, на плотине, на месте бывшей мельницы, отстроен дом. В нем размещали гостей, которые оставались на ночь.

На одном берегу располагался Музыкальный павильон, где сейчас проводятся эстрадные выступления, а на противоположном - два грота - Одноарочный и Трехарочный. В первом при Голицыных силами хозяев и гостей ставились театральные представления. На берегу Нижнего пруда располагался Птичник, который впоследствии перестроили в кузницу.

Храм в поместье

Усадьба Голицына получила свое второе название именно благодаря этому храму. пожаловал прежнему владельцу поместья Строганову список с Влахернской иконы. Для хранения ее и был построен деревянный храм в 1716-1720 годах.

Голицын перестроил церковь - теперь ее стены были из камня. Войска Наполеона разорили ее, однако после войны хозяева усадьбы отреставрировали храм, установили мраморные иконостасы, часы на колокольню, и заново освятили.

После 1929 года был достроен 3 этаж, церковь сначала превратили в общежитие, а затем в служебное помещение института. После 1990 года храм был передан епархии Русской православной церкви и отреставрирован.

Как добраться до Кузьминок

На самом деле музей, который на сегодняшний день представляет собой усадьба Голицыных в Кузьминках, это не только описанные нами достопримечательности. Это беседки, скульптуры, конный и скотный двор и многое другое. Одного дня для изучения всех экспонатов просто не хватит, поэтому лучше приехать сюда несколько раз.

Добраться до музея-усадьбы совсем не трудно. Достаточно доехать до станции метро «Кузьминки» и пройтись пешком 15-20 минут. Так можно попасть к центральному входу в музей. Чтобы быстрее добраться до определенных экспозиций в усадьбе, можно воспользоваться маршрутным такси, но поскольку они редко ходят, быстрее будет проехаться на метро или прогуляться.

«Через четверть часа к решетке в Ваганьковском подъехали три грузовика, и на них погрузился весь состав филиала во главе с заведующим.

Лишь только первый грузовик, качнувшись в воротах, выехал в переулок, служащие, стоящие на платформе и держащие друг друга за плечи, раскрыли рты, и весь переулок огласился популярной песней. Второй грузовик подхватил, а за ним и третий». Сотрудники Городского зрелищного филиала пели «Славное море, священный Байкал». нашел для филиала примечательное место в Ваганьковском переулке. По его словам, он «помещался в облупленном от времени особняке в глубине двора и знаменит был своими порфировыми колоннами в вестибюле».

Каменный дом и два небольших флигеля появились в переулке во второй половине XVIII в.

В начале XIX в. участком владела княгиня Н.И. Голицына, сестра графа А. Остермана-Толстого и мать декабриста, члена Северного общества В.М. Голицына, который жил здесь в детстве. В.М. Голицын – единственный представитель рода Голицыных в декабрьском движении. Именно его избрал Д. Мережковский главным героем своего романа «Александр I».

После смерти матери дом принадлежал брату В.М. Голицына – Леониду.

В 1860-х в одном из флигелей квартировал писатель А.А. Потехин.

В 1874 г. усадьбу приобрела жена генерал-адьютанта Е.Л. Игнатьева. В 1876 г. архитектор М.А. Зыков перестроил дом и надстроил флигели, соединив их с главным домом. На фасаде появился балкончик. Квартиры во флигелях также сдавались внаем. И в 1880-х здесь снял квартиру главный дирижер Большого театра И.К. Альтани.

В 1883 г. владельцем усадьбы стал потомственный почетный гражданин Н.И. Пастухов. «Репортер, каких до него не было», – писал о нем , начинавший в его газете. Н.И. Пастухов – журналист, создатель и владелец газеты «Московский листок». Это был интереснейший человек своего времени, который разбогател, издавая одну из первых бульварных газет в Москве. Газета изобиловала фельетонами, скандалами и печаталась на бумаге, пригодной «для курева». Условие работы в газете было одно – от репортеров Пастухов требовал только правды. Дом в Староваганьковском переулке он купил уже будучи известным богатеем.

Пастухов сам был издателем и редактором газеты «Московский листок», иногда его обязанности выполнял его сын В.Н. Пастухов, живший в том же доме № 17 квартирой выше.

В 1894 г. на территории усадьбы строится здание типографии по проекту архитектора П.М. Самарина. А в 1898 г. по его же проекту со стороны переулка выстроена ажурная металлическая решетка с инициалами хозяина «НП» на створах ворот. Решетку держат чугунные столбы.

Хозяева продолжали сдавать квартиры внаем, и в 1906–08 гг. здесь жил артист Художественного театра И.М. Москвин.

Отец и сын умерли в 1911 г. от простуды. Домом владели внуки Пастухова.

Должность главного редактора «Московского листка» до 1918 г. занимал М.М. Смирнов. В 1918 г. газета была закрыта за контрреволюционную пропаганду. В редакции обосновались «Красная газета», а потом газета «Беднота».

Усадьба Голицыных

Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным - свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, автора военно-морского собора в Санкт-Петербурге. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных - единственное, что дошло до наших дней в своём первоначальном виде.

Купил владение М. М. Голицын (младший), президент Адмиралтейств-коллегии. (Этим, вероятно, и обусловлена связь между заказчиком усадьбы и Саввой Чевачинским, активно сотрудничавшим с Адмиралтейским ведомством.) Ко времени покупки участка на нем стоял большой сенной шалаш, построенный на месте каменных палат, показанных еще на так называемом «Петровом чертеже» конца XVI века. Шалаш этот снесли, а при строительстве дома Голицына, возможно, была использована часть стен древних палат. В нетронутом виде до наших дней дошли ворота. Два их пилона, соединенные плавной аркой, обработаны рустованными лопатками и завершены многоступенчатым аттиком, где помещался каменный герб князей Голицыных. С двух сторон к ним примыкают каменные калитки с таким же, как у ворот, ступенчатым завершением. Ворота, как и фасад главного дома, обращены в переулок.

Усадьба была обращена в переулок, куда и сейчас выходят массивные ворота. План усадьбы был характерен для первой половины XVIII века: в глубине ее находился дом, отделенный от красной линии парадным двором - курдонером с цветником в середине, по обеим сторонам дома стояли флигеля. Вся усадьба окружалась забором. Сначала забор был глухим, каменным, только в конце XIX века его оставшуюся часть заменили кованой решеткой между рустованными столбами. Первый этаж правого флигеля сохранил на торцевом фасаде, выходящем в переулок, декоративную барочную обработку в виде филенок, в которые и помещены окна. Фасад же, обращенный к главному дому, в 70-х годах XVIII века полностью переделан . От левого флигеля осталась лишь небольшая двухэтажная часть, и то сильно перестроенная во второй половине XIX века.

Главный же дом в середине XVIII столетия представлял собой двухэтажный массивный объем с ризалитами, равно-денными как с главного, так и с дворового фасада, по-видимому, с одинаково декорированными сложной формы наличниками окон и, возможно, филенками. Но в таком виде дом прожил недолго - примерно лет 13.После смерти владельца усадьба перешла к его сыну, тоже Михаилу Голицыну. С этим владельцам связано пребывание в доме императрицы Екатерины II
Заключив Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией, Екатерина II собиралась на торжественные празднества в Москву. Помня о бытовых неудобствах Кремля и у не желая останавливаться в нем, 6 августа 1774 года она обратилась в письме к М. М. Голицыну с вопросом: «…нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома… или же… не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное (строение)». Естественно, М. М. Голицын предложил свой дом. Тогда же под руководством Матвея Казакова был сделан проект Пречистенского дворца, в который вошел дом Голицына, дом Долгорукова (№ 16) и обширная деревянная часть на месте нынешней автозаправки. Входящие в состав дворца дома были соединены переходами, а позади главного дома появился деревянный корпус с тронным и бальным залами, гостиная и церковь. Екатерина II пробыла в усадьбе почти год.

Что касается дома 14, то Казаков сохранил весь объем дома Голицына, расширив только в сторону Волхонки левый дворовый ризалит, и устроил в верхних этажах обоих ризалитов антресоли (окна их видны и сейчас). Представитель эпохи классицизма, М. Ф. Казаков наделил фасад дома его непременными чертами: в центре был выделен шестипилястровый портик торжественного коринфского ордера, завершенный плоским гладким фронтоном. В средней части портика ритм пилястр прерван: три высоких окна с полуциркульной аркой над средним окном второго, парадного, этажа и нарядные филенки над окнами первого этажа объединил широкий балкон. Его изящные парапеты с вписанными в круги цветками и сейчас украшают главный, восточный фасад дома. Более скромный балкон симметрично расположен на дворовом, западном фасаде. Таким образом была достигнута особая выразительность в архитектуре особняка. А оставшиеся от барочной постройки ризалиты оживляли объем дома, создавали богатую игру света и тени на фасаде.

В 1812 году усадьба стала свидетелем войны с Наполеоном. Тогда здесь разместился штаб наполеоновского генерала Армана Луи де Коленкура, который до начала войны служил послом Франции в России. Он был лично знаком с Голицыным, а во время пожара именно благодаря его усилиям и усилиям слуг Голицына, оставшихся в доме, усадьбу и соседние здания удалось спасти от огня.

Стены дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах, устраиваемых в усадьбе Голицыных, в своё время не раз появлялся и А. С. Пушкин. Поначалу он даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако в итоге обряд венчания был устроен в приходской церкви невесты у Никитских ворот.

В конце XIX века левый флигель был переоборудован под меблированные комнаты и сдавался квартирантам, получив название «Княжий двор». Здесь жили А. Н. Островский, яркие представители ведущих социально-философских движений того времени - западничества и славянофильства - Б. Н. Чичерин и. С. Аксаков, подолгу останавливались в «Княжьем дворе» также В. И. Суриков, А. Н. Скрябин и. Е. Репин, а в 20-х годах XX века в одной из квартир поселился Б. Л. Пастернак.

Голицыны из поколения в поколение собирали западную живопись, и часть знаменитого когда-то музея Голицынской больницы вошла в домашнее собрание князя Сергей Михайловича, которое затем пополнилось его племянником, дипломатом Михаилом Александровичем. Тогда в пяти парадных залах дома разместился бесплатный музей, где выставлялись редчайшие картины и книги. Однако вскоре новым владельцем дворца стал Сергей Михайлович (второй), который продал всю художественную часть коллекции петербургскому Эрмитажу.

Перейдя в ведение ГМИИ им. Пушкина в коне XX века, здание было реконструировано, сегодня здесь располагается выставочный корпус Галереи искусств стран Европы и Азии XIX - XX веков.



error: Контент защищен !!