Озеро в центре шарджи. Слон и Моська (По улицам Слона водили…) Знать моська сильна что лает слона

По улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».-
«Эх, эх! — ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»

Анализ / мораль басни «Слон и Моська» Крылова

Басню «Слон и Моська» Иван Андреевич Крылов впервые опубликовал в журнале «Драматический вестник».

Басня написана в 1808 году. Это год, когда за И. Крыловым вся читающая Россия признала талант национального баснописца. Его наперебой приглашают в гости с декламацией собственных произведений. А делал он это мастерски, тем самым только увеличивая популярность басен. Произведение написано разностопным ямбом с опоясывающей и смежной рифмовкой. Сюжетный ход близок одной из басен А. Сумарокова. Поводом к созданию произведения мог послужить слон, подаренный императору лет 15 тому назад. Первые строки отмечены ассонансом, в последующих встречается аллитерация. Начальная строчка, кстати, давно стала своеобразным фразеологическим оборотом. По городу вели Слона, поражая воображение прохожих. «Толпы зевак ходили»: зрелище и впрямь диковинное. Грубоватое «зеваки» означает праздношатающуюся публику всех сословий. «Навстречу Моська»: под этим именем скрывается еще и порода собаки – мопс. «Увидевши»: устаревшая форма деепричастия, широко распространенная в баснях И. Крылова. Следом идет каскад глагольных синонимов. «Лезет в драку». Рассудительная шавка, почесываясь, роняет: тебе ль со Слоном возиться? Просторечная лексика (та же «шавка» — дворняга) И. Крылова не искусственна, лишена нарочитых архаизмов, не режет слух и придает эффектную экспрессию. Интересно обращение собак между собой: соседка. «Срамиться»: позориться. Моська отвечает непонятливой шавке междометиями: эх! Эх! Оказывается, весь смысл этого маленького театрального представления и заключен в том, что реакции от Слона не последует. Зато собачка прослывет «большой забиякой», задирой практически бойцовой породы. Это прибавит ей очков по всем фронтам, не говоря уж об уважении хозяина. Вся жизнь ее будет овеяна геройской славой, найдется что и рассказать потомкам. Все псы в восхищении от ее пыла: она сильна, что лает на Слона! Мораль автором явно не подается, он предлагает читателю самому сделать вывод. Моська надеется обмануть простодушных, хотя сама о себе знает правду. Она нападает (пусть и мнимо) на того, кто ни в чем не виноват и не заслуживает такого отношения. Так собачка становится олицетворением людской молвы, пересудов, сплетен. Уязвленная вниманием к Слону, она пытается примазаться к его популярности.

Финальная строка «Слона и Моськи» И. Крылова практически сразу стала крылатым выражением, уйдя в народ на правах полноценной пословицы.

«По улицам слона водили, как видно, напоказ» . А где же это происходило? О каком слоне написал Крылов? и получил лучший ответ

Ответ от ДЕЛЬФИНА[гуру]
«Слон и Моська» (1808).
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну него метаться
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. -
"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона! "
Слон и Моська. Басня сюжетно близка к притче Сумарокова "Мышь и
слон".


school624raduga.ru/gazeta/3apelsina15.pdf
Особая благодарность Ирине Неизвестной за помощь в поиске материала.
ДЕЛЬФИНА
Гений
(55916)
Спасибо Андрей!! Замечательный вопрос!!
Я тоже узнала много нового))
Пробема что ответ не редактируется...
есть немного недоделок...но вы уж простите..
Все скачет когда пытаюсь отредактировать...даже не убирается лишнее...
Это у всех или только у меня?

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: «По улицам слона водили, как видно, напоказ» . А где же это происходило? О каком слоне написал Крылов?

Ответ от Pearl [гуру]
Скорее всего, дело было в Петербурге.
Первый слон был доставлен в Петербург в 1714 году... Он был подарен Петру Великому персидским шахом Хуссейном... Для ухода за слоном в Петербурге, кроме доставивших его двух проводников из Персии, находился еще "слоновый мастер", или "слоновый учитель" Ассатий, в обязанности которого входили и гигиенические прогулки слона.
Последние не всегда обходились благополучно. Першпективная улица, как первоначально назывался Невский проспект, служила местом прогулки слона. Обычно в это время собирались толпы зевак, которые, озорничая, смеялись над вожаком, бросали в слона и его проводника палки, камни и другие предметы. Это обстоятельство заставило "слонового учителя" пожаловаться начальству. После этого был издан указ и объявлен обывателям с подпиской о "неучинении помешательства слоновщику в провожании слона".
При императрице Анне Иоанновне в Петербург в качестве дара персидского шаха Надира прибыло 15 слонов... Для них был построен новый "Слоновый двор" на Фонтанке. Было также задумано напротив "Слонового двора" "для лучшей способности всем слонам ради купания сделать в реку удобный мост". Улица, на которой жили погонщики слонов, до сих пор носит название Караванной.
Нередко слонов в полном боевом снаряжении выводили на Царицын луг (ныне Марсово поле) к Летнему саду, из которого императрица, окруженная свитой, любовалась на экзерции слонов.
Императрица Елизавета Петровна не чувствовала особой страсти к зверям, и в 1744 году "Слоновый двор" был перенесен на окраину тогдашнего Петербурга...



Ответ от Игорь Щукин [гуру]
Начнём с того, что дедушка Крылов свои басни слямзил у Лафонтена и перевёл их на русский язык!
С таким же успехом можно считать Маршака и Чуковского авторами "Шерлока Холмса", чьи переводы с английского мы читаем сейчас!


Ответ от Наталья Черкашина (Ермушина) [гуру]
Дело было в Москве, на улице Солянка. Старожилы здесь всегда готовы показать вам вмятину в старой стене дома XVIII столетия на улице Солянке. По преданию, к ней прислонился слон, подаренный Елизавете Петровне персидским шахом. Как раз тот самый, которого в басне Крылова «по улицам… водили, как видно, напоказ» .
Солянка – одна из самых старых улиц столицы, ведет свою историю с XIV века, когда по ней проходила дорога на Рязань. На южной стороне современной улицы в те времена располагалась местность, именуемая Васильевским лугом. Окрестности были подвержены паводкам, здесь росли сочные благоуханные травы, оттого долгие годы луг использовался как пастбище и сенокос для великокняжеских табунов. В начале XVI столетия вдоль западной части Васильевского луга воздвигли Китайгородскую стену. Позднее Васильевский луг вошёл в состав Белого города.
С середины XVII века на улице находился Соляной двор, от которого Солянка и унаследовала свое нынешнее название. В XVIII столетии Солянка была весьма длинной улицей, в ее состав входили современный Солянский проезд и улица Забелина. Нынешние границы улицы сформировались в конце XIX века.
В XVIII столетии сюда из Гранатного переулка перенесен Гранатный двор и выстроен Воспитательный дом - благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Современный облик этот дом получил уже в начале XX века и стал крупнейшим зданием Москвы дореволюционного периода. Здесь обучали бухгалтерии, аптекарской и хирургической наукам, многим ремесленным промыслам: столярному, кузнечному, портному, башмачному, оловянному, золотому и серебряному, типографскому, переплётному, хлебному, токарному, часовому, галантерейному делу и т. д. Позднее здесь были открыты Латинские классы, курсы для подготовки к поступлению на медицинский факультет университета и Французские классы для будущих гувернанток.
В XVIII веке Солянка была местом, где жили семьи аристократов: Бутурлины, Волконские, Нарышкины.
Примечательные сооружения Солянки: доходные дома Московского купеческого общества, храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (1800), городские усадьбы XVIII-XIX веков, здание Опекунского Совета (1823-1826), «Окружное строение» Воспитательного дома (1764-1770).

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. -
"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!"

Мораль басни Слон и Моська

В этом произведение можно рассматривать двоякость морали. Одни считают, что Моська – это негативный персонаж, который облаивает авторитетного Слона, делая себя заметной благодаря шумихе. Другие полагают, что Моську можно считать храброй, ведь она не побоялась большое животное. Но можно ли это называть смелостью? Это только показуха храбрости, а не истинное ее проявление.

Басня Слон и Моська - анализ

Важному, большому слону абсолютно безразлично, кто пытается лаять на него. Он идет своей дорогою, не обращая внимания на шум со стороны. Моська же создает себе имя смелой собаки на пустом месте.

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. -
"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!"

Мораль басни "Слон и Моська"

В басне описаны люди, желающие нападками на другого, зачастую более авторитетного человека и шумом вокруг себя, создать шумиху и популярность, и что всегда найдется публика, какую это привлечет.

Вторая составляющая морали басни такова - зачастую мы, двигаясь к заветной цели, можем натолкнуться на непонимание и осуждение, особенно, если настроены создать что-либо до этого незнакомое и новое.

Самое мудрое решение - не отвлекаться на людей, вас осуждающих и непонимающих, они только могут лаять, но не укусят, и делать все подобно Слону — упорно делать задуманное.

О том, как мелкая собачка пыталась набить себе цену, лая на огромного слона, поведает слушателям ставшая классической басня «Слон и Моська» Крылова.

Читать текст басни:

По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас,

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться;

Ну так и лезет в драку с ним.

"Соседка, перестань срамиться, -

Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

И лаю твоего совсем не примечает. -

"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

"Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!"

Мораль басни Слон и Моська:

Мораль басни состоит в том, что, сколько шуму вокруг себя ни создавай, это не поможет получить уважение окружающих. Нужно выбирать себе равного соперника, а не поступать подобно мелкой Моське, которая облаивала огромного слона. Нередко такое случается и в обыденной жизни. Один пытается обесценить достижения другого, или оклеветать его, чтобы тем самым представить себя сильным и благородным в глазах окружающих. Однако это никак не повлияет на объект сплетен, насмешек или клеветы – он будет продолжать двигаться дальше, подобно огромному слону, для которого мелкой собачонки попросту не существует.



error: Контент защищен !!