Роль ганса гросса в становлении криминалистики. Значение слова гросс Руководство для судебных следователей

Георг Эренфрид Гросс или Жорж Грос (нем. Georg Ehrenfried Groß, нем. George Grosz, 26 июля 1893, Берлин — 6 июля 1959, там же) — немецкий живописец, график и карикатурист. В Германии художник был видным деятелем авангарда. В 1917-1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов. С 15 лет рисовал карикатуры. В 1909 поступил в Королевскую Академию художеств в Дрездене; позднее учился в берлинской Художественно-промышленной школе и в Париже. Начав профессионально заниматься живописью, Грос поселился в Берлине и жил там до 1932, затем эмигрировал в США, а в 1938 принял американское гражданство.

В ответ на просьбу написать автобиографию для сборника «Молодое искусство» Георг Гросс прислал

John the sex murderer

Дадаизм (особенно в Германии) был направлением в живописи, литературе, театре, которое выражало несогласие. недовольство, стремилось шокировать, удивлять, бросать вызов и… говорить правду о мире, который, казалось, сошел с ума.

«В те дни (после I мировой войны) мы все были дадаистами. Если слово DADA и означало что-нибудь вообще, то это означало кипеть недовольством, неудовлетворенностью и цинизмом. Поражение и политический фермент всегда дают начало движениям такого рода».

(Г. Гросс)

Вернувшись с первой мировой войны Гросс рисовал то, что увидел в Берлине - кабаре, спекулянтов, нищих, проституток, банкиров, прусских военных, аристократов, наркоманов, инвалидов, полицейских, бюргеров.

Гросс — виртуозный рисовальщик, любящий смелые, пол-ные смысла контрастные композиционные сопоставления, необычные ракурсы. Но все это — смещения планов, выра-зительная деталь, острота линии — подчинено вскрытию са-тирической сущности явления. Это приемы гротеска, гипер-болизации, без которых не может существовать сатира.

В предисловии к сборнику рисунков Георга Гросса, изданному в СССР в 1931 г., говорилось:

«Сила Гросса заключается в том, что он умеет с необыкновенной остротой дать общее выражение классовой противоположности между буржуазией и пролетариатом.
…Его внимание поглощено исключительно негативной задачей, задачей разоблачения буржуазии… отрицая капитализм, он в то же время не видит конкретного выхода для трудящихся и не показывает в своих рисунках той силы, которая призвана уничтожить капиталистический строй».

Нарком просвещения СССР А.В.Луначарский сказал о Георге Гроссе:

«…Блестящий, своеобразный рисовальщик, злой и проницательный карикатурист буржуазного общества и убежденный коммунист… Это поистине изумительно по силе таланта и по силе злобы. Единственно, что я могу поставить в вину Гроссу, это то, что порою его рисунки чрезвычайно циничны…».

Его постоянно обвиняли — в «порнографичности», «оскорблении общественной морали», «антипатриотизме».

Все признавали мастерство Гросса как художника. Но его работы — и рисунки, и живописные картины — жесткие, беспощадные, злые, будоражащие, провоцирующие…
Большую часть из них не повесишь в гостиной или спальне, они не для офисов или залов заседаний.
Они не являются предметом украшения. И в этом их сила.

Позже в число персонажей его рисунков вошли чернорубашечники и, разумеется, их вождь - Адольф Гитлер.

Нацисты изымали из музеев и галерей рисунки Георга Гросса, альбомы с его работами сжигали на площадях.

Во многом вдохновляясь вестями из России, совершившей революцию, а также революционными событиями на своей родине, Георг Гросс вступил в созданную в 1918 году «Группу Ноябрь», а чуть позже и в Коммунистическую партию Германии.
Во время восстания спартаковцев в Берлине Гросс был арестован, но благодаря подложным документам ему удалось оказаться на свободе.

В 1919 году вместе с Виландом Херцфельде (издательство «МАЛИК») он начал издавать журнал «Пляйте». Рисунки Гросса печатаются во многих выпусках брошюр из серии «Маленькая революционная библиотека», которую выпускает издательство «МАЛИК».

В 1921 году Гросс выпускает альбом «С нами бог» и за рисунки, «оскорбляющие честь германской армии», был оштрафован на 300 марок. Эта история — «ДАДА перед судом» в деталях описана Раулем Хаусманном.

В 1922 году вместе с писателем Мартином Андерсеном Нексе совершает пятимесячную поездку в СССР, во время которой встречается с В.Лениным и Л.Троцким.
Однако увиденное не вдохновляет Гроша воспевать советскую Россию, скорее подталкивает к выходу из компартии, что и происходит в 1923 году.
Критические высказывания Георга Гросса о В. И. Ленине послужили одной из причин того, что некоторые издания с его цитатами оказались в СССР в спецхране.

Он не становится «буревестником революции», а начинает свою собственную революционную борьбу с обществом, культурой и искусством эксплуатации и тоталитаризма.

Работы Гросса 1920-х годов могут быть охарактеризованы как политическая и социальная сатира. Искусствоведы определяют их и как сатирический авангардизм, и как социальный экспрессионизм. Некоторые его работы (особенно ранние) считаются классикой дадаизма. Некоторые поздние считают предтечей такого направления как поп-арт.
Но никто не сомневается в том, что Георг Гросс вошел в историю живописи как выдающийся политический художник.

И это выбор был сделан им вполне осознанно.

Сам Гросс написал позже в автобиографии «Маленькое ДА и большое НЕТ»:

«Всюду начали звучать гимны ненависти. Ненавидели всех и каждого: евреев, капиталистов, прусских юнкеров, коммунистов, армию, владельцев собственности, рабочих, безработных, черный рейхсвер, контрольные комиссии, политических деятелей, универмаги, и снова евреев. Это была оргия подстрекательства, и сама республика была слабой вещью, едва заметной. Это был мир полный негатива, отрицания, увенчанный красочной мишурой и блестками, мир, который многие представляли как истинную, счастливую Германией, в то время как начиналось новое варварство «.

«Каин, или Гитлер в аду» (1944)Cain, or, Hitler in Hell.

Когда фашисты захватили власть в Германии, они запре-тили творчество неугодных им прогрессивных художников. В этом черном списке среди первых было названо имя круп-нейшего художника-сатирика Георга Гросса. Сжигались на кострах старые журналы с его рисунками, живопись нель-зя было показывать в залах музеев.

George Grosz, The Survivor, 1944.

Нацисты называли его большевистским прихвостнем. Одна из немецких газет писала: “Среди немцев, которые имеют здоровый, естественный образ мыслей — как экспертов, так и непрофессионалов — артистические таланты господина Гроса наименее уважаемы. Грос — квалифицированный политический агитатор, который использует для пропаганды не слова, а свой карандаш. Он — на стороне не немецких художников, а с большевиками или скорее политическими нигилистами.”

Бог войны

Автопортрет.

George Grosz, The Wanderer, 1934.

Но вскоре началась первая мировая война, и свободный художник Гросс призывается в кайзеровскую ар-мию. Здесь, столкнувшись лицом k лицу со страшной действительностью, видя ежедневно, как люди отдают жизнь за то, чтобы власть имущие положили лишнюю прибыль в свой карман, солдат Гросс открыто выступает про-тив милитаризма и продолжения войны.

Retreat (Rückzug),

Георг Гросс не был активным сторонником идей коммунизма, хотя и сотрудничал с левыми и коммунистическими изданиями.
Георг Гросс не был героем-подпольщиком, боровшимся с нацизмом.

Столпы общества. Жорж Гросс (1926)

Главным его врагом был воцарившийся в Германии тоталитаризм, опору которого составляли не только тысячи гестаповцев, но и десятки тысяч немцев, писавших в гестапо доносы на своих соседей и родственников, боявшихся доносов от своих соседей и родственников, но довольных тем, что в гитлеровской Германии наконец-то «наведен порядок», продается сыр и поезда ходят по расписанию.

The Painter of the Hole I,

he Painter of the Hole II,

George Grosz, Portrait of Dr. Felix J. Weil,

Porträt des Schriftstellers Max Herrmann-Neiße,

Strasse in Berlin (1922-1923 - George Grosz)

20-е годы — наивысший подъем в творчестве Гросса. Гросс любил делать большие серии рисунков, как бы давая в них энциклопедию нравов современной Германии, беспощадно вскрывая вопиющие противоречия общества, показывая его воинствующий антигуманистический характер. Выпуск каждой из них был событием общественной важности, был подобен взрыву бомбы. Серия монографий «Бог с нами» (1920), разоблачавшая злобную тупость германской военщины, была подвергнута рейхсвером штрафу в 5 тысяч марок. Такая участь постигла и великолепный цикл «Ессе Homo» (1923).

Гросс — виртуозный рисовальщик, любящий смелые, пол-ные смысла контрастные композиционные сопоставления, необычные ракурсы. Но все это — смещения планов, выра-зительная деталь, острота линии — подчинено вскрытию са-тирической сущности явления. Это приемы гротеска, гипер-болизации, без которых не может существовать сатира. Сам художник говорил, что «рисование должно снова подчи-ниться общественной цели», стать «оружием против звер-ского средневековья и человеческой глупости нашего вре-мени...» И надо сказать, что делал он это с подлинным блеском. Так, рисунок «Муштра» из цикла «Меченые» (1923) настолько зло показывает бездушность и идиотизм жизни германской армии, что не оставляет никаких надежд на тот ореол романтики, которым окружала ее официальная пропаганда. В изображении Гросса перед нами предстают люди-механизмы, двигающиеся, и, что самое главное, ду-мающие только по команде. Это не какое-либо учение, а именно муштра, нечто нечеловеческое.

В на-чале 30-х годов, когда фашисты уже открыто готовились к захвату власти, Гросс уезжает в Соединенные Штаты Аме-рики. Кроме Георга Гросса из гитлеровской Германии эмигрировали Д.Хартфилд, Б.Брехт, Л.Фейхтвангер, Э.Пискатор, М.Дитрих, Г. Эйслер, Т.Манн и многие, многие другие. В 1938 Гросс был лишен немецкого гражданства.

В Америке Гросс преподавал, открыл частную художественную школу. В 1937 году он получил финансовую поддержку фонда Гуггенхайма, что позволило ему посвятить большее время своим собственным работам. Он не был богат, но жил достаточно комфортно. Выставки его работ (особенно в послевоенные годы) пользовались успехом и признанием критиков и зрителей.

В 1946 году в США издана автобиография Гросса «Маленькое ДА и большое НЕТ».

В 1954 Гросс был избран в американскую Академию Литературы и Искусств, в 1958 году — в Академию Искусств Германии.
Его последние работы в Америке были коллажами, которые напоминают о его периоде дадаизма и считаются предвестниками художественного направления известного как поп-арт.
В 1959 Гросс вернулся в Берлин и спустя месяц после возвращения 5 июля умер в своем доме.

Самоубийство

George Grosz. Self-Portrait, Warning.

Grosz High Dunes, 1940.

В Германии художник был видным деятелем авангарда. В 1917-1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов. Для его творчества этого периода типичен Портрет Д.Хартфилда, где есть определенное искажение форм и использован коллаж. В конце 1920-х годов Грос присоединился к направлению, получившему название « новая вещественность », или « веризм ». Портрет доктора Нейссе (1927) - характерный пример использования подчеркнуто реалистических деталей для экспрессионистических целей, в манере, культивировавшейся веристами.

Произведения Гроса, созданные до его отъезда в Америку, можно охарактеризовать как резкие обличения политического и общественного зла, открытые и прямые, исключающие всякий юмор. В годы фашизма его работы были изъяты из музеев. По приезде в США в стиле и общей направленности творчества художника произошли изменения. Он по-прежнему прекрасно владел профессиональными навыками, однако в поздних работах чувствуется возрастающий интерес к чисто живописным и техническим проблемам. Его обличительный пафос сменился проявлением гуманистического философского мировоззрения.

В 1954 Грос был избран членом Национального института искусства и литературы. В течение 20 лет он преподавал в нью-йоркской Лиге изучающих искусство. Умер Грос в Берлине 6 июля 1959. Грос опубликовал автобиографическую книгу «Маленькое „да“ и большое „нет“» (1946). В 1950-х годах он открыл у себя на дому частную художественную школу, в 1954 году был избран в Американскую академию искусства и литературы. В 1959 году художник вернулся в Берлин. Был найден мёртвым на пороге дома после бурной ночи.

A Married Couple 1930 by George Grosz 1893-1959

Лучшие годы их жизни, 1923,Гросс Георг (1893-1859), акварель, Kunstmuseum Hannover

«Каин, или Гитлер в аду» (1944). George Grosz painting Cain or Hitler in Hell, New York, 1944.

Рисунки и карикатуры Гроса 1920-х годов, сближающие его творчество с экспрессионизмом, метко воссоздают обстановку в Германии накануне прихода Гитлера к власти, её нарастающий абсурд и безысходность. Гросу принадлежит серия рисунков «Каин, или Гитлер в аду» (1944). Значимое место в его графике занимает эротическая тема , которую он трактует в обычном для себя резко-гротескном духе.

Arnold Newman, George Grosz, 1942


Из комментариев:

".....кроме того, что это блестящий рисовальщик, чья рука тверда, ум - ясен и глубок, не взирая наверно, на количество выпитого, мужские портреты Гроса невыносимо, непередаваемо хороши. А портреты Макса Херман-Нейсе, пожалуй лучшее из всего виденного мною в последнее время. Отсутствие пафоса и в самом Максе и в портрете, а композиция портрета, на котором Макс с перстнем на руке такова, что ГЛАЗ ОТОВАТЬ нет никаких сил. Листаю пост и возвращаюсь к нему, листаю и опять возвращаюсь... Какие тонкие запястья, большие, рабочие кисти рук, узловатые пальцы, как спокойно и бессильно Максовы руки лежат на подлокотниках видавшего виды кресла. Руки говорят: всё уже было, всё случилось, ничего нельзя изменить, остается только думать об этом.. Какое мучающееся у Макса лицо, взляд в себя, как трагичен этот маленький человек, он полон тяжких дум и поэтому сразу же пронзает мысль: а пережил ли он тридцатые? Нет, думаю, не пережил...
Грос очень мужской художник, его мир наполнен мужчинами всех видов, они представлены самым полным образом и в социальном разрезе, но не это главное, мир Гроса - это то, что эти немецкие мужчины сделали с веком, Гросом, нами всеми, родившимися в этом веке, это то - за что пришлось отвечать. И возвышается над саркастическим вертепом Бог Войны! Вот главная фигура, родственник гойевских капричос, ужасающих фантазий и дьяводьской реальности. Пожалуй никто после Гойи, не изображал эту мифическую фигуру так реально, узнаваемо во всей её мерзости. Что мы знаем о Первой мировой? В России редко вспоминают эту эпопею, никаких дат не отмечают. Опосредованно, через воспоминания своих героев, нам рассказал о ней Ремарк, пронзительно, и а том спасибо. Спасибо нужно сказать и Гросу, он заслужит его, как никто др
угой". (ily_domenech)

(наст. фамилия - Оскотский) Григорий Семёнович (17 (30) VII 1901, Нижний Новгород, ныне Горький - 23 VIII 1959, Волгоград) - сов. артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1955). В 1919-22 учился в Пермском театр. уч-ще. С 1922 актёр Вологодского драм. т-ра, с 1927 - т-ров муз. комедии Ташкента, Куйбышева, Ростова-на-Дону и др. городов. В 1939-1949 актёр и режиссёр Иркутского т-ра муз. комедии, в 1949-53 актёр Моск. т-ра оперетты, в 1953-1959 - Волгоградского т-ра муз. комедии. Острохарактерный актёр, Г. создал галерею образов, окрашенных мягким юмором или едкой сатирой. Партии: Франсуа ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Дежурный тюрьмы ("Летучая мышь" Штрауса), Наливайко ("Мечтатели" Листова), Кутайсов ("Холопка" Стрельникова), Клякушев ("Самое заветное" Соловьёва-Седова), Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Александрова) и др.

В. И. Зарубин.


Смотреть значение Гросс Г.С. в других словарях

Гросс М. — 1. Мера счета, равная 12 дюжинам (144 штукам), применявшаяся обычно при счете некоторых галантерейных и канцелярских товаров.
Толковый словарь Ефремовой

Гросс — -а; м. [нем. Groß] Торг. Мера счёта: двенадцать дюжин (при счёте некоторых галантерейных и канцелярских товаров).
Толковый словарь Кузнецова

Гросс-термс — англ. gross terms условия фрахта, по которым все расходы по погрузочно-разгрузочным работам учитываются в стоимости фрахта и возлагаются на перевозчика.
Экономический словарь

Гросс-чартер, — "гросс
условия" условия фрахтования судна, когда помимо всех эксплуатационных расходов, которые обычно несет
судно, все другие
расходы, такие, как
портовые........
Экономический словарь

Гросс-термс — (англ. gross terms) - условия фрахтования, согласно которым все расходы на оплату погрузочно-разгрузочных работ, включая штивку и тальманские, учитываются во фрахтовой ставке........
Юридический словарь

Вирус Мышиного Лейкоза Гросс — В. подрода онкорнавирусов С млекопитающих, сем. ретровирусов; возбудитель лимфолейкоза мышей; патогенность для человека не установлена.
Большой медицинский словарь

Гросс — (Gro?) Ганс (1847-1915) - австрийский юрист, один изосновоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого вмире Музея криминалистики в Граце.
Большой энциклопедический словарь

Гросс Христиан-фридрих — Гросс (Христиан-Фридрих) - академик по кафедре нравоучительной философии, вюртембергский уроженец, студент Тюбингенского университета; прибыл в Санкт-Петербург вместе........
Исторический словарь

Гросс, Николаус — (Gross), (1898-1945), немецкий профсоюзный активист, участник Июльского заговора 1944 против Гитлера. Родился 30 сентября 1898 в Руре. Окончив школу, работал на шахтах, стал........
Исторический словарь

Гросс-беерен (gross-beeren) Наполеоновские Войны — Место сражения 23 авг. 1813, в котором участвовали северная франц. армия под командованием марш. Удино и 80 000 союзников под командованием швед. наследного принца, прикрывавших........
Исторический словарь

Гросс-егерсдорф (gross Yagersdorf) Семилетняя Война — Место сражения 19 (30) авг. 1757 между 28 000 пруссаков под командованием фельдмарш. Левальда и 55 000 русских под командованием фельдмарш. С. Ф. Апраксина. Апраксин, решивший обойти........
Исторический словарь

Гросс-розен — Небольшой концентрационный лагерь в районе Штрегау в Силезии. был создан в дополнение к системе трех основных лагерей: Дахау на юге, Бухенвальд в Центральной........
Исторический словарь

Гросс — писал по сельск. хоз. 1833 г., учитель симферопольск.

Гросс, Андрей Леонтьевич — т. с., посланник русский при дворах Западной Европы; † 1765
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Антон — камер-музыкант; р. 1760, † в СПб. 19 мая 1821
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Г. В. — авт. медиц. книг (1830-1840
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Евгений Федорович — [р. 8 (20) окт. 1897] - сов. физик, чл.-корр. АН СССР (с 1946). В 1924 окончил Лен. ун-т, где с 1938 - проф. С 1944 работает также в Физико-технич. ин-те АН СССР. Осн. труды Г. посвящены спектроскопии........
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Егор Егорович — академ. архитектуры И. А. X., † янв. 1877
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Иосиф Германович — врач, р.
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Леонтий Леонтьевич — воен. белозерск. (кажется, одно лицо, что и Гросс, Леонтий, переводч.,
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Леонтий, Переводч. — Посольск. приказа 1681 г.
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Логин — придворный музыкант 1809
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Н. — перев. с польск. 1890
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, П. И. — сотрудн. журн. "Домашний ремесленник" 1912
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Учитель Симферопольской Губ. Гимназии — писатель по сельскому хозяйству; 1833
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Федор Иванович — посланник русский при Нижне-Саксонск. округе, 2 сент. 1793, в службе с 1751
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Христиан Фридрих — - академик по кафедре нравоучительной философии, вюртембергский уроженец, студент Тюбингенского университета, прибыл в СПб. вместе с Бильфингером в 1725 г. и в следующем........
Большая биографическая энциклопедия

Гросс, Христиан Фридрих (крестьян Леонтьевич) — проф. нравоуч. филос., академик, застрелился в 1742
Большая биографическая энциклопедия

Гросс-егерсдорф — (Gross-Jägersdorf) - селение в б. Вост. Пруссии (юго-западнее Инстербурга, ныне - Черняховск), в р-не к-рого 19(30) авг. 1757 во время Семилетней войны 1756-63 произошло сражение между рус.........
Советская историческая энциклопедия

Гросс — Единица счета, равная 12 дюжинам, т.е. 144 штукам.
Словарь мер и весов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова гросс

гросс в словаре кроссвордиста

гросс

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гросс

А, м. (спец.). Мера счета: двенадцать дюжин (при счете нек-рых галантерейных товаров, карандашей). Г. пуговиц.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гросс

м. Мера счета, равная 12 дюжинам (144 штукам), применявшаяся обычно при счете некоторых галантерейных и канцелярских товаров.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гросс

ГРОСС (нем. Gro?) мера счета (обычно мелких галантерейных и канцелярских предметов), равная 12 дюжинам, т.е. 144 штукам.

гросс

ГРОСС (Gro?) Ганс (1847-1915) австрийский юрист, один из основоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого в мире Музея криминалистики в Граце.

гросс

ГРОСС Евгений Федорович (1897-1972) российский физик, член-корреспондент АН СССР (1946). Основные труды по спектроскопии. Экспериментально доказал существование экситонов в кристаллах. Ленинская премия (1966). Государственная премия СССР (1946).

Гросс (мера счёта)

Гросс - мера счёта, равная 12 дюжинам, т. е. 144 штукам.

Обычно применялась при счёте мелких галантерейных и канцелярских предметов - карандашей, пуговиц, писчих перьев и т. п.

Дюжина гроссов составляет массу.

Гросс

Гросс:

  • Гросс - ныне редко используемая мера счёта, равна 144 предметам.
  • Гросс (gross, в англ. сумма до всех вычетов ), применительно к оплате труда - заработная плата работника, установленная и начисляемая в соответствии с трудовым договором (разговорное «грязными» ). В отличие от нетто - зарплаты, выдаваемой на руки (в России = оклад + региональная надбавка − НДФЛ 13 %) (разговорное «чистыми» ). Таким образом, если в трудовом договоре указана гросс зарплата, равная 100 000 рублей, то работник, уплатив 13 % налога, фактически будет иметь 87 000 рублей нетто .
  • Gross - большой, крупный; валовой, брутто. От англ. и нем. gross - большой, крупный, обширный, значительный, грубый, неочищенный. Происхождение слова - от лат. grossus и более позднего старофранц. gros - большой. В экономике употребляется в значении «валовой». Например, gross маржа - это маржа валовой прибыли, GDP (Gross Domestic Product) - ВВП.

Примеры употребления слова гросс в литературе.

На той неделе прилетает Глен Гросс , включаю Белореченск в маршрут поездки.

Увы, читатель, немало здесь собралось и проходимцев от науки - Буксбаумы, Гроссы , Крафты, все в париках, тевтоногрозные, завистливые к чужим успехам, жадные до казенных дровишек.

Кроме того, я решил, что мистер Гросс - человек более высокого ранга, чем мистер Агрикола, и что последний получил указания именно от него.

Судя по тому, что ты говоришь, и не только ты, а и те два парня тоже, Гросс - более важная шишка, чем Агрикола, а между тем Агрикола был самым высокопоставленным бандюгой, о котором я когда-либо слышал.

Дядя Эл, Фермер Агрикола, его дочь мисс Алтея, мистер Гросс , инспектор Махоуни, Крепыш Тони Тафи, Траск и Слейд.

Она вытерла глаза, умылась, вышла во двор, где Прауд, Дора, Джерри, фрау Гросс и мать Энн сообща пытались переоборудовать старинный погреб в бомбоубежище, взяла свою лопату и снова принялась за работу.

Недаром сказал обозреватель Глен Гросс , кстати заметить, ветеран 42-й пехотной дивизии армии США, форсировал на хилом буксирчике Ла-Манш, катил на танке по Европе.

Сэндерса наконец дошел трюк майора Гросса : он отправил всех троих разными маршрутами, но цель у них наверняка одна -- некая точка в юго-западной Англии, где рано или поздно двойники должны будут собраться вместе.

Гроссе , считал, что трансураны Ферми вовсе не новые элементы, а на самом деле изотопы 91-го элемента -- протактиния.

Сейчас здесь живут русский посланник, по национальности француз, граф Кассини с племянницей и ее гувернанткой мадемуазель Шелле, первый секретарь посольства Павлов, секретарь Соловьев, драгоманы Попов и Колесов, доктор миссии Корсаков и студенты Штейн, Гроссе и Рождественский.

Перед битвой Гросс вел себя кичливо и развязно, он хвастал своей непобедимостью и мастерством.

Такое понимание Гросса вполне совпадает с нашими прежними размышлениями по поводу обсуждавшихся номиналистической и реалистической точек зрения, а также их ранних стадий, представленных в платонической, мегарской и кинической школах.

Гросс различает две формы слабоумия: в одной - сознание расплывчато и поверхностно, в другой - сужено и углублено.

Гросс , друг мой, - виновато прошептала профессорша и горестно вздохнула, - я знаю, что ты меня будешь упрекать, я знаю, что заслужила твои упреки, но только я.

Лишь только фрау Гросс стала одеваться, как давно уже не спавшая девочка вскочила на ноги, разбудила Джерри, убрала постель, умылась и побежала на кухню, где профессорша готовила завтрак.

Наверное, ни в одном из современных учебников криминалистики не обойдены вниманием заслуги австрийского ученого, практика и преподавателя Ганса Гросса в создании предпосылок для возникновения науки о раскрытии и расследовании преступлений. Действительно, мы знаем его как автора самого термина "криминалистика ", создателя знаменитого "Руководства для следователей", изобретателя следственного чемодана, для работы на месте происшествия, организатора первого учебного музея криминалистики и издателя журнала "Архив уголовной антропологии и криминалистики ". Его называют "отцом европейской криминалистики ", считая, что он первый, кому пришло в голову усмотреть систему в деятельности по раскрытию и расследованию любого преступления. Индуктивно преодолев узость опыта отдельных успешных расследований, Гросс попытался создать инструкцию для расследования различных видов преступлений, предложил приемы производства следственных действий и методы работы с доказательствами. Многие его идеи стали фундаментом для формирования современной системы криминалистики .
Гросс создавал криминалистику на базе знаний, накапливаемых и в недрах других научных направлений. Поэтому вполне объясним его интерес к уголовному праву, юридической психологии и криминологии.Работы Гросса , в том числе и его "Руководство для судебных следователей и чинов жандармской полиции " стали доступны русскоязычному читателю еще в конце XIX в,. Спустя три года, после выхода в свет, оно было переиздано в Смоленске на русском языке, а в 1908 году в Петербурге уже под заглавием "Руководство для судебных следователей как система криминалистики ".
Следующее полное издание появилось лишь спустя почти сто лет. В 2002 году московское издательство "ЛексЭст" в серии "Антология криминалистики " представило труд Г.Гросса в новой орфографии.
К сожалению, о самом Гроссе отечественный читатель может судить лишь только по книге немецкого публициста Юргена Торвальда "Сто лет криминалистики ", которая была переведена с немецкого в 1974г., претерпела несколько изданий и стала хрестоматийной. Из этой книги и перекочевал на страницы справочников и энциклопедий единственный его портрет.

Заинтересовавшись личностью Гросса , мы попытались разузнать о нем поподробнее. Не скроем, что интерес был вызван еще и тем, что в одном из изданий упоминалось о работе Гроссом в Черновицком университете, ныне находящимся на территории Украины . Уже содержание самого "Руководства …" позволяло судить о некоторых чертах характера и особенностях личности автора. Само разнообразие информации, оказавшейся на страницах этой инструкции, свидетельствовало о чрезвычайной любознательности, высокой эрудиции и богатом следственном опыте Гросса . Исследование ложных показаний, жаргон, тайнопись и жесты преступников, расследование несчастных случаев на железных дорогах, конструкции адских машин, взаимодействие следователя и прессы, микрочастицы почвы на обуви, средства изгнания плода, приемы противодействия расследованию, оружие огнестрельное и холодное – этот разносторонний перечень только отдельных тем, достаточно ярко характеризует Гросса как энциклопедиста криминалистики , пытливого исследователя, смело вторгающегося в самые разнообразные отрасли знаний.

Нам стало ясно, что Гросс был очень обеспокоен и проблемой цыганской преступности. Их быту, поведению и преступным приемам в его "Руководстве …" отведена целая глава. Перечисление автором качеств, которыми должен обладать судебный следователь привело нас к мысли об автобиографическом характере этой информации. "Неустанное усердие и рвение, самоотверженность и твердость, остроумие и знание людей, образование, безусловно вежливое отношение ко всем – эти качества следователя предполагаются сами собой" . "Чрезвычайная" точность, внимательность при разговоре и наблюдении за людьми, педантичность – качества которые, как мы полагаем, были присущи самому Гроссу . В некоторых случаях его педантичность, на наш взгляд, была чрезмерной, и мы подозреваем, что современники считали его просто занудой.
Например, при описании подготовительных действий для выезда на место происшествия, Гросс подробнейшим образом комментирует содержимое следственного портфеля: "Перья с карандашом должны быть наилучшего качества, отличные перья дают возможность быстро писать, вследствие чего получается сбережение времени; следует заботиться о тщательном закупоривании флакона с чернилами и после каждой поездки должно снова наливать чернила" . Он и сам оправдывается, подозревая, что эти советы будут восприняты как мелочные и признается как бывает приятно, когда все мелочи в порядке. Можно считать эти проявления национальной особенностью австрийцев, но не дело не только в этом. Из той же главы становится известным, что Гросс имел отношение к военной службе и участвовал в боснийской кампании 1876 года. Вот почему его первый следственный портфель имел вид модернизированной офицерской сумки. Заинтересовало нас и предложение Гросса иметь при выезде на место происшествия небольшое христианское Распятие для приведения к присяге "тяжко раненного". Однако этот факт нам показался не свидетельством религиозности самого Гросса , а глубоким распространением католической веры в обществе, в котором он жил и работал. Как комплектация следственного портфеля в частности, так и содержание "Руководства …" в целом свидетельствуют о высоком профессионализме Гросса , позволяющем использовать его опыт и сегодня. Специалисты американского Федерального бюро расследований, не так давно посетив музей криминалистики , созданный Гроссом в г. Граце и осмотрев, находящийся там модернизированный следственный портфель, сформированный основоположником криминалистики , также дали ему высокую оценку.
2
Многие средства и методы криминалистики , которые стали нам известны из современных разработок имеют корни, упоминаемые еще в гроссовском "Руководстве ..". Так, например, уже общеизвестен способ отбора запахов с места происшествия для его последующего хранения и использования при появлении подозреваемого.В 1965 году А.И. Винберг с соавторами зарегистрировал его как изобретение и даже получил авторское свидетельство. Эта методика совершенствовуется и в настоящее время. Изымаемый с помощью шприца запах рекомендуется хранить в стерильных стеклянных сосудах с притертыми пробками, залитыми парафином с момента изъятия, до их исследования. Каково же было наше удивление, когда мы ознакомились с рекомендациями Гросса "об исследованиях волос". Еще более ста лет назад, он указывал, на способность волос впитывать запахи и предлагал сохранять их в "склянках тонкого стекла, с пробкой, герметизированной абсолютно чистых салом" . Думается, что изобретатели одорологического метода знакомились с "Руководством для судебных следователей", а рекомендации Гросса вполне могли явиться отправной точкой для идеи создания целого направления в современной криминалистике .
Получив возможность использовать Интернет для международного общения, мы попытались узнать о Гроссе из австрийских источников. Благодаря помощи преподавателей кафедры иностранных языков и студентов нам удалось установить связь с современными биографами ученого и отыскать много нового и неожиданного. Декан университета г. Граца Gernot Kocher - Гернот Кухер, давно изучающий наследие Гросса , получив наше письмо, был удивлен тем, что в Симферополе знают и интересуются его научным кумиром. Доктор Кухер любезно передал нам интересующую информацию и даже прислал несколько фильмов. Он сообщил, что его поиски продолжаются, и в настоящее время потомки Гросса , живущие в Лотарингии, предоставили в его распоряжение ранее неизвестную переписку Гросса . Нам стало ясно, что Гросс действительно был незаурядным человеком, а его труды и опыт достойны подробного изучения не только на родине, но и за рубежом. Подтвердились и наши предположения о личных качествах Гросса , стали известны некоторые обстоятельства жизни его семьи.

Ганс Гросс родился в г. Граце 26 декабря 1847 года в семье Иоганна Гросса и Франциски Лютцендорф. Отец Ганса был имперским военным комиссаром и его влияние сказалась на характере сына. Гимназия Адмонт, где учился Ганс отличалась строго католическим воспитанием, и это уважение к религии вполне могло быть воспринято Гроссом с "младых ногтей". Поступив в университет Гросс стал изучать правовые науки, так как профессия юриста не была чем-то новым в семье Гросса . Его прадед служил придворным советником в судебной палате г. Ветцлара. После окончания университета и успешной защиты диплома в 1871 году Гросс поступает в правоохранительные органы и служит Фемиде более 30 лет.

Современники Гросса описывают его как высокого сильного человека с испытующим, но в то же время доброжелательным взглядом. Однако врач Гросса , характеризуя своего пациента, отмечает и "солдафонские" черты в его характере. Начинает свою практическую деятельность Г. Гросс в г. Леобене в должности судебного следователя. Там он изучает новые методы расследования: бертильонаж, фотосъемку преступников и места происшествия. В Леобене Гроссу пришлось вплотную столкнуться с расследованием преступлений цыган. В ходе безуспешных попыток борьбы с "цыганской преступностью", Гросс приходит к выводу о необходимости создания цыганских колоний и изоляции цыган от остального общества.

Изучая приемы расследования преступлений, Гросс обратил внимание на ту небрежность, с какой работала австрийская полиция. Это было неудивительно, поскольку профессионалов в рядах полиции было недостаточно. В основном там работали отслужившие свой срок низшие военные чины. Гросс занялся изучением следственного опыта. Он углубился до приёмов средневековой инквизиции и отметил, что порою методы работы полиции не отличались от средневековья. Достижения других наук еще только начинали проникать в практику расследования.
Гросс занялся систематизацией успешных приемов расследования, интересовался химией, физикой, ботаникой, микроскопическими исследованиями и психологией . В 1878 году Гросс обогатил свою следственную практику службой военным следователем на территории Боснии, оккупированной Австро-Венгрией. Получив за службу награду от кайзера, Гросс в 1881 году в звании старшего лейтенанта вернулся в Грац , где стал прокурором.
3
Служба не мешала ему заниматься научной деятельностью. В 1893 году он издал свое "Руководство ", которое и сделало его знаменитым. Стало ясно, что для успешного расследования преступлений недостаточно знания одних лишь уголовного и уголовно-процессуального права. Необходимо изучение преступника, его личности, преступных приемов и средств, используемых для совершения преступлений. Гросс увлекся психологией , а его работу "Криминальная психология " (1898) известный психолог Вильям Штерн назвал "исторически значимой".
Гросс задумывается над тем как обучать будущих следователей, в чем заключается искусство следователя и можно ли его передавать ученикам. С 1893 года он пытается получить звание приват доцента по специальности "уголовное право" на факультете права университета Граца , но безуспешно. Министерство культуры и образования считает его уровень недостаточным, а "вспомогательные лекции по уголовному праву" более полезными для практиков, чем для студентов.

Однако Гроссу удается (в этом одна из самых больших заслуг его деятельности) в своем выступлении на международном конгрессе в г. Линце в 1895 году добиться включения преподавания своих лекций студентам юристам. С тех пор криминалистика и появилась в учебных программах юридических учебных заведений. В целях совершенствования своего "Руководства ..." и сбора информации о преступном и следственном опыте Гросс начинает издавать журнал "Архив уголовной антропологии и криминалистики ", который выходит и поныне.

1 марта 1899 года в Буковине, принадлежащей в те годы Австро-Венгрии, в Черновицком университете, Гросс становится профессором и преподает уголовное право. В 1902-1905 году Гросс читает курс уголовного права в университете Праги, где его слушателем является Франц Кафка , ставший впоследствии известным писателем. На своих занятиях Гросс широко использует различные ролевые игры, проводит психологические эксперименты. Его интересует проблема диагностики лжи в показаниях, особенности восприятия свидетелем обстоятельств происшествия.
В 1905 году его научно-педагогические заслуги, наконец-то были замечены и оценены. В возрасте 57 лет Гросс становится постоянным профессором уголовного и уголовно-процессуального права.
Еще, будучи следователем в Граце , Гросс создает небольшой музей криминалистики . Переехав в родной город, он передает музей местному университету для учебных целей.

В самом начале своей преподавательской карьеры Гросс пытается создать специально оборудованные для изучения криминалистики лаборатории, и организовать свой институт криминалистики . Его поддерживает и министерство юстиции, однако министерство культуры и образования не видит в этом необходимости. Лишь после 18 лет хлопот Гроссу наконец-то удается открыть Криминалистический институт при университете Граца . В институте, который возглавил Гросс , читались курсы криминалистики , уголовной психологии , уголовной антропологии и уголовной статистики. При институте была своя библиотека, учебный музей, несколько лабораторий и имелся собственный печатный орган, в качестве которого использовался уже известный читателю журнал "Архив уголовной антропологии и криминалисти-ки".
4
Сын Гросса так же оставил свой след в истории, но вовсе не криминалистики и далеко не положительный. Еще в 1876 году судебный следователь Ганс женился на Адели Райман (1850-1942) женщине интеллигентной, умной и высокообразованной. Она помогала мужу в подготовке к изданию его трудов, хотя у неё было слабое зрение. По поводу этого недостатка супруги,
(1847-12-26 )

Ганс Гросс (нем. Hans Gross , 26 декабря 1847 - 9 декабря 1915) - австрийский юрист и криминолог , основоположник криминалистики . Отец Отто Гросса.

Биография

Гросс родился в Граце и закончил Грацский университет . С 1869 по 1897 год Гросс работал судебным следователем в Черновцах . За это время он разработал систему рекомендаций по расследованию преступлений, которая легла в основу фундаментальной работы «Руководство для судебных следователей, чинов жандармерии и полиции» (1893). Хотя Гросс не получил докторской степени , в 1897 году он стал профессором уголовно-исполнительного права в Черновицком университете . В 1902 году Гросс перешёл в Пражский университет , а с 1905 года стал преподавателем университета Граца.

«Руководство» Гросса было сразу переведено на многие европейские языки (так, первый перевод на русский вышел в 1895-1896 годах). Третье издание (1898 год) было озаглавлено автором «Руководство для судебных следователей как система криминалистики». Термин криминалистика был придуман Гроссом и в дальнейшем дал название науке о расследовании преступлений. Гросс обобщил полицейский опыт собирания доказательств, описал быт и жаргон профессиональных преступников, применение в следственной деятельности последних научных открытий (например, рентгеновских лучей), а также привёл описание многих уголовных дел. Также Гросс основал первый криминалистический журнал «Archiv für Kriminalanthropologie und Kriminalistik», главным редактором которого был с 1898 года до своей смерти . В 1912 году Гросс основал в Граце Институт криминалистики.

Примечания

Литература

  • Аверьянова Т.В., Белкин, Р. С. Криминалистика. - М .: НОРМА - ИНФРА-М, 2000. - С. 18-19. - 990 с. - ISBN 5-89123-302-9
  • William M. Johnston The Austrian mind: an intellectual and social history, 1848-1938. - University of California Press, 1983. - P. 94-95. - 515 p. - ISBN 9780520049550

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 26 декабря
  • Родившиеся в 1847 году
  • Родившиеся в Граце
  • Умершие 9 декабря
  • Умершие в 1915 году
  • Умершие в Граце
  • Юристы Австрии
  • Криминалисты

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Гроспетер, Аттила
  • Гросс, Пол

Смотреть что такое "Гросс, Ганс" в других словарях:

    Гросс Ганс - (Groß) (1847 1915), австрийский юрист, один из основоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого в мире музея криминалистики в Граце. * * * ГРОСС Ганс ГРОСС (Grob) Ганс (1847 1915), австрийский юрист, один из… … Энциклопедический словарь

    Гросс Ганс - Гросс (Groß) Ганс (16.12.1847, Грац, ≈ 9.12.1915, там же), австрийский учёный, криминалист. В 1897≈1902 профессор Уголовного права Черновицкого, в 1902≈05 Пражского, с 1905 Грацкого университетов. Один из основоположников криминалистики, a… …

    Гросс, Ганс - ГРОССЪ, Гансъ, майоръ воздухоплав. б на въ Берлинѣ, род. въ 1860 г. Раньше служилъ въ саперахъ, затѣмъ съ 1891 г. перешелъ въ воздухоплав. службу. Имъ сдѣлано весьма много полетовъ съ науч. цѣлью на сферич. аэростатахъ. Съ 1906 г. Г. командуетъ… … Военная энциклопедия

    Гросс - Гросс ныне редко используемая мера счёта, равна 144 предметам. Гросс (gross, в англ. сумма до всех вычетов), применительно к оплате труда заработная плата работника, установленная и начисляемая в соответствии с трудовым договором … Википедия

    Гросс-адмирал - Гросс адмирал высшее военно морское звание в Австро Венгрии (1867 1918), Германской империи (1871 1918) и Третьем рейхе (1933 1945). Ему соответствовало звание генерал фельдмаршал в сухопутной армии. Содержание 1 Гросс адмиралы 1.1 Австро… … Википедия

    ГРОСС (Gross) Ганс - ГРОСС (Gro?) Ганс (1847 1915) австрийский юрист, один из основоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого в мире Музея криминалистики в Граце …

    Гросс (Groß) Ганс - (1847—1915), австрийский юрист, один из основоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого в мире музея криминалистики в Граце … Большой Энциклопедический словарь

    Гросс Г. - ГРОСС (Groß) Ганс (1847–1915), австр. юрист, один из основоположников криминалистики и суд. психологии, создатель первого в мире музея криминалистики в Граце … Биографический словарь

    Гросс - I (Groß) Ганс (16.12.1847, Грац, 9.12.1915, там же), австрийский учёный, криминалист. В 1897 1902 профессор Уголовного права Черновицкого, в 1902 05 Пражского, с 1905 Грацкого университетов. Один из основоположников криминалистики, a… … Большая советская энциклопедия

    Гросс, (Gross) Ганс - (1847–1915) австрийский ученый, профессор университетов в Граце и Праге, основоположник западно европейской криминалистики; основатель первого в мире криминалистического музея в Граце; один из пионеров кри минальной психологии. Заслугой Г.… … Криминалистическая энциклопедия



error: Контент защищен !!