Человек на луне год. Люди на луне

В мае 1961 года президент США Джон Ф. Кеннеди поставил перед страной небывалую задачу - осуществить к концу десятилетия высадку человека на Луне. 20 июля 1969 года этот дерзкий план был воплощён в жизнь. Итак, как проходили приготовления к этому событию и как проходил первый полёт человека на Луну.

Противостояние СССР и США в освоении космоса

Решение Джона Кеннеди «застолбить» Луну для Америки

В середине ХХ века поставленная цель казалась совершенно недостижимой. Человечество делало лишь робкие шаги в космосе. Не прошло и месяца после полёта Юрия Гагарина, да и за плечами у НАСА (Национального агентства по аэронавтике и космическим исследованиям) был только 15-минутный суборбитальный полёт астронавта Алана Шепарда. Однако высадка на Луну стала для американцев делом национальной гордости. СССР опередил США, запустив в космос первый спутник и первого человека, поэтому в самый мрачный период «холодной войны» Джон Кеннеди решил «застолбить» Луну для Америки. Его решение положило начало крупномасштабной космической программе, а выполненные для проекта «Аполлон» передовые научно-технические разработки во многом придали современному миру его нынешний облик.

Первая фотография обратной стороны Луны

С первых же дней космической эры, открытой запуском советского спутника 1 октября 1957 года, Луна стала очевидной мишенью для беспилотных зондов. Первым её достиг в 1959 году советский зонд «Луна-2», разбившийся о лунную поверхность, но успевший отправить на Землю её фотоснимки. Месяц спустя «Луна-3» совершила облёт нашего ночного светила и впервые в истории сфотографировала его обратную сторону. СССР захватил явное лидерство в космической гонке. Однако, взяв мощный разбег к поставленной цели, США начали постепенно сокращать отрыв.

Полёты американских «Рейнджеров»

В 1962 году до Луны добрался и американский «Рейнджер-IV», но к великой досаде учёных он не передал на Землю ожидаемой телевизионной картинки. Зато в 1964-1965 годах «Рейнджеры» VII, VIII и IX сделали свыше 17 тысяч фотоснимков, в том числе первые крупные планы лунной поверхности. В 1966 году СССР записал на свой счёт ещё один выдающийся успех, когда «Луна-9» впервые совершила мягкую посадку на Луне. Для Советского Союза экспедиция на Луну была не меньшим политическим козырем, чем для США, но если Америка открыто разрабатывала свои космические программы, то в СССР столь же напряжённая работа велась под покровом секретности. Все беспилотные зонды собирали информацию, необходимую для высадки человека. Следом за «Рейнджерами» последовала серия «Сервейоров», осуществлявших мягкие посадки и бравших пробы лунных пород. Этой же цели служили спутники серии «Лунар орбитер», оснащённые мощной фотоаппаратурой, которая позволила составить карту 95 % лунной поверхности и обследовать возможные точки прилунения.

Об экспедициях на Луну нечего было и думать без гигантского скачка в технологии пилотируемых полётов. Первые астронавты 1961 года были лишь пассажирами своих кораблей, летавших по простым суборбитальным траекториям. Со временем советская программа «Восток» и американская «Меркурий» начали ставить перед пилотами всё более сложные задачи.

Запуск кораблей серии «Джемини»

Позднее НАСА приступило к запуску двухместных кораблей серии «Джемини», постепенно увеличивая продолжительность полётов, в ходе которых астронавты осваивали науку космического пилотирования. Ведь для экспедиции на Луну потребуется экипаж из трёх человек, которому предстоит провести больше недели в космосе и корректировать курс с точностью до долей секунды. Более того, в тесном пространстве космических модулей вся начинка должна быть предельно компактной, в том числе и бортовые компьютеры, которые в те годы были громадными махинами, занимающими большие помещения.

Полёт на Луну был немыслим и без новой, гораздо более мощной ракеты-носителя. Выведение капсулы «Джемини» на околоземную орбиту требовало куда меньших затрат энергии, чем отправка «Аполлона» в путь длиной более 300 тыс. км. Поэтому, подвергнув основательной переделке конструкцию ракеты «Сатурн-I», НАСА создало могучий «Сатурн-V».

Полёты по программе «Аполлон»

Трагические инциденты

К началу 1967 года, после многих лет напряжённой работы, программа «Аполлон» была, наконец, готова к старту, что убедительно показал успешный запуск «Аполлона-1» с помощью модифицированного «Сатурна-IB» («Сатурн-V» находился на стадии разработки). Однако именно в этот момент грянула беда. В ходе предстартовой тренировки в герметично закрытом командном модуле «Аполлона» вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся в обогащённой кислородом атмосфере. Астронавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи задохнулись в дыму. Предпринятое по следам аварии расследование и внесение в конструкцию командного отсека существенных изменений отсрочили программу больше чем на год. За это время СССР вполне мог захватить лидерство в «лунной» гонке. Однако и там в апреле 1967 года произошёл трагический инцидент. Плановый полёт, предусматривавший стыковку двух кораблей на орбите, завершился гибелью космонавта Комарова, когда спускаемый аппарат «Союз-1» с большой скоростью врезался в землю.

Аполлон-7

В октябре 1968 года были возобновлены полёты по программе «Аполлон» с новой мощной ракетой-носителем и реконструированным командным отсеком. С целью его обкатки на околоземную орбиту был выведен «Аполлон-7». Но ещё до его запуска НАСА взялось за подготовку нового космического «сюрприза», подстёгиваемое слухами о том, что СССР готовит пилотируемый облёт Луны.

К счастью для НАСА, советский замысел так и не воплотился в жизнь.

Аполлон-8

В декабре 1968 года США достигли самого крупного на тот момент успеха. Корабль «Аполлон-8» с астронавтами Фрэнком Борманом, Джеймсом Лоуэллом и Уильямом Андерсом на борту долетел до Луны, совершил вокруг неё 10 витков и вернулся на Землю. Это было гораздо сложнее запланированного Советами простого облёта Луны. За 20 часов пребывания на окололунной орбите астронавты опробовали системы навигации и связи, предназначенные для использования при посадке на Луну.

Аполлон-9

Спустя два месяца на околоземную орбиту вышел «Аполлон-9» с целью испытания модуля, которому предстояло доставить первых людей на лунную поверхность. В течение 6 часов лунный модуль летал отдельно от командного, после чего благополучно состыковался с ним. 13 марта 1969 года астронавты вернулись на Землю.

Вперёд, на Луну!

Через два с лишним месяца экипаж «Аполлона-10» провёл дальнейшие испытания лунного модуля - на сей раз на окололунной орбите. Астронавты Томас Стаффорд и Юджин Сернан снизились в нём до 15 км над лунной поверхностью, а Джон Янг тем временем оставался в командном модуле. Успех этой экспедиции убедительно подтвердил готовность НАСА к высадке первых людей на Луну.

Утром 16 июля 1969 года с космодрома на мысе Канаверал, штат Флорида стартовала трёхступенчатая ракета-носитель «Сатурн-V», которая вывела в космос корабль «Аполлон-11» с тремя астронавтами на борту. Это были Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз. Общая длина ракеты и корабля составляла 111 м, а стартовый вес - почти 3000 тонн. Ежесекундно сжигая 15 т топлива и сжиженного кислорода, мощные двигатели первой ступени развили скорость 10 000 км/час и за 2,5 минуты подняли ракету на высоту 65 км над Землёй. После этого первая ступень была отстрелена, и заработали двигатели второй ступени. Через 9 минут после старта она тоже выполнила свою задачу, подняв корабль на высоту 185 км и увеличив скорость до 25 000 км/час. Наконец, после отделения второй ступени включились двигатели третьей.

Орбита ожидания

За каких-нибудь 3 минуты корабль набрал скорость 28 000 км/час, достаточную, чтобы остаться на почти круговой околоземной орбите ожидания. После выключения двигателей третьей ступени экипаж выполнил штатные проверки систем корабля и начал готовиться к трёхдневному полёту к Луне длиной 384 тыс. км.

Повторно включенные на пять с половиной минут двигатели третьей ступени вырвали корабль из объятий земной гравитации, и он взял курс на Луну с начальной скоростью свыше 39 тыс. км/час. Теперь пришло время подготовки трёх модулей (командного, двигательного и лунного), из которых состоял «Аполлон-11», к выходу на окололунную орбиту.

Модули «Аполлона»

В коническом командном модуле находилась панель управления и жилые отсеки. Командный модуль составлял единую связку с цилиндрическим двигательным отсеком, в котором помимо маршевой двигательной установки находились двигатели системы ориентации и система электропитания.

Наконец, непосредственно к третьей ступени «Сатурна» крепился лунный модуль, в котором астронавты совершили посадку на поверхность Луны.

Посадка на Луне

Состыковка с лунным модулем

Отделившись от «Сатурна», основной блок из командного и двигательного модулей совершил разворот и вершиной к вершине состыковался с лунным модулем. После этого связка основного блока и лунного модуля отделилась от третьей ступени «Сатурна», которая к тому времени выполнила свою задачу. Необходимые корректировки курса выполнялись с помощью малых маневровых двигателей. Однако маршевый двигатель не включался, и под воздействием земной гравитации космический корабль постепенно замедлял ход. В 48 тыс. км от Луны скорость «Аполлона-11» лишь немногим превышала 3000 км/час. Но здесь уже вступили в действие силы лунного притяжения, и корабль снова начал ускоряться. Для торможения и перевода корабля на окололунную орбиту был включен маршевый двигатель, который теперь находился в носовой части связки.

Лунная равнина Море Спокойствия

Через иллюминаторы командного модуля астронавты «Аполлона-11» наблюдали лунную поверхность с высоты 100 км, сосредоточив всё внимание на предполагаемом месте посадки в Море Спокойствия. Это обширная лунная равнина, получившая своё название несколько веков назад, когда учёные верили в существование лунных морей. На другой день Армстронг и Олдрин перешли в лунный модуль, получивший позывной «Орёл». Коллинз остался в командном отсеке, а лунный модуль отделился и начал пологий спуск к поверхности Луны, пользуясь двигателем посадочной ступени для торможения и корректировки курса.

Историческая посадка «Орла»

В этот момент весь мир затаил дыхание. Наконец, астронавты подыскали ровную площадку, на минуту зависли над ней в полуторах метрах и совершили посадку на покрытую вековой пылью поверхность Луны, о чём Армстронг доложил в ЦУП на Земле: «Говорит дно Моря Спокойствия. «Орёл» совершил посадку». Это поистине историческое событие свершилось 20 июля 1969 года в 20:18 по Гринвичу .

Кульминационным моментом экспедиции стал момент, когда Нил Армстронг спустился по трапу на лунную поверхность . Ступив на тёмно-серый грунт, он сказал: «Для одного человека - это маленький шаг, но для всего человечества - гигантский скачок вперёд» .

На Луне

Астронавт Эдвин Олдрин спускается с лунного модуля «Аполлон-11» на поверхность Луны. Снимок сделал первый человек, ступивший на Луну - Нил Армстронг

Следом за Армстронгом ступил на Луну Эдвин Олдрин, и передвигаться в условиях низкой гравитации оказалось очень легко, даже несмотря на громоздкие скафандры. Первым делом астронавты установили американский флаг, натянутый на жёсткий каркас, чтобы ткань не обвисала в полном безветрии безвоздушного пространства.

Это эпохальное событие находилось в центре внимания всей мировой прессы, а телерепортажи, пересылаемые на Землю маленькой телекамерой лунного модуля, с огромным интересом наблюдали зрители многих стран.

Гигантский лунный кратер. Снимок сделан в ходе первой экспедиции на Луну «Аполлона-11» . На заднем плане виден лунный вездеход, которым пользовались первопроходцы

Прежде чем вернуться в лунный модуль, астронавты провели ряд научных экспериментов и собрали около 20 кг образцов лунной породы.

Наступил критический момент всей экспедиции - старт с Луны. Ведь в случае отказа стартового двигателя лунного модуля люди бы навсегда остались на Луне без малейших шансов на спасение. Однако в этой и всех последующих экспедициях стартовый двигатель срабатывал безупречно.

Путь домой

Для взлёта с лунной поверхности спусковой двигатель был отделён от модуля и послужил ей стартовой платформой, которой суждено было остаться на Луне. Включив стартовый двигатель, астронавты вышли сначала на низкую окололунную орбиту, а затем на орбиту с командным модулем. Несколькими импульсами маневровых двигателей Майкл Коллинз приблизился к лунному модулю, занял удобную позицию для стыковки, и, состыковав оба модуля, первые лунопроходцы присоединились к своему коллеге. С собой они взяли собранные образцы лунного грунта и аппаратуру, которую надлежало вернуть на Землю. Затем они расстыковались с лунным модулем и включили маршевый двигатель, который должен был доставить их на Землю. Перед входом в земную атмосферу астронавты отделили двигательный отсек, а командный модуль развернули кормой вперёд, чтобы усилить торможение путём трения об атмосферу. На высоте около 7 км раскрылись малые тормозные парашюты, а в 3 км от поверхности - главные парашюты.

Под приводнившуюся капсулу с астронавтами был подведён надувной понтон, чтобы не дать ей утонуть

Вскоре командный модуль благополучно приводнился в Тихом океане, а экипаж вылетел на базу, где его ожидала триумфальная встреча. 24 июля астронавты вернулись на родину, проведя в полёте 8 суток. По выражению президента Никсона, это была «величайшая неделя в истории человечества со времени сотворения мира».

Последующие экспедиции

Корабль «Аполлон-12» завис над ракетой-носителем «Сатурн-V». На его днище видно шасси лунного модуля

Аполлон-12

Серия полётов на Луну по программе «Аполлон» завершилась в декабре 1972 года. К тому времени там побывали 12 астронавтов, причём некоторые не только ходили, но и ездили по Луне. Участники каждой экспедиции проводили на Луне всё больше времени. Вторую высадку осуществил экипаж «Аполлона-12» в ноябре 1969 года, прилунившийся в Океане Бурь неподалёку от того места, где в 1967 году совершил посадку «Сервейор-3». Астронавты Чарльз Конрад и Алан Бин привезли на Землю некоторые узлы этого зонда, и учёные получили возможность узнать, как вели себя различные материалы в условиях открытого космоса.

Аполлон-13

Полёт «Аполлона-13» во многом оправдал суеверия, связанные с «несчастливым числом». По пути на Луну в апреле 1970 года из-за дефекта в системе электропитания взорвался кислородный бак в двигательном отсеке. Осознав, что основной бак вскоре потеряет весь кислород и энергию, экипаж Джима Лоуэлла был вынужден перейти в лунный модуль «Аквериэс» (Водолей). В нём был достаточный запас воздуха для полёта, но на сей раз начались сбои в системе воздушных фильтров. Астронавтам пришлось заменять их несовместимыми фильтрами из командного модуля. Борясь за живучесть корабля, они сожгли слишком много топлива даже для того, чтобы просто развернуться и полететь обратно. Вместо этого им пришлось выполнить опасный манёвр - облететь вокруг Луны, а затем без помощи бортовых компьютеров включить маршевый двигатель лунного модуля, чтобы взять курс на Землю. И всё же, несмотря на все трудности, астронавты живыми и невредимыми вернулись домой, где их встречали, как национальных героев.

Аполлон-14

Старт «Аполлона-14». Экспедиция длилась 9 дней

В начале 1971 года после генеральной проверки всех систем стартовал «Аполлон-14», доставивший на Луну очередной экипаж астронавтов. В этой экспедиции был впервые применён модульный транспортёр оборудования - грузовая двухколёсная тележка.

Аполлон-15

Куда более смелые цели преследовала предпринятая в середине 1971 года экспедиция «Аполлона-15», оснащённая лунным вездеходом на электрических батареях, который позволял астронавтам совершать дальние поездки для сбора образцов лунных пород.

Аполлоны-16 и 17

Позднее таким же луноходом пользовались ещё две экспедиции - «Аполлон-16» (апрель 1972 года) и «Аполлон-17» (декабрь 1972 года).

Старт «Аполлона-17». Это был единственный ночной старт за всю лунную программу «Аполлон»

Поначалу программа «Аполлон» предусматривала ещё два полёта на Луну, но ослабление общественного интереса и урезание бюджета привело к её преждевременному закрытию.

Совместный полёт «Аполлон-18» и «Союз-19»

Последние полёты совершались уже по прикладной программе «Скайлэб». В 1973 году ракета «Сатурн-V» вывела на околоземную орбиту первую американскую космическую станцию, а в 1975 состоялся первый совместный полёт кораблей «Аполлон-18» и «Союз-19», стыковка которых на орбите стала символом политической разрядки.

Освоение космоса после завершения программы «Аполлон»

За годы, прошедшие после завершения программы «Аполлон», освоение космоса пошло другими путями, включая полёты кораблей многоразового использования, создание сложнейших роботов-зондов для изучения далёких планет и крупных орбитальных станций. От пилотируемых полётов к другим планетам пришлось отказаться из-за их непомерной дороговизны и бюджетных ограничений. И всё же когда-нибудь мы непременно вернёмся на Луну, чтобы на сей раз остаться там надолго. В 1992 году НАСА отправило на Луну первый за последние 20 лет зонд «Клементайн», оснащённый куда более сложной аппаратурой, чем «Аполлон». В ходе детального обследования спутника Земли он вёл и поиск полезных ископаемых, которые, по-видимому, станут главным коммерческим обоснованием возвращения человека на Луну. Этот же зонд уловил сигналы, свидетельствующие о наличии льда в укрытом вечной тенью кратере близ лунного южного полюса. А если на Луне есть вода, то её колонизация пойдёт гораздо легче.

Хотя «лунная гонка», как и все полёты по программе «Аполлон», были поставлены на службу политическим целям, они, тем не менее, остаются выдающимся достижением научно-технической мысли.

Американский пилотируемый исследовательский корабль «Аполлон-11» вошел в историю как первый корабль, доставивший землян на поверхность другого небесного объекта - Луны. Этот исторический полет длился с 16 по 24 июля 1969 года.

Высадка американцев на Луну

20 июля в 20:17:39 UTC лунный модуль приземлился в Море Спокойствия, точнее - в его юго-западной части. Нил Армстронг и Эдвин Олдрин, командир экипажа и пилот, провели на поверхности Луны почти целые сутки - 21 час, 36 минут и 21 секунду. Майкл Коллинз, управлявший командным модулем, все это время ожидал сигнала от них на орбите.

Астронавтами был произведен один выход на поверхность Луны, продолжавшийся около 2-х с половиной часов. Первым человеком, чья нога 21 июля в 2:56:15 UTC ступила на лунную поверхность, был командир экипажа Армстронг. По прошествии 15 минут на поверхность земного спутника вышел Олдрин.

В месте посадки модуля астронавты установили привезенные с Земли американский флаг и комплект научно-исследовательских приборов. Кроме того, они взяли более 20 кг образцов местного грунта для последующего их изучения в земных лабораториях. И экипаж, и собранные образцы после полета прошли строгий карантин, не выявивший, однако, никаких внеземных микроорганизмов.

Национальная цель, поставленная Джоном Кеннеди почти 10 лет назад, была достигнута - США выиграли лунную гонку у СССР.

Но кто же первым ступил на поверхность таинственного спутника Земли?

Как только стало очевидно, что первым лунной поверхности достигнет корабль «Аполлон-11», журналисты и сотрудники НАСА решили, что высадиться в первую очередь должен Эдвин Олдрин. Логика здесь была очень простая, ведь всегда во время полетов в космос по программе «Джемини» непосредственно выход в космос осуществлялся пилотом, а не командиром.


Экипаж корабля "Аполлон-11"

В самых начальных черновых планах высадки на Луну значилось, что первым наружу выходит пилот модуля. Но не был учтен один интересный момент: так как основной наружный люк открывался слева направо и вовнутрь, а место пилота находилось справа от люка, то пилоту, чтобы выйти, пришлось бы в полном снаряжении перелезать через командира. Репетиция этого маневра показала всю его тщетность.

Позже Дональд Слейтон, командир отряда астронавтов, вспоминал, что командиру необходимо быть первым, даже исходя из стандартных протокольных правил. Именно Слейтон предложил изменить планы, и это новаторство было поддержано руководством. В дальнейшем Слейтон отрицал, что Армстронг воспользовался служебным положением, сам же Армстронг уверял, что его никто и не спрашивал. Олдрин же, по мнению экспертов, не слишком убедительно написал о том, что его устраивало первенство командира.

«Маленький шаг для человека, но огромный прыжок для человечества». Когда Нейл Армстронг вышел из спускаемого аппарата «Аполлон-11 » и сделал первый шаг по поверхности Луны, высоко в небе над ним сиял диск Земли, как огромная луна. В тот момент люди окончательно поняли, как мала наша планета по сравнению с бескрайней Вселенной.

В 1961 году президент США Джон Кеннеди дал своему народу обещание, которое казалось невыполнимым. Он объявил о начале космической программы «Аполлон», цель которой - осуществить высадку американских астронавтов на Луну не позднее 1970 года.

В 60-е годы поверхность Луны была тщательно изучена с помощью автоматических станций, прежде чем была предпринята попытка высадки человека.

К тому времени Советский Союз уже запустил на Луну несколько космических аппаратов без людей. Один из них прислал первые снимки обратной стороны Луны, а «Лунник-2» потерпел аварию и разбился. Никто не знал, твердая ли поверхность у Луны, не увязнет ли корабль в грунте. Никогда еще не требовалось отделить спускаемый аппарат от космического корабля и возвратить его на место. Полет «Аполлона» был экспедицией в неизведанное.

384 400 километров до цели

Ответы на многие вопросы были найдены, когда программа «Аполлон» только разрабатывалась. Несколько космических зондов, запущенных Соединенными Штатами, разбились на Луне, но до того они успели передать изображение ее поверхности крупным планом. В 1966 году два советских аппарата «Луна-3 » и «Луна-4» совершили мягкую посадку на Луне и передали на Землю подробную информацию.

Параллельно шли пробные полеты, во время которых отрабатывалась технология посадки и старта с Луны. Наконец 20 июля 1969 г., за пять месяцев до последнего срока, объявленного президентом Кеннеди, Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин ступили на поверхность Луны.

В последующие три года американские астронавты высаживались на Луне еще пять раз. В то же время советский космический корабль доставил на Луну автоматический самоходный аппарат, который прошел несколько десятков километров.

Двенадцать смельчаков

До того как программа «Аполлон» завершилась в 1972 году, на Луне побывали двенадцать астронавтов - все они американцы. От них требовалось незаурядное мужество: по сравнению с высадкой на Луне орбитальный космический полет не опаснее полета на самолете.

Критический момент наступает, когда спускаемый аппарат взлетает, чтобы соединиться с космическим кораблем. Если случится какая-нибудь неполадка с двигателем, на вторую попытку не останется горючего, астронавты на Луне окажутся в безвыходном положении: они умрут от недостатка кислорода, прежде чем им успеют прийти на помощь. К счастью, все шесть раз, когда люди высаживались на Луну, старт проходил успешно и все астронавты возвратились благополучно.

Новые горизонты

Образцы грунта, доставленные астронавтами на Землю, позволили ученым составить более подробное представление о Луне и разожгли их желание побольше узнать о других планетах. К примеру, им не терпелось узнать, существуют ли там какая-нибудь жизнь.

Венера - ближайшая к Земле планета, поэтому ее так хорошо видно на ночном небе. Разумно было начать исследования с нее. Но Луна находится на расстоянии всего лишь 384 400 километров от Земли, а Венера, в самой ближней точке своей орбиты, - на расстоянии 42 миллионов километров.

Первый удачный полет к Венере межпланетной станции «Маринер-2» удалось осуществить американцам в 1962 году. Потом в 1972 году последовал полет советского беспилотного аппарата «Венера-8».


В апреле 1961 года советский военный летчик Юрий Гагарин (1934- 1968) стал первым человеком, побывавшим в космосе.

Факты и события

  • Плутон - самая дальняя от Солнца планета, но во время движения по орбите он иногда оказывается ближе к Солнцу, чем Нептун.
  • В Солнечной системе девять планет, но некоторые ученые полагают, что возможно существование еще по крайней мере одной планеты, находящейся за орбитой Плутона, до сих пор не обнаруженной астрономами.
  • Американцы называют экипажи космических кораблей астронавтами, а русские - космонавтами.
  • Первой женщиной в космосе была Валентина Терешкова. В июне 1963 года она совершила полет на советском космическом корабле «Восток-6». Первой женщиной-астронавтом стала Солли Райд, участвовавшая в июне 1983 года в полете космического корабля «Челленджер».
  • Самой большой аварией в истории освоения космоса стала катастрофа с американским космическим кораблем «Челленджер», который взорвался через несколько секунд после старта. Семеро астронавтов, среди которых была женщина, погибли.
  • Автоматической станции «Викинг» потребовалось десять месяцев, чтобы долететь до Марса, однако полет «Вояджера-2» к Нептуну занял двенадцать лет.

Затем в 1975 году две другие автоматические межпланетные станции («Венера-9 » и «Венера-10») приземлились на планете и примерно в течение часа после посадки передавали изображение ее поверхности, потом передача оборвалась. Вероятно, они были повреждены кислотами, находящимися в атмосфере Венеры, или расплавились от жары. Самое последнее посещение Венеры совершил американский орбитальный спутник «Магеллан», который составил подробную карту ее поверхности.

Красная планета

Марс был следующей целью исследователей космоса. Это вторая после Венеры ближайшая к нам планета, расстояние от Земли до Марса в самых близких точках их орбит - 57 миллионов километров. Марс - следующая после Земли планета от Солнца.

Марс всегда вызывал у ученых особый интерес, потому что условия на Марсе более, чем на других планетах, подходят для существования жизни. Однако ученые не надеялись увидеть ничего, кроме очень простых живых организмов.

В 1877 году итальянский астроном Джованни Скиапарелли (1835 - 1910) открыл на Марсе сеть тонких линий, которые он счел каналами. Если есть каналы - значит, должна быть цивилизация, которая их построила.

Ближайшая цель - Марс

Первый космический аппарат к Марсу был запущен в 1965 году. За ним последовали другие, которые передали фотографии поверхности планеты. В 1971 году США вывели на орбиту Марса искусственный спутник, а советская управляемая капсула впервые достигла поверхности Марса. В 1976 году американские межпланетные станции «Викинг-1» и «Викинг-2 » совершили посадку на Марс.

При обследовании марсианского грунта не было обнаружено никаких следов жизни - даже микробов в почве. Впрочем, это неудивительно, так как марсианская атмосфера почти полностью состоит из углекислого газа и на поверхности планеты нет воды.

Как насчет других планет?

Посадки межпланетных автоматических станций проводились только на Марсе и на Венере, но космические аппараты посылались ко всем планетам Солнечной системы, кроме очень удаленного Плутона. Для исследования Юпитера, Сатурна и дальних планет в США в 1977 году были запущены две межпланетные станции «Вояджер-1» и «Вояджер-2». Последней планетой, которую удалось посетить, стал Нептун. «Вояджер-2» пролетел мимо него, покидая Солнечную систему.



Нейл Армстронг (слева), Эдвин Оядрин (справа) и Майкл Коллинз - участники лунной экспедиции «Аполлон-11 Армстронг был первым человеком, ступившим на другую планету.

Жить в космосе? После первых успехов достижения последующих лет казались не столь впечатляющими. Отрабатывались необходимые для дальнейшего освоения космоса операции: стыковка космических кораблей с орбитальными станциями и замена их экипажей; ремонт орбитальных станций и спутников с выходом в открытый космос, а также многие другие. В 1981 году американское Национальное управление по аэронавтике и космическому пространству (НАСА) представило первый космический корабль многоразового использования «Колумбия». Такие корабли после схода с орбиты могли приземляться на специальную посадочную полосу, подобно самолетам.

Выше и дальше

Теперь, когда мы знаем, как достичь космоса и как там выжить, не остается сомнений: человечество на этом не остановится. НАСА планирует осуществить после 2000 года высадку человека на Марс. В тот день, когда Нейл Армстронг ступил на Луну, был сделан первый шаг к освоению Солнечной системы и Вселенной.

45 лет назад, 16 июля 1969 пилотируемый космический корабль «Аполлон-11» отправился в полет, в ходе которого жители Земли впервые в истории совершили посадку на поверхность другого небесного тела - Луны. 20 июля 1969 года астронавт Нил Армстронг стал первым человеком, когда-либо ступавшим на поверхность Луны. В тот момент он произнес свою знаменитую фразу: «Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

1. Экипаж корабля «Аполлон-11»: астронавт Нил Армстронг (слева), который был командиром этой миссии, пилот лунного модуля Эдвин Базз Олдрин (справа) и Майкл Коллинз, который во время высадки Армстронга и Олдрина на Луну пилотировал командный модуль на орбите. 1 мая 1969 года. (Фото NASA | Handout | Reuters):

2. Ракету Saturn V с космическим кораблем «Аполлон-11» выкатывают на стартовую площадку в космическом центре имени Кеннеди перед стартом на Луну, 20 мая 1969 года. (Фото NASA):

3. Вид вблизи. (Фото NASA):

4. Экипаж «Аполлон-11» перед вылетом, 6 июля 1969. Нил Армстронг машет рукой. (Фото AP Photo | File):

5. Многие во всем мире наблюдали за стартом Аполлона. Это прохожие в Берлине, смотрят телевизор через витрину магазина, 16 июля 1969. (Фото AP Photo | Edwin Reichert):

7. Земля и облака. Снимок сделан с корабля «Аполлон-11». (Фото NASA):

8. Интерьер лунного модуля «Аполлон-11» и Эдвин Олдрин. (Фото NASA):

10. Выход на лунную орбиту. Уже видны лунные кратеры. (Фото NASA):

11. Земля за горизонтом Луны. (Фото NASA):

12. Спуск на поверхность Луны. (Фото NASA):

13. Лунный модуль «Орел». (Фото NASA):

14. После прилунения Армстронг передал Земле: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. „Орёл“ сел». (Фото NASA):

15. Первый человек на Луне - астронавт Нил Армстронг, ступает на поверхность Луны 20 июля 1969 года. (Фото AP Photo):

16. Первое фото Нила Армстронга после спуска на Луну. (Фото NASA):

17. Лунные пейзажи. (Фото NASA):

18. Тем временем, некоторые исследователи называют высадку американцев на Луну самой большой мистификацией XX века. По их мнению, существует ряд неопровержимых доказательств того, что американские астронавты вообще не высаживались на поверхность естественного спутника Земли. В сети на эту тему можно найти массу материалов. (Фото NASA):

19. Возможно, что в силу определенных причин, американцы действительно занимались павильонными съемками. Некоторые фотографии действительно больше похожи на подделку, чем на реальные снимки, сделанные на Луне, но для этого могло быть ряд причин. Например, некоторые фото могли оказаться просто неудачными, ведь фотоаппараты в то время были без видоискателей. Или на Луне вышла из строя какая-то съемочная аппаратура. Вполне возможно, что часть фотографий пришлось дорисовать, а часть доснять в павильонах. Но сам факт, что они там были, сомнения не вызывает.

К 40-летию высадки человека на спутник Земли, американское космическое агентство запустило на орбиту Луны космический зонд. Впервые в истории он передал на Землю детальные снимки всех космических модулей, оставленного астронавтами оборудования и даже следов от протекторов вездеходов, на которых американские астронавты передвигались по Луне.

Спустя ровно год индийские астрофизики тоже запустили к Луне автоматический зонд, и он как и американский смог сделать детальные фотографии посадочных модулей и других следов, доказывающих, что полет человека на Луну все-таки был.

Космонавт А. А. Леонов: «Всерьез верить в то, что американцы не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди». (Фото NASA):

20. Базз Олдрин на Луне. (Фото NASA):

21. Базз Олдрин и лунный модуль. (Фото NASA):

22. Базз Олдрин на Луне. (Фото NASA):

23. Базз Олдрин на Луне. (Фото NASA):

24. Тень Армстронга и лунный модуль. (Фото NASA):

25. Лунный модуль «Орел». Выше видна наша Земля. (Фото NASA):

26. Возвращение домой. Лунный модуль оторвался от лунной поверхности. (Фото NASA):

27. Последний взгляд на Луну. (Фото NASA):

28. А вот и Земля. (Фото NASA):

29. Экипаж корабля «Аполлон-11» успешно вернулся на Землю и приводнился. (Фото AP Photo):

32. Также смотрите «Другая сторона Луны» и «Лунный мост в Пекине».

Команда, состоящая из астронавтов Армстронга, Коллинза и Олдрина начала подготовку к космическому полету в рамках программы «Аполлон». Примечательно, что все участники экипажа являлись опытными летчиками-испытателями, все уже имели на своем счету космический полет, все одногодки (1930 г.), кроме того Олдрин и Армстронг принимали участие в Корейской войне.

В приоритете находился экипаж Фрэнка Бормана, однако 9-го января Фрэнк окончательно заявил, что больше не будет принимать участие в космических полетах, так как дал обещание своей жене и детям. В момент, когда стало ясно, что именно экипаж корабля «Аполлон-11» первым высадится на Луну, стали решать, кто первым ступит на поверхность спутника. Так как в большинстве полетов выход в открытый осуществлялся пилотом, а не командиром, предполагалось, что именно Эдвин Олдрин будет первым человеком на Луне. Но в силу конструкции люка лунного модуля, который открывался в сторону Олдрина, целесообразнее было первым выйти наружу Армстронгу. Если же выбор падет на Олдрина, то пилоту придется перебраться через люк и командира корабля, чтобы выйти наружу. Такие маневры не только займут много времени, но также могут повредить скафандр или приборы корабля.

16-го июля 1969-го года корабль «Аполлон-11» стартовал по направлению в космос. За событием наблюдало 5000 гостей Космического центра Кеннеди и еще несколько десятков тысяч жителей и туристов Флориды. Некоторые отели продавали билеты на просмотр данного события с подготовленных площадок и балконов. За стартом следили и 25 миллионов телезрителей.





Полет до Луны

После достижения второй космической скорости и достижения установленного курса на Луну, начались проводиться маневры по перестройки корабля, которые проводил пилот . Командный модуль «Колумбия» был отстыкован от третьей ступени, после чего отдален на 30 метров от всей структуры, и развернут на 180°. После этого «Колумбия» начал сближение с лунным модулем «Орел», и была проведена последующая стыковка. Третья же ступень отправилась в полет по гелиоцентрической орбите.

На второй день полета Белый дом объявил, что на борту «Аполлон-11» находятся медали, посвященные погибшим космонавтам Владимиру Комарову и Юрию Гагарину, которые были переданы вдовами космонавтов, и которые будут оставлены на поверхности Луны. Уже в первые два дня полета астронавты начали проводить телетрансляцию, для которой снимали внутреннее помещение корабля, где они обитали, а также космические виды в иллюминаторе.

На третий день Армстронг и Олдрин перешли на борт лунного модуля для проведения обследования и проверки его состояния, процесс транслировался на Землю. Неполадок установлено не было. Во время подготовки астронавтов ко сну, Армстронг внезапно связался с Космическим центром для запроса расстояния до третьей ступени ракеты-носителя. Дело в том, что астронавты заметили в иллюминаторах неопознанный периодически сверкающий объект. Скорее всего объект вращался и периодически отбивал солнечный свет. Вскоре последовал ответ от Хьюстона о том, что третья ступень движется на расстоянии в 11 тыс. км от «Аполлона-11», и не может быть увидена экипажем. Однако, все три астронавта четко видели загадочный объект, который, по их словам, был похож на букву «L», «открытый чемодан» или «открытую книгу». Точно определить происхождение объекта так и не удалось, но предполагается, что это была одна из деталей панель адаптера, находившегося в третьей ступени, в котором располагался лунный модуль во время запуска корабля.

Посадка на Луну

На четвертый день «Аполлон-11» вошел в гравитационное воздействие Луны, которое уже превышало гравитационную силу Земли. Корабль оказался на окололунной орбите. В это время было выполнено несколько снимков лунной поверхности, а также проведена видеосъемка. После выбора места посадки астронавты Армстронг и Олдрин вновь перешли в лунный модуль и на 13-м витке, над обратной стороной Луны, командный и лунный модуль отделились друг от друга. «Колумбия» продолжила движение по окололунной орбите вместе с Майклом Коллинзом, в то время как «Орел» начал спуск на Луну. Коллинз заметил с борта «Колумбии», что лунный модуль летит вверх ногами, на что Нил Армстронг ответил: «Кто-то из нас летит вверх ногами».

За 460 метров до посадки астронавт Армстронг заметил, что автопилот направил лунный модуль на край кратера, который был окружен множеством 2-3-хметровых валунов. По этой причине командир лунного модуля взял управления двигателями ориентации на себя и сменил траекторию корабля. Вскоре появилось уведомление о том, что осталось всего 8% топлива, позже – 5%, начался обратный отсчет. По истечении 94-х секунд у экипажа будет 20 секунд для посадки модуля, либо для прерывания посадки и последующего взлета.

В момент посадки модуля пульс астронавта Армстронга поднялся до 150-ти ударов в минуту. За 21 секунду до окончания топлива для посадки, лунный модуль «Орел» прилунился на поверхность спутника.

Пребывание на Луне

Прежде чем ступить на поверхность спутника, астронавты Армстронг и Олдрин два часа отрабатывали действия в случае экстренного взлета, и подготовили для этого все требуемые системы. Последующие экипажи «Аполлонов» не выполняли таких действий, так как уже было известно, что Луна необитаема и не несет никаких непредвиденных угроз астронавтам.

Далее Олдрин, будучи старейшиной пресвитерианской церкви решил провести краткую церковную службу путем выполнения таинства причастия. В этот момент была отключена прямая трансляция по радио во избежание разбирательств со стороны атеистов. Армстронг, который являлся атеистом, участие не принимал.

После открытия люка, первое что сделали астронавты – выбросили мешок с мусором на поверхность Луны. Далее Нил Армстронг включил телекамеру, расположенную на корпусе лунного модуля и начал спуск по лестнице. В момент соприкосновения ноги астронавта с поверхностью прозвучала известная фраза Армстронга: «Маленький шаг для человека, но гигантский для всего человечества». Астронавт провел первые наблюдения грунта Луны, начал съемку панорамы при помощи видеокамеры. Спустя 15 минут после выхода первого человека на Луну, начал спускаться на поверхность спутника и Олдрин. За время своего пребывания на Луне, экипаж снял широкоугольной камерой поверхность спутника, в рамках научного эксперимента установил лист фольги для улавливания неона, аргона и ионов гелия, установил флаг США, который не раскрылся полностью из-за того, что заело флагшток. Так как верхний слой грунта (реголит) Луны представляет собой мелкую пыль, а несколько глубже начинается твердый грунт, Армстронг с трудом воткнул флаг в реголит всего на 15-20 см.

Позже с астронавтами связался президент США – Ричард Никсон и телезрители могли наблюдать астронавтов в одной части экрана, а президента – в другой. В продолжении исследований, Олдрин оставил несколько следов в реголите и сделал ряд фотоснимков под различным углом, для дальнейшего изучения свойств грунта. Далее экипаж разместил комплекс научных инструментов, одним из которых являлся отражатель. При помощи этого прибора и луча, запускаемого с Земли в него, ученые в будущем могли рассчитывать расстояние от Земли до Луны. Так как командный модуль «Колумбия» уже некоторое время находился в зоне видимости астронавтов, последние начали подготовку к возвращению. Они разместили памятные медали других астронавтов на поверхности Луны и взошли на борт «Орла».

За 2 часа 31 мин 40 сек экипаж «Аполлона-11» собрал 21,55 кг образцов лунного грунта, максимальное удаление астронавта от лунного модуля составило 60 метров.









Взлет лунного модуля

Переодевшись, экипаж выбросил наружу обувь и другое снаряжение для уменьшения веса модуля. Баз Олдрин доложил в ЦУП, что кнопка запуска двигателей для взлета – сломана, вероятно один из астронавтов задел оборудование своим снаряжением. Было выявлено, что нажатие кнопки можно будет произвести при помощи фломастера, который был на борту лунного модуля. После приема пищи астронавты надели скафандры и начали разгерметизацию. Примечательно, что под их ногтями осталась лунная пыль, которую так и не удалось вычистить. Перед экипажем стояла задача выспаться перед взлетом, однако это было затруднительно по нескольким причинам: астронавты были в скафандрах, в кабине было мало места и холодно (+ 16°С), отвлекал шум работающих насосов модуля и свет Солнца, пробивающийся через занавески иллюминатора. И если Олдрин перерывами спал около двух часов, то Армстронг так и не уснул.

Спустя 21 час и 36 минут нахождения на Луне «Орел» начал взлет. Примечательно, что во время взлета Олдрин увидел в иллюминатор, что в результате работы реактивного двигателя установленный флаг упал. Через четыре с половиной часа после взлета, лунный и командный модули сблизились до 30-ти метров. После стыковки, астронавты Армстронг и Олдрин очистили свою одежду от реголита при помощи пылесоса, и перешли в командный модуль, где их ожидал Коллинз.

Возвращение на Землю

На седьмой день полета корабль «Аполлон-11» уже направлялся в сторону Земли. На следующий день корабль успешно приводнился в Тихом океане. Астронавтов встретили спасатели в биозащитных костюмах, передали им в спускаемый аппарат такие же костюмы, после чего астронавтов переправили на вертолете на борт авианосца «Хорнет». Примечательно, что после посадки экипаж направился сразу в карантинный фургон, во избежание распространения разного рода инфекций, которые астронавты могли привезти с Луны. Именно через стекло этого фургона экипаж общался с президентом. В карантинном фургоне астронавты были доставлены в Хьюстон, и провели в нем 20 дней.



error: Контент защищен !!