Лекций бесед существенным дополнением являются. Лекция-визуализация - интерактивные формы и методы обучения в высшей школе

Активного обучения.

Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность (Р. Арнхейм, Е.Ю. Артьемьева, В.И. Якиманская и др.) через построениевзаимосвязи с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека.

В ходе лекции-визуализациистуденты преобразовывают устную и письменную информацию в визуальную форму, что способствует и выделению и систематизации наиболее значимых элементов дисциплины. Процесс визуализации представляет собой свертывание разных видов информации в наглядные образы, которые, будучи восприняты и развернуты, могут служить опорой для мыслительных и практических действий. Выделяют различные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбираются в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах лекции, способствуя ее наилучшему пониманию и усвоению.

Информация в наглядной форме, как правило, носит проблемный характер. Лекция-визуализация,таким образом, способствует созданию проблемной ситуации , разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя состоит в использовании таких форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами являются носителями информации.

Мы выделяем следующие важные особенности подготовки лекции-визуализации:


  1. Подготовка лекции требует от преподавателя видоизменения лекционного материала в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.).

  2. Чтение лекции (повествование) трансформируется в связное, развернутое представление (комментирование) преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающих тематику данной лекции.

  3. Информация должна быть представлена таким образом, чтобы обеспечить, с одной стороны, систематизацию имеющихся и вновь полученных студентами знаний, предвидение проблемных ситуаций и возможностей их разрешения, а, с другой стороны, использовать разные способы наглядности.

  4. Важен определенный ритм подачи учебного материала и наглядная логика. Для этого используется комплекс технических средств обучения: рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графика, сочетание словесной и наглядной информации.
Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения студентов в новую дисциплину, тему или раздел.

  1. Лекция-провокация. Лекция-провокация разработана в целях развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов , оппонентов, рецензентов, выявлять неверную или неточную информацию. Лекция-провокация вызывает высокую интеллектуальную и эмоциональную активность, поскольку студенты на практике используют имеющиеся знания, и осуществляют с преподавателем совместную учебную работу. Особенности построения лекции-провокации.

  • Необходимо заложить в содержание лекции определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Преподаватель подбирает ошибки наиболее часто допускаемые, как студентами, так и преподавателями (специалистами) и излагает материал лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, а не очевидны для студентов.

  • Требует дополнительной и даже творческой работы преподавателя над лекционным материалом, высокого уровня лекторского мастерства.

  • В ходе лекции студенты отмечают в конспекте замеченные ошибки и в конце лекции называют их. На разбор ошибок отводится 10-15 минут: даются правильные ответы на вопросы преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.

  • Элементы интеллектуальной игры с преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, атмосферу доверия между преподавателем и студентами, активизируют познавательную деятельность студентов. Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оценить уровень подготовки студентов по предмету, а тот в свою очередь проверить степень своей ориентации в материале. С помощью системы ошибок преподаватель может определить недочеты, анализируя которые в ходе обсуждения со студентами получает представление о структуре учебного материала и трудностях овладения им.
Выявленные студентами или преподавателем ошибки могут стать основой создания проблемных ситуаций, разрешаемых:

  • на семинарских занятиях

  • на проблемной лекции (см. выше).
Данный вид лекции лучше всего проводить в завершении темы или раздела учебной дисциплины, когда у студентов сформированы основные понятия и представления. На наш взгляд, лекция-провокация идеально подходит для отработки профессиональных навыков в рамках, узкоспециализированных дисциплин студентами старших курсов.

  1. Лекция вдвоем (диалог). Учебный материал проблемного содержания преподается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения. Высокая активность преподавателей – участников диалога вызывает мыслительный и поведенческий отклик студентов, что является одним их характерных признаков активного обучения: уровень вовлеченности в познавательную деятельность студентов сопоставим с активностью преподавателей. Студенты также получают наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений.
Особенности организации лекции вдвоем.

  • Совместный поиск выхода из разыгрываемой проблемной ситуации , с обязательным привлечением в общение студентов, задающих вопросы, высказывающих свое отношение к материалу лекции.

  • В процессе лекции-диалога необходимо использовать имеющихся у студентов знания для оглашения учебной проблемы и дальнейшей совместной работы: выдвижение гипотез по ее разрешению, развертыванию системы доказательств или опровержений, обоснование совместного решения.

  • Лекция вдвоем требует активного включения студентов в процесс мышления, сравнения и выбора точки зрения или выработки своей собственной. Возможность негативной реакции со стороны студентов.

  • демонстрация отношения каждого преподавателя к объекту исследования позволяет увидеть профессиональные и личностные качества преподавателя

  • Интеллектуальная и личностная совместимость, способности к импровизации, быстрота реакции преподавателей обеспечивают доверительное отношение к такой форме работы.
Применение лекции вдвоем эффективно для формирования теоретического мышления, развития убеждений студентов, умения вести диалог и культуры ведения дискуссии.

  1. Лекция пресс-конференция. За основу взята форма проведения пресс-конференции с учетом некоторых особенностей:

  1. Преподаватель оглашает тему лекции и предлагает студентам в письменной форме задать ему вопросы по данной теме. Каждый студент в течение 2-3 минут формулирует вопросы и передает их преподавателю.

  2. Преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по смысловому содержанию и переходит к изложению материала лекции.

  3. Изложение материала происходит в виде связного раскрытия темы преподавателем, в процессе которого каждый заданный вопрос не разбирается обособленно.

  4. В завершении лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Активизация деятельности студентов на лекции пресс-конференции достигается за счет адресного информирования каждого студента, в чем состоит отличительная черта такой формы. Необходимость грамотной постановки вопроса активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента.

Считается, что лекцию пресс-конференцию хорошо проводить на любом этапе изучения темы или раздела дисциплины. В начале изучения темы основная цель лекции – выявление круга интересов и потребностей студентов, степени их подготовленности к работе, отношение к изучаемому предмету. С помощью лекции-пресс-конференции преподаватель может составить модель аудитории слушателей – ее установок, ожиданий, возможностей. Это особенно важно при встрече преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения спецкурса куратором группы, при введении новых дисциплин и т.п.

Лекция пресс-конференция в середине темы или курса направлена на привлечение внимания слушателей ключевым вопросам изучаемой дисциплины, уточнение представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизацию знаний студентов, коррекцию выбранной системы лекционных и семинарских занятий по курсу, может выступать формой промежуточного контроля знаний студентов.

Основной целью лекции пресс-конференции в конце темы или раздела изучаемой дисциплины является подведение итогов лекционной работы, выявление перспектив применения теоретических знаний на практике как средства освоения материала последующих учебных дисциплин или в будущей профессиональной деятельности. На лекции пресс-конференции в качестве лекторов могут принимать участие несколько (2-3) преподавателя разных предметных областей, например при проведении обзорных лекций для выпускников вуза.


  1. Лекция-беседа или «диалог с аудиторией» является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс, известной еще со времен Сократа. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией посредством привлечения внимания студентов к наиболее важным вопросам темы, определение содержания и темпа изложения учебного материала с учетом особенностей студентов. Эффективность лекции-беседы в условиях группового обучения может снижаться из-за невозможности вовлечения каждого студента в двусторонний обмен мнениями даже при малой численности группы. На наш взгляд, к участию в лекции-беседе слушателей можно привлечь с помощью:

  • озадачивания студентов вопросами информационного и проблемного характера,

  • выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме,

  • степени их готовности к восприятию последующего материала.
Вопросы адресуются как всей аудитории, так и студентам лично. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. Вопросы могут быть как простыми (акцент на проблеме), так и проблемными (дискуссия).

С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить понятия лекционного материала.Студенты, продумывая ответ на вопрос, получает возможность самостоятельно прийти к выводам и обобщениям, предлагаемым преподавателемв качестве новых знаний и прочувствовать важность обсуждаемой темы.


  1. Лекция-дискуссия. В лекции-дискуссии преподаватель при изложении лекционного материала организует свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу в интервалах между логическими разделами. Такая форма обучения:

  • оживляет учебный процесс,

  • активизирует познавательную деятельность аудитории,

  • позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, используя его в целях убеждения и даже преодоления возможных негативных установок, ошибочных мнений студентов.
Эффект от лекции-дискуссии достигается при правильном подборе вопросов и темы для обсуждения, которые определяются и составляются преподавателем в зависимости от дидактических задач и особенностей аудитории. Удачной находкой зачастую становится переход к обсуждению и анализу конкретных рабочих ситуаций или реальных профессиональных задач с дальнейшими выводами.

Преимуществом дискуссии является, то, что студенты с большей охотой согласятся с точкой зрения преподавателя, чем во время лекции-беседы, в которой преподаватель практически подталкивает студентов к принятию его позиции по обсуждаемому вопросу. Негативным моментом может стать отсутствие у студентов умения обсуждать и выделять главное, а в итоге общая запутанность ситуации.


  1. Лекция с разбором конкретных ситуаций по форме похожа на лекцию-дискуссию, в которой вопросы для обсуждения заменены конкретной ситуацией. Она может быть представлена устно или в виде короткого и емкого ролика, содержащего информацию, достаточную для обсуждения. Обсуждение микроситуации также может быть прелюдией к дальнейшей традиционной лекции и использоваться для создания интригующего эффекта, акцентирования внимания аудитории на изучаемом материале. Обсуждение микроситуаций происходит всей студенческой аудиторией, а преподаватель активизирует ее участие вопросами, обращенными к отдельным студентам, представлением различных мнений; направляет в нужное русло и ненавязчиво подводит к коллективному обобщению.
К сказанному добавим, что эффективность лекции зависит не только от того, насколько она содержательна, но и от личностных и ораторских способностей лектора. Среди них выделим следующие: красноречие, дикция, уверенность и убедительность речи, логика и культура речи, обаяние, тактичность, интеллектуальность и интеллигентность лектора. К тому же, в процессе лекции исключительно важно непрерывно поддерживать высокий уровень мотивации студентов (таблица 4).

Таблица 2.4.

Непрерывная поддержка высокого уровня

мотивации студентов на лекции




Этап лекции

Цель этапа

Приемы и методы стимулирования положительной мотивации учащихся

1.

Формулировка темы

Акцентирование внимания, стимулирование интереса к теме

Создание проблемной ситуации, показ противоречий и выдвижение проблем, связанных с темой лекции

2.

Формулировка целей и задач

Показ структуры лекции, ее значимости

Убеждение студентов в теоретической и практической значимости содержания лекции

3.

Раскрытие содержания лекции

Сообщение новой информации

Формулировка задач и поддержание познавательного интереса студентов, смена интонаций, логическая точность и четкость изложения содержания с элементами импровизации

4.

Обобщение и систематизация содержания лекции

Углубление представлений учащихся, вовлечение их в диалог

Создание дискуссионной ситуации, побуждение студентов к осмыслению и обобщению содержания лекции

В конечном итоге постоянная сменяемость объектов внимания, как у лекторов, так и у слушателей формирует устойчивый познавательный интерес и благоприятные условия для самостоятельной мыслительной работы.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006.

  2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 146 с.

  3. Борисова Н.В., Кузов В.Б Подход к систематизации универсальных компетенций. / Проектирование ФГОС и образовательных программ в контексте Европейских и мировых тенденций//Материалы ХVII Всероссийской научно-методической конференции, Ч.1 – М., Уфа: ИЦПКПС, 2007, с.27-36.

  4. Борисова Н.В., Кузов В.Б.Многоуровневая педагого-управленческая модель оценки качества образовательных технологий. Доклад на на международной научно-практической конференции «Качество дистанционного образоватния. Концепции, проблемы, решения (EDQ-2005)МГИУ, 2005, с. 64-69.

  5. Выбор методов обучения в средней школе/ Под ред.Ю.К.Бабанского. – М.: Педагогика. 1981.

  6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.

  7. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. – М.: Изд-во АПН, 1957.

  8. Дидактика средней школы/ Под ред. М.А.Данилова. – М.: 1975.

  9. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М., 1991.

  10. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2006.

  11. Замков П.В. Обучение и развитие. – М., 1975.

  12. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. – М.: Центрполиграф, 1995.

  13. Змеев С.И. "Производство" компетентных людей// Новые знания. - 1997. - № 1.

  14. Копнин П.В. Диалектика. Логика. Наука. – М.: Наука, 1973.

  15. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Илгонис. Здесь выигрыш у того, у кого больше силы духа, смелости.

Зигис. А так я вижу его страх, и во мне это вызывает азарт и предвкушение успеха, о своих же несчастьях и своем положении уже начинаю забывать. Я начинаю думать, что он точно сдастся, должен будет сдаться, раз он так о себе беспокоится.

Зигис подсознательно чувствует, что трус живет, как вор, а следовательно, воспринимает непризнание Сергея не только как проявление трусости, а как эгоизм, как его безнравственность, особенно возмутительную со стороны человека, находящегося на такой должности, а с точки зрения Зигиса - "кривляющегося" на этом посту. Все это вместе взятое озлобляет его и толкает к тому, чтобы наказать Сергея - не за изнасилование, а за предательство.

Сергей. Зигису нечего было терять, поэтому он был смелее и наглее. А мне было что терять, поэтому надо было думать и все время рассчитывать, как лучше сделать, чтобы от всего этого уйти.

Даце. Тебе действительно было что терять, если ты честный человек, а не свинья и сволочь, как говорил Зигис. Иначе, действительно, можно додуматься до планирования убийства Зигиса.

Частой психологической ошибкой человека, оказавшегося в проблемной ситуации, приводящей его к неадекватным действиям, является то, что он принимает в расчет только один из множества возможных вариантов поведения. Между тем других вариантов поведения в данной ситуации "шантажа" было немало. С нашей точки зрения, игнорирование других, в том числе более энергичных моделей поведения в сочетании с недостаточной морально-психологической устойчивостью оказывается од:?им из существенных факторов формирования у человека девиантного, а нередко - преступного поведения.

Участники данной группы тренинга в итоге пришли к выводу, что наиболее оптимальными для "следователя" были следующие варианты:

1. Обращение за советом к своему начальнику. Этим он поддержал бы честность своих намерений и верность служебному долгу и мог бы рассчитывать на смягчение наказания за совершенное десять лет назад. И тогда возможно такое развитие ситуации, что Винета отозвала бы свое заявление.

2. Не изменяя, по существу, своему служебному долгу при ведении порученного дела о краже, попытаться в откровенной беседе с "вором" убедить его не вспоминать о совместных "грехах молодости" и обещать после суда постараться ему помочь. Искренность и доверие, готовность, в случае несогласия, к судьбе, подобной той, которая ждет задержанного в краже (а не подчеркивание разницы в социальном статусе друг друга), может быть, вызвали бы у Зигиса чувство уважения и признательности к

нему. Возможно, это пробудило бы у Зигиса желание и стремление к совершению благородного поступка - таким образом подтвердить верность давней дружбе. Кроме того, подобный поступок Зигиса мог вообще стать поворотным пунктом в его личной судьбе.

Лекция-беседа как форма и метод проведения занятий

Заместитель начальника кафедры ТСП

В.Д.Рыжук,

старший преподаватель С.В.Чичин Омский юридический институт МВД России

Лекция появилась более 1000 лет назад и стала сначала единствештой, а затем ведущей формой и методом педагогического процесса.

Почему же лекция считалась да и, пожалуй, считается ведущим методом преподавания? Лекция даст научные знания по изучению дисциплины, формирует правильное мышление и понятия по предмету, раскрывает наиболее важные вопросы изучаемой темы, дает основные направления самостоятельного изучения материала и методические указания для самостоятельной работы.

Лекции, как правило, читает наиболее квалифицированная часть преподавателей. История знает много примеров, когда даже отдельная лекция оставляла на всю жизнь неизгладимый след в сознании и душе слушателя.

Пример (исторический). Одним из блестящих лекторов был профессор-медик Григорий Антонович Захарьин.

Академик В.Н.Терновский вспоминает: "Захарьин в аудитории был подлинным артистом, художником в самом лучшем смысле этого слова Вот почему его слушатели на всю жизнь сохранили чувство гордости, чго им посчастливилось быть его учениками, и многие из них старались запечатлеть это через свои лекции в умах своих питомцев"1.

Полноценную лекцию нельзя заменить ни одной книгой. Общаясь с аудиторией, лектор имеет возможность изложить материал под разными углами зрения. Изучая реакцию аудитории, преподаватель может хорошо ориентироваться в ходе чтения лекции, т.е. продолжить изложение материала, привести пример либо разъяснить какое-то положение.

По нашему мнению, лекция как форма обучения отражает организационную работу учебно-воспитательного процесса, а как метод - его методическую сторону. Это и характеризует лек-

1 Штокман И.Г. Вузовская лекция: (Практические советы по методике преподавания учебного материала). - Киев, 1981.-С.10.

ционный метод устного изложения учебного

материала.

Различают два типа лекций: публичные и научные. Например, на кафедре ТСП ОмЮИ МВД России читаются научные лекции. В данных лекциях наука выступает в виде живого слова и поэтому воспринимается более эмоционально, чем материал, раскрытый в учебнике.

Основная задача лекции, по нашему мнению, найти и дать обучаемым оптимальную меру сочетания теории с практикой.

Лекционному методу обучения присущ ряд педагогических функций:

Познавательная;

Развивающая;

Организующая;

Воспитательная.

Познавательная (обучающая) функция выражается в вооружении слушателей пониманиями основ науки, научно обоснованных путей решения практических задач. Эта функция связана и с тем, что в живой разговорной речи самые сложные вопросы разъяснить и понять легче, чем когда они изложены письменно.

Каждая лекция достигает целей, если, помимо сообщения знаний, выполняет развивающую функцию, т.е. когда по форме и содержанию она ориентирована не на память, а на мышление обучаемых. Профессия сотрудников ОВД требует высокого развития интеллектуальных качеств, способности глубоко вникать в оперативную обстановку, приходить к правильным и обоснованным выводам, на основе которых принимать целесообразные решения.

Кроме этого, лекция должна давать слушателям не только научные знания, но и воспитывать обучаемых, т.е. призвана выполнять и воспитательную функцию.

В ходе чтения лекции преподаватель, в зависимости от темы, должен воспитывать у слушателей такие качества, которые им необходимы для выполнения оперативно-служебных задач, решаемых сотрудниками ОВД.

Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой слушателей как в процессе лекции, так и во внеурочное время.

В настоящее время педагогика рассматривает несколько разновидностей лекций как форм обучения:

Вводная (читается в начале курса, ориентирует на изучение дисциплины);

Установочная;

Лекция-беседа;

~ академическая (базисная);

Лекция спецкурса;

Обзорная (лекция-консультация);

Итоговая (заключительная).

Следует остановиться на таком виде лекции как лекция-беседа. В самом ее названии объединены два понятия: лекция как форма и беседа как метод обучения.

Для данной лекции характерными являются высокая эмоциональность и доверительный тон лектора, что само по себе активизирует слушателей и вовлекает их в диалог с преподавателем. Одной из сложных задач для лектора в рассматриваемом случае и является организация такого диалога. Решение этой задачи зависит от профессиональной подготовки преподавателя, его умения владеть методикой чтения подобных лекций.

Этим лекциям присуща большая обратная связь с аудиторией, здесь сама методика подачи материала преподавателем с широким применением наглядности должна побуждать слушателей к беседе.

По нашему мнению, подобные лекции лучше воспринимаются обучаемыми, когда они читаются в учебных группах, а не курсу или потоку. Да это и понятно, ведь преподавателю вовлечь в диалог гораздо легче группу обучаемых, нежели весь поток, и, естественно, восприятие слушателей в этом случае будет намного выше.

Чтобы лектор смог добиться целей, поставленных перед лекцией, он обязан стремиться выполнить требования, предъявляемые к содержанию и методике чтения лекций. Чтобы определить требования к лекции, необходимо в первую очередь ответить на вопрос: чему учить, а потом - как учить?

Нравственность;

Духовность;

Научность;

Современность;

Достоверность материала;

Информационная емкость;

Связь с практикой.

К методике чтения лекции предъявляются следующие требования:

Привлечение внимания и интереса аудитории, их поддержание в ходе всей лекции;

Грамотность речи и ее выразительность;

Последовательность, полнота и точность изложения материала;

Доходчивость, яркость и образность чтения лекции с применением технических средств и других средств наглядности;

Привлечение слушателей к диалогу на лекции в учебной группе;

Постановка перед слушателями проблем и анализа проблемных ситуаций самим преподавателем и вместе с обучаемыми.

Все эти требования, конечно же, известны абсолютному большинству, но следует отметить, что такая форма проведения занятий, как лекция требует от преподавателя, прежде всего, творческого подхода, активизации всех его внутренних сил, атакой метод, как беседа, кроме знания методики, требует знания психологии и хорошего знания обучаемых.

Методическая организация лекции-беседы состоит в том, что по ходу изложения материала лектор сознательно вступает в диалог с одним или несколькими студентами. При этом остальные являются своего рода зрителями этого процесса, но не пассивными, а активно мыслящими о предмете организованной беседы, занимая ту или иную точку зрения и формулируя свои ответы на вопросы. Активность не участвующих непосредственно в беседе студентов основана на интересе к теме, самому процессу диалога и индивидуальности лектора.

Беседа должна быть композиционно выстроена, спрограммирована - в этом ее отличие от диалогичной, полемичной лекции.

Некоторые особенности построения лекции-беседы:

Ø с учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала;

Ø вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов на отдельных аспектах темы, так и проблемные;

Ø студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получает возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщения, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла студентами.

Участие студентов в лекции – беседе обеспечивается вопросами к аудитории, которые могут быть как элементарными, так и проблемными. Вопросы могут, как предварять информационный блок, так и резюмировать содержание блока.

Структура лекции – беседы (Высоколян Н.Е.,2013):

1. Цели и задачи лекции.

2. Изложение 1-го фрагмента материала преподавателем.

3. Вопрос к аудитории.

4. Ответы студентов.

5. Изложение следующего фрагмента материала преподавателем.

6. Вопрос к аудитории.

7. Ответы студентов и т. д.

8. Заключение.

Пример лекции-беседы (Коловская, Л.В.,2007)

Программа беседы-диалога «Чувственный образ и вещь»

(о способности осознавать различие между чувственным образом вещи и самой вещью)

1. Вот перед тобой лежит красный карандаш, а тебе говорят: “ Это

только твое воображение, на самом деле никакого карандаша перед тобой

нет”. Ты поверишь этому или нет? Почему?

2. Если ты обжег руку на огне и тебе больно, а тебе скажут: “Тебе только кажется, что обжег руку, на самом деле огня не было, а боль возникла в руке сама по себе”. Ты поверишь? Почему?

3. Вот перед тобой красный карандаш. Где находится его краснота: в карандаше, или в тебе, в твоем мозгу?

4. Если ты уколол палец об иголку, и тебе стало больно, где находится боль: в иголке или в тебе?

Программа беседы-диалога «О знании, усвоенном на веру»

(Коловская, Л.В.,2007)

1. Ты уже знаешь, как называются все предметы, которые насокружают. Откуда ты все это узнал? От взрослых?

2. Значит взрослые, если бы захотели, могли бы тебя во всем обмануть,например, по-другому назвать все предметы?

3. Если бы, например, все между собой сговорились и стали бы тебяубеждать, что слон называется котом, ты бы поверил? Почему?

4. Если бы все сговорились и стали тебя убеждать, что тебя нет, что тыне существуешь, ты бы поверил? Почему?

5. Если ты видишь солнце, а тебе станут говорить, что сейчас ночь иты ничего не видишь, ты поверишь этому или нет? Почему?

Таким образом, беседа во время лекции или лекция-беседа направлена не на полемику, а на постижение истины во всей ее полноте и сложности.

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

Беседа как метод обучения известна еще со времен Сократа. Это самый простой способ индивидуального обучения, построенный на непосредственном контакте сторон. Эффективность лекции-беседы в условия группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого студента вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов.

Участие слушателей в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, озадачивание студентов вопросами в начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось в проблемной лекции, вопросы могут, быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала.

Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы оставались без ответов, т.к. они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления студентов.

Лекция-дискуссия

В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.

Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

Так же можно предложить студентам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается.

Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения, составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

Лекция-визуализация

Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

Лекция вдвоем

В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п.

Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. При представлении двух источников информации задача студентов - сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.

Лекция с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты и их не так легко можно было заметить студентам. Это требует специальной работы преподавателя над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства.

Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы - преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.

Лекция-пресс-конференция

Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями.

Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

Лекция-беседа

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

Лекция-дискуссия

В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.

Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения осуществляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

Лекция с разбором конкретных ситуаций

Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.



error: Контент защищен !!