Самые красивые небольшие средневековые города европы. Древнее название средневековых городов: список, история и интересные факты Город и горожане в средние века

Средневековый город

города античности потеряли своё экономическое значение, но приобрели новые функции, став церковно-монастырскими центрами, резиденциями крупных феодалов и королей. Во Франции наибольший вес и значение имели города-резиденции архиепископов (Лион, Реймс, Тур). Из 120 городов Германии в XI веке 40 были епископскими, 20 располагались вблизи крупных монастырей, остальные являлись центрами крупных феодальных владений.
При этом уже в пору расцвета феодализма * (между XI и XV веками) в Европе начинаются процессы общественного разделения труда, развития внутреннего рынка, товарно-денежных отношений, подтачивающие экономические основы феодального строя. Развитие же товарно-денежных отношений способствовало возвращению средневековым городам именно экономических функций — центров развития ремесла и торговли

Общие условия, вызвавшие рост средневековых городов

  • рост производительных сил
  • рост населения
  • развитие техники
  • разделение труда
  • отделение ремесла от земледелия

В раннем средневековье (V — половина XI века) в Европе насчитывалось от нескольких десятков до нескольких сотен городов. К концу XV века в Европе было уже более 10 тысяч городов

Мотивы образования городов

  • Продолжение городов Римской империи — Кёльн, Страсбург, Лондон, Париж, Вена
  • На месте прежних поселений завоеванных Римом племён (Нант — намнеты, Пуатье — пиктоны)
  • Удобное географическое расположение:
    на границе горных долин и равнины (Верона, Брешия, Виченца)
    вокруг удобных морских бухт или вдоль рек (Неаполь, Венеция)
    на перекрестке древних торговых путей (Павия)

О роли географических факторов в возникновении средневековых городов свидельствуют их названия. Связь поселения с мостом, переездом, бродом зафиксирована в названиях на «бридж», «брюк», «понт», «фурт»: Кембридж, Понтауз, Франкфурт, Оксфорд, Инсбрук, Брюгге, Саарбрюкен. Города с названиями типа Брунсвик, Норвич, как правило, были связаны с морским побережьем или реками: элемент «вик», «вич» в скандинавских топонимах означает залив, бухту, устье. Города, которые сложились на месте прежних деревень, часто имели «сельские» окончания на «инген», «хайм», «дорф», «хаузен» (Тюбинген, Вальдорф, Мюльхаузен)

Состав средневековых городов

Средневековые города были очень разные, но любой из них обладал элементами, общими для всех:

  • рынок
  • кафедральный собор
  • укрепленный центр (замок)
  • дворцы-крепости живущих в городе крупных феодалов
  • здание органов городского управления (ратуша, синьория, магистрат)
  • городские стены

Состав городского населения

  • Ремесленники
  • Купцы
  • Менялы
  • Дворяне
  • Дворянская прислуга
  • Священники
  • Крестьяне, бежавшие в город от своих сеньоров

Типы самоуправления средневекового города

  • Неполное самоуправление: управление делилось между городской властью и предствателями короля (Париж, Орлеан, Нант, Лион)
  • Города, имеющие льготы и привилегии от феодалов, на чьей земле находился город (маленькие города)
  • Города-коммуны с полным самоуправлением: правом выбирать своих должностных лиц, иметь свой суд, свои финансы, права объявлять войну, заключать мир, чеканить монету — города-государства (Венеция, Генуя, Флоренция)

Вид средневекового города


Площадь и население города

    * Вместе с тем численность населения феодального города была невелика. В основной части городов Западной Европы жило несколько тысяч или даже сот человек. В 1377-1381 годах в Англии кроме Лондона, в котором насчитывалось около 35 тысяч жителей, только Йорк имел свыше 10 тысяч; Бристоль, Плимут, Ковентри, Норич и Линкольн насчитывали от 5 до 10 тысяч человек и еще 11 городов - от 3 до 5 тысяч; всего же в стране в это время существовало до 250-300 городов

    * В Священной Римской империи конца XV - начала XVI в. насчитывалось около 3000 городских центров. Крупнейшими были Регенсбург (около 25 тысяч), Кельн (около 20 тысяч), Страсбург (около 15 тысяч), подавляющая же часть германских городов являлась мелкими местечками

    * Самыми «урбанизированными» территориями средневековой Европы были итальянские и фландрские: крупнейшие города Фландрии - Ипр, Гент и Брюгге - в XIV веке насчитывали до 25-35 тысяч человек

    * В Италии размеры городов были большими. Крупнейшими городами были Милан, Флоренция, Генуя и Венеция, насчитывавшие от 50 до 100 тысяч человек; Верона, Падуя, Болонья, Сиена, Палермо, Неаполь, Рим имели 35-40 тысяч жителей

    * На континенте с этими городами мог сравниться один Париж; по некоторым данным, его население росло следующими темпами: в конце XII века - около 25 тысяч человек, в конце XIII века - около 50 тысяч, перед Черной смертью (1348-1349 годы) - около 80 тысяч, в конце XV столетия - около 150 тысяч человек (возможно, что эти цифры завышены). Основная масса французских городов ни в какое сравнение с Парижем не шла - здесь также преобладали небольшие рыночные местечки, насчитывавшие сотни, в лучшем случае тысячи жителей

    * При этом Париж в XIII веке занимал около 380 га, Лондон в XIV веке - около 290 га, Флоренция перед Черной смертью - немного более 500 га, Нюрнберг в XV веке - около 140 га; площадь же подавляющего большинства средневековых городов не превышала нескольких десятков гектаров (Тулон, например, в XIII веке имел площадь всего 18 га)

* Феодализм или феодальное развитие общества имело три стадии

    V - половина XI века - раннее средневековье
    XI (вторая половина) - XV век - расцвет
    XVI - XVII - разложение феодального строя, эпоха первоначального накопления капитала

Расстояния между городами были небольшими.
В густонаселенных районах расстояние между соседними городами не превышало 1-2 дней конного пути (30-50 км).

Перенесемся воображением на сотни столетии назад и представим себе, что мы подходим к средневековому городу.

Город

Города в средневековой Европе были довольно малы.

Наши привычные масштабы «мегаполиса» совсем не применимы к ним.

Возникают разночтения в оценке населения средневековых городов, связанные с тем, что в тогдашних документах как правило указывалось не все население, а только взрослые, а иногда — только взрослые мужчины.

Городские ворота запирались с заходом солнца и отпирались на рассвете.

Городские ворота на миниатюре 15в. Франция.

Средневековые ворота в английском городе Кентербери, в графстве Кент. Этот символ города привлекает многочисленных туристов в город.

60-ти футовые ворота являются самыми большими из сохранившихся до нашего времени городских ворот в Англии.

Западные ворота в Кентербери были построены из песчаника в 1379-ом году, и до сих пор находятся в превосходном состоянии, являясь важным туристическим символом города.

Дорога все еще проходит через арки этих ворот, так что они до сих пор сохраняют свою главную первоначальную функцию.


Изображение города на миниатюре 15в.

Совершая прогулку по средневековому городу, вы тщетно искали бы на домах того, что нам кажется столь необходимым, к чему мы так привыкли,- номеров.

Нумерация

Нумерация домов и вывески с названиями улиц, вся эта система, понятная нам сегодня, была учреждена только в XVIII веке.

До того местоположение дома на улице можно было определить по вывескам – нарисованным или вырезанным на стене, намалёванным на подвешенной доске, но в Средневековье они имелись не на каждом доме, и мы не знаем точно, как побирались такие изображения.


Большинство исследователей полагают, что владельцы устанавливали и меняли вывески совершенно свободно; однако, редкие свидетельства показывают, что здесь мог вмешаться сеньор и разрешить или запретить перемену вывески, затеянную новым владельцем в угоду собственному вкусу или ради отражения своей деятельности.

Но изменение могло вызвать и путаницу, потому что дом нельзя будет узнать под новой вывеской или потому, что такое изображение уже имелось на этой улице.


Несмотря на попытки контроля со стороны сеньоров и увеличение числа идентифицирующих изображений к концу Средневековья, такая система не давала полного охвата домов во всём городе.
Улицы сделались живописнее, но удобнее от этого не стало, поскольку на них встречались одинаковые вывески.

Точный адрес – одновременно прогресс и утрата свободы, ибо судьи, сборщики налогов и прочие представители власти могут вас узнать и найти.
Даже в XVIII веке таблички с названиями улиц так часто срывали по ночам, что названия решили высекать в камне.

Со стороны площади доносится музыка.
Всё верно, в городах всегда ошивались жонглёры, менестрели, вертепщики, стремившиеся заработать на жизнь своими талантами.

Планировка

Многие города имели примерно однотипную планировку.
В центре главная площадь, на которой находились самые главные здания: центральный собор, ратуша или зал заседаний, дом (или замок) правителя.


От площади по радиусам разбегались улочки. Они не были прямыми, петляли, пересекались, образуя маленькие площади, их соединяли проулки и проходы.
Все это образовывало настоящий лабиринт, в котором приезжему нетрудно заблудиться.


Улицы города… Сюда редко проникает солнце.

Преградой для него служит прежде всего узость улиц, а также и довольно далеко, иногда на несколько футов, выступающие над нижними этажами верхние этажи.

Очень многие дома, кроме того, снабжены выдвигающимися вперед этажами. Недостаточная ширина улиц и эти этажи-выступы оставляют мало места для обитателей.

Город, не будучи в состоянии разрастаться в ширину, успешно растет вверх.
В нижних этажах домов помещаются лавки, сараи, погреба.

А ведь еще недавно, не смотря на свои внушительные стены, город представлял огромное село с маленькими, крытыми соломою домишками.

Село и город

И долго горожанин не расставался со своими сельскими привычками.
Бывало, по всем улицам разгуливали свиньи и всякий домашний скот.

Сами улицы были далеко не чистыми. Мостовая сначала появилась только перед домами знатных и богатых граждан.


Люди, выходя на улицу, одевали деревянные башмаки, надетые прямо на обувь.
Эти „башмаки» играли роль современных галош.
Собственно говоря, эта до­полнительная обувь вовсе не была башмаками, хотя и называлась так: она представляла собою просто деревянные подошвы,
прикреплявшиеся ремнями к обычному башмаку.

Выглядело это вот так


Уличная грязь увеличивалась еще оттого, что, не смотря на строгие постановления и требования городского совета, жители города никак не могли расстаться со своими привычками: все лишнее, все ненужное, без зазрения совести, выбрасывалось ими на улицу.

Вот как описывается город Гансом Саксом(1530г.) в его произведении «Похвальное слово городу Нюрнбергу»

«Ворот же ровным счетом шесть,
Притом еще два малых входа;
Десяток рынков для народа.
Прилавки не бывают пусты:
Хоть отбавляй зерна, капусты,
Плодов и сала и вина;
На всяк товар своя цена,
Обилен торг – куда ни глянь!
Еще тут есть тринадцать бань
Общественных и храмов восемь,
Где Богу мы хвалу возносим.
Река по городу бежит,
Семь дюжин жерновов вертит…
Здесь трудятся под каждой кровлей;
Иные заняты торговлей,
И бойко их идут дела!
А большинство от ремесла
Приобретает свой доход
И припеваючи живет.
А сколько в городе ремесел –
Я было стал считать, да бросил»

Торговые площади

Город Нюрнберг на средневековой миниатюре


Ближе к центру города располагались богатые дома, дальше — дома и мастерские ремесленников, совсем на окраинах — трущобы.
Недалеко от городских ворот располагались купеческие подворья, где останавливались проезжие купцы. Там же были склады товаров.


Обычай выставлять свои товары за дверьми лавок, на самой улице, был очень распространен среди торговцев средневекового города.
С этой целью у очень многих лавок устроены навесы над частью улицы, прилегающей к лавке.


В большом городе могло быть несколько торговых площадей.
Некоторые из них были «специализированными» местами торговли определенным товаром и носили соответствующие названия (Рыбная, Железная, Зерновая, Гончарная и пр.).

На ремесленных улочках тоже шла торговля. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской, и магазинчиком, где продавались товары.


Горожане на миниатюре 13 века

Улицы

В средние века улица была использована как мясницкий рынок.
Убой скота и продажа мяса тушами, создал целый ряд опасностей для здоровья, что побудило такие внести указ (1301), который запрещал мясникам продавать тушки или куски мяса.

Которая уже была выставлена на продажу с их киосков и подвергавшимся солнечному свету на полный день (если конечно, мясо не был тщательно очищено и просолено).
Мало что изменилось вообще-то…

Цеха

Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация - объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы - цехи.
Цехи появились почти одновременно с возникновением городов.

В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии - с XI-XII вв.
Каждый цех имел особые «секреты мастерства», которые ревностно хранились.

За открытие оных секретов постороннему (не ученику или подмастерью) мастер мог быть исключен из цеха или даже изгнан из города.


мастеровые и рабочие различных профессии 15 век
Торговцы. Возможно подсчитывают прибыль /миниатюра15 в./
Продавцы-покупатели. По видимому идёт какая-то сделка., миниатюра 14 в.

Система сбора налогов в те времена тоже существенно отличалась от современной. Такого понятия как «подоходный налог» не существовало.

Генезис города в средние века. Стр.4-6

Города Руси. Стр.7-12

Города Западной Европы. Стр.13-17

Сходства и различия городов Руси и западной Европы. Стр.18-19

Заключение. Стр.20

Список литературы. Стр.21

ВВЕДЕНИЕ

Моя работа посвящена средневековым городам.

В современном городе активно развиваются контакты различных народов. И в прошлом, в эпоху феодализма, город был центром этнокультурных процессов, активным участником формирования народной культуры во всем ее многообразии. Не было, пожалуй, ни одной сколько-нибудь значительной области народной культуры, в которую не внесли бы вклада горожане. Но если роль города и городского населения в развитии духовной культуры народа издавна признавалась исследователями, то материальная культура горожан до недавнего времени не была еще настолько изучена этнографами, чтобы можно было сделать в этой области подобные обобщения. Вместе с тем материальная культура города составляет неотъемлемую часть народной культуры.

В работе я поставил несколько задач:

1. Определить место города в феодальном обществе, его сущность.

2. Определить предпосылки образования феодального города.

3. Изучить развитие города в средние века, его роль в экономических, социальных и политических процессах.

Данная работа предназначена для раскрытия более широкого представления о населении, внешнего вида и особенности средневекового города, на основе которых и существуют знакомые нам города и мегаполисы. В качестве примера рассмотрены города Руси и Западной Европы.

ГЕНЕЗИС ГОРОДА В СРЕДНИЕ ВЕКА.

Существуют общие черты всех городов всех времен:

1. Многофункциональность: (торгово-ремесленный центр, культурный центр, духовно-религиозный центр, крепость).

2. В городах нет сельскохозяйственного производства.

3. Сосредоточение двух видов деятельности (ремесло и торговля).

4. Административный центр.

Феодальный город- это специфическое поселение с относительно высокой плотностью населения, поселение укрепленное, обладающее особыми правами, правовыми привилегиями концентрирующее не аграрные производственные, а социальные функции, связанные с мелкотоварным производством и рынком.

Черты феодального города :

1. Корпоративная организация производства.

2. Корпоративная социальная структура (права, обязанности, привилегии).

3. Регламентация производства.

4. Мелкое производство.

5. Определенная система привилегий (права жителей или свобода), право иметь в городе войско, органы самоуправления.

6. Тесная связь с землей, землевладением, сеньорией (особенно на первом этапе – город возникает на земле феодала).

7. Определенные повинности, налоги.

8. Часть населения составляют феодалы, имеющие земельную собственность.

9. Верхушка города приобретает земли в округе.

Средневековый город - более высокая ступень развития поселений по сравнению с предыдущими стадиями досредневековых эпох.

Предпосылки и факторы образования средневекового города:

Предпосылками образования средневекового города явился прогресс в сельском хозяйстве: продуктивность, специализация, высвобождение части населения от сельскохозяйственной деятельности. Демографические факторы формирования города: сырьевая база, рост потребности у с/х населения в товарах ремесленников.

Формирование феодальной вотчины обеспечивает:

1. интенсификацию труда

2. организацию труда

3. способствует специализации

4. развитие ремесленного производства – отток населения.

Формирование социальной и политической структуры феодального общества:

Развитие государства (аппарат управления).

Складывание класса феодалов, заинтересованных в городе (организация труда, оружие, предметы роскоши, кузнечное дело, судостроение, торговля, флот, денежное обращение).

Условия, обеспечивающие появление городов:

Общественное разделение труда.

Развитие товарообращения.

Стимулирующий фактор – наличие городских центров, которые дошли из предыдущего времени: античный или варварский город.

Уровень развития ремесла и торговли (появление профессиональных ремесленников, работающих на рынок; развитие ближней и дальней торговли, создание корпораций купцов (гильдий)).

Формирование города.

Как он возникает? Вопрос спорный. В истории человечества были многообразные формы образования городов. Существуют различные теории авторов разных стран об основании городов:

· романская теория (на базе античных городов) – Италия.

· бурговая теория (замки) – Германия.

· вотчинная теория – Германия.

· Рыночная теория – Германия, Англия.

· Торговая концепция (внешняя торговля) – Нидерланды.

Город возник не внезапно. Процесс формирования города – процесс длительный. Превращение раннего города в средневековый происходит в основном в Европе в XI в.

Города имели сложный социальный состав: и феодалы, и «рабы», и духовенство (церкви), свободное торговое население ремесленники – сложный комплекс и свободных и зависимых, и тех, кто еще не получил свободы.

Постепенно все городское население превращалось в единое сословие – Burgeuses – жители города.

ГОРОДА РУСИ.

Образование городов.

Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VII в., было возникновение древнейших торговых городов на Руси. «Повесть временных лет» о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Любеч, Чернигов, Новгород, Ростов. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство из них вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки» (Волхов-Днепр). Только некоторые города: Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли, указывая фланговое ее направление к Азовскому и Каспийскому морям.

Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Восточные славяне расселялись по Днепру одинокими укрепленными дворами. С развитием торговли этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли. Такие сборные пункты назывались погостами. Из этих крупных рынков и выросли наши древнейшие города по греко-варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг промышленных округов.

В Повести временных лет обозначается первая местная политическая форма, образовавшаяся на Руси около половины IXв.: это городовая область, т. е. Торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа. Образование этой первой политической формы на Руси сопровождалось в иных местах появлением другой, вторичной и тоже местной формы, варяжского княжества. Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья форма, завязавшаяся на Руси: то было великое княжество Киевское. Киев служил главным образом оборонительным форпостом страны против степи и центральной факторией русской торговли.

Такой город как Новгород, образовался из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными, а потом соединились в одну большую городскую общину.

Средневековые поселения можно подразделять по роду занятий жителей на поселения сельского типа, связанные главным образом с сельским хозяйством, и поселения городского типа, преимущественно ремесленно-торговые. Но названия типов поселения не соответствовали современным: городами назывались селения с оборонительными укреплениями, а неукрепленные селения имели иные названия. Преобладали поселения сельского типа – крестьянские селения вместе с сельскими усадьбами феодалов. Земля крестьянской общины простиралась на многие десятки верст. Административным, торговым и религиозным и религиозным центром общины был погост - селение, в котором у торговой площади группировались усадьбы представителей общинной администрации, церковь с дворами духовенства и кладбище, но было мало усадеб рядовых крестьян, которые в основном жили в деревнях.

В центре, на севере европейской России шел другой процесс: с XV – XVI в.в. возникали мелкие ремесленно-торговые поселения без укреплений (на новгородских землях - «рядки»). В XVIIв. процесс продолжался, поселения такого рода были названы непашенными слободами, по мере роста переименовывались в посады, но городами не назывались.

Население.

Основную часть населения старых городов составляли занятые ремеслом и мелкой торговлей «посадские люди», разного рода военные - «служилые люди». В больших городах, особенно в Москве, заметными группами были купцы разных категорий, духовенство и прочие. В городах имели усадьбы светские и церковные феодалы, нередко здесь располагались и центральные усадьбы монастырей.

Количественные соотношения между основными группами городского населения были различны в разных городах. Например, в Москве было относительно больше, чем в других городах, представителей феодальных сословий и различных государственных служащих. Иностранцы, проживавшие в Москве, преимущественно были западноевропейского происхождения, здесь было около 600 тысяч жителей. Кроме русских, жило много греков, персиян, немцев, турок, но жидов вовсе не было, т. к. их не терпели во всем государстве.

Вообще, иностранцы замечали, что количество населения в городах гораздо меньше, нежели сколько можно было предполагать, судя по количеству зданий. Это происходило от того, какое значение имел город в Московском государстве: он был, прежде всего, огороженным местом, в котором окрестное население искало убежище во время неприятельского нашествия. Чтобы удовлетворять эту потребность, так часто возникавшую благодаря обстоятельствам, среди которых слагалось государство, города должны были иметь большие размеры, нежели какие нужны были для вмещения их постоянного населения.

По своему происхождению западноевропейские средневековые города делятся на два типа: одни из них ведут свою историю с глубокой древности, от античных городов и поселений (например, Кельн, Вена, Аугсбург, Париж, Лондон, Йорк), другие возникли сравнительно поздно - уже в эпоху средневековья. Бывшие античные города в раннем средневековье переживают полосу упадка, но все же остаются, как правило, административными центрами небольшой округи, резиденциями епископов и светских правителей; через них продолжают поддерживаться торговые связи, прежде всего в районе Средиземноморья. В 8-10 вв. в связи с оживлением торговли на Севере Европы появляются протогородские поселения на Балтике (Хедебю в Шлезвиге, Бирка в Швеции, славянский Волин и др.).

Однако период массового возникновения и роста средневековых городов приходится на 10-11 вв. Раньше всего сформировались города, имевшие античную основу, в Северной и Средней Италии, в Южной Франции, а также по Рейну. Но очень быстро сетью городов и городков покрылась вся Европа севернее Альп.

Новые города возникали у замков и крепостей, на пересечениях торговых путей, у переправ через реки. Их появление стало возможным благодаря подъему сельского хозяйства: крестьяне оказались в состоянии прокормить значительные группы населения, не занятые непосредственно в аграрном секторе. К тому же хозяйственная специализация вела ко все более интенсивному отделению ремесла от сельского хозяйства. Население городов росло за счет притока деревенских жителей, которых привлекала возможность получить в городе личную свободу и воспользоваться привилегиями, имевшимися у горожан. Большинство пришедших в город включались в ремесленное производство, но многие не бросали окончательно и сельскохозяйственных занятий. У горожан были участки пахотной земли, виноградники и даже пастбища. Состав населения был весьма пестрым: ремесленники, купцы, ростовщики, представители духовенства, светские сеньоры, наемные солдаты, школяры, чиновники, артисты, художники и музыканты, бродяги, нищие. Такое многообразие связано с тем, что сам город играл множество важнейших ролей в социальной жизни феодальной Европы. Он был центром ремесла и торговли, культуры и религиозной жизни. Здесь концентрировались органы государственной власти и строились резиденции сильных мира сего.

На первых порах горожанам приходилось платить многие поборы сеньору города, подчиняться его суду, находиться от него в личной зависимости, иногда даже работать на барщине. Сеньоры часто покровительствовали городам, так как получали от них немалые выгоды, но плата за это покровительство со временем стала казаться окрепшим и разбогатевшим горожанам слишком обременительной. По всей Европе прокатилась волна столкновений, подчас вооруженных, горожан с сеньорами. В результате так называемого коммунального движения многие западноевропейские города получили право самоуправления и личную свободу для своих граждан. В Северной и Средней Италии крупнейшие города - Венеция, Генуя, Милан, Флоренция, Пиза, Сиена, Болонья - добились полной независимости и подчинили себе большие территории за пределами городских стен. Там крестьянам приходилось работать на городские республики точно так же, как раньше на сеньоров. Большой самостоятельностью пользовались и крупные города Германии, хотя они, как правило, признавали на словах власть императора или герцога, графа или епископа. Немецкие города нередко объединялись в союзы с политическими или торговыми целями. Самым знаменитым из них был союз северогерманских купеческих городов - Ганза. Расцвет Ганзы приходится на 14 в., когда она держала в своих руках всю торговлю на Балтике и в Северном море.

В свободном городе власть чаще всего принадлежала выборному совету - магистрату, все места в котором делились между патрициями - членами богатейших семейств землевладельцев и купцов. Горожане объединялись в товарищества: купцы - в гильдии, ремесленники - в цехи. Цехи следили за качеством продукции, защищали своих членов от конкуренции. Не только работа, но и вся жизнь ремесленника была связана с цехом. Цехи устраивали для своих членов праздники и пирушки, они помогали «своим» беднякам, сиротам и старикам, а в случае необходимости выставляли военные отряды.

В центре типичного западноевропейского города обычно располагалась рыночная площадь, а на ней или же неподалеку от нее стояли здания городского магистрата (ратуша) и главной городской церкви (в епископских городах - собора). Город окружали стены, причем считалось, что внутри их кольца (а иногда еще и снаружи на расстоянии 1 мили от стены) действует особое городское право - здесь судятся по своим законам, отличным от принятых в округе. Мощные стены, величественные соборы, богатые монастыри, пышные ратуши не просто отражали богатство обитателей города, но и свидетельствовали о всевозрастающем мастерстве средневековых художников и строителей.

Жизнь членов городской общины (в Германии их называли бюргерами, во Франции - буржуа, в Италии - пополанами) резко отличалась от жизни крестьян и феодалов. Бюргеры, как правило, были мелкими свободными собственниками, они славились своей расчетливостью, деловой смекалкой. Рационализм, укреплявшийся в городах, способствовал критическому взгляду на мир, свободомыслию, порой сомнению в церковных догмах. Поэтому городская среда с самого начала стала благоприятной для распространения еретических идей. Городские школы, а затем и университеты лишили церковь исключительного права на подготовку образованных людей. Купцы отправлялись в далекие странствования, открывали пути в неизвестные страны, к чужим народам, с которыми налаживали торговые обмены. Чем дальше, тем больше города превращались в мощную силу, которая способствовала росту в обществе интенсивных товарных связей, рационалистического осмысления мира и места в нем человека.

Освобождение от власти сеньоров (его удалось добиться далеко не всем городам) не устранило почву для внутригородских конфликтов. В 14-15 вв. в городах Европы произошли так называемые цеховые революции, когда ремесленные цехи вступили в борьбу с патрициатом. В 14-16 вв. городские низы - подмастерья, наемные работники, бедняки - восставали против власти цеховой верхушки. Плебейские движения стали одной из важнейших составляющих Реформации и раннебуржуазных революций 16-17 вв. (см. Нидерландская буржуазная революция 16 е., Английская буржуазная революция 17 в.).

Первые ростки раннекапиталистических отношений в городах появились еще в 14-15 вв. в Италии; в 15-16 вв. - в Германии, Нидерландах, Англии и некоторых других районах заальпийской Европы. Там появились мануфактуры, возникла постоянная прослойка наемных рабочих, стали складываться крупные банкирские дома (см. Капитализм). Теперь мелочная цеховая регламентация все чаще начинает препятствовать капиталистическому предпринимательству. Организаторы мануфактур в Англии, Нидерландах, Южной Германии были вынуждены переносить свою деятельность в деревню или в маленькие городки, где цеховые правила не были так сильны. К концу средневековья, в эпоху кризиса европейского феодализма, в городах начинают происходить трения между нарождающейся буржуазией и традиционным бюргерством, в результате чего последнее все больше оттесняется от источников богатства и власти.

Существенна роль городов и в развитии государства. Еще в период коммунального движения в ряде стран (прежде всего, во Франции) начинает оформляться союз между городами и королевской властью, сыгравший важную роль в укреплении королевской власти. Позднее, когда в Европе возникают сословно-представительные монархии, города не только оказываются широко йредставленными в средневековых парламентах, но своими денежными средствами в значительной степени способствуют укреплению центральной власти. Постепенно усиливающаяся монархия в Англии и Франции подчиняет себе города и упраздняет многие их привилегии и права. В Германии наступление на вольности городов активно вели князья. Итальянские города-государства эволюционировали к тираническим формам правления.

Средневековые города сделали решающий вклад в формирование новой европейской культуры эпохи Возрождения и Реформации, новых экономических отношений. В городах окрепли первые ростки демократических институтов власти (выборность, представительство), здесь сформировался новый тип человеческой личности, исполненной чувства собственного достоинства и уверенной в своих творческих силах.

Город располагался так, чтобы его удобно было окружить защитной стеной, но чтобы и окружающая среда служила ему защитой.

Первые средневековые города окружали земляным валом и деревянным частоколом, более поздние уже обносили одной, двумя, а то и тремя каменными зубчатыми стенами с круглыми башнями. В город, как и в фео-дальный замок, можно было попасть только через подъемный мост и узкие ворота, которые на ночь надежно закрывались. Возле городских ворот возвышалась виселица с телами повешенных — предостережение для тех, кто не ладит с правосудием. От ворот в город вела улица, проложенная кое-как и, конечно, не мощенная (мостовые появились в европейских городах лишь в конце средневековья, их было мало). Посреди проезжей части ули-цы — сточная канава «с навозной жижей, вытекающей из отхожих мест». В жару на улице нечем дышать из-за пыли и вони, а после дождя по ней ни проехать, ни пройти. В середине XV в. на одной из таких улиц едва не по-гиб со своим конем в непроходимой грязи император Фридрих Ш. Посколь-ку территория города была небольшой (ее ограничивала защитная стена), кривые городские улицы прокладывали узкими, иногда они не превышали 1-2 м в ширину. На такой улице не всегда могли разойтись двое встречных прохожих. Днем в такие улочки даже солнечный свет не проникал, ночью же они не освещались и становились царством грабителей.

Дом зажиточного горожанина. XIII в.
Ночной Париж. Гравюра Г. Доре. XIX в.

Городские дома с крутыми красными крышами тесно прилегали друг к другу и в большинстве случаев были деревянными (каменное строительство g городах началось где-то в XIV в.), поэтому пожары нередко уничтожали город дотла. Дом имел несколько этажей, тянулся вверх. Этажи образовывали выступы (эркеры, балконы, лоджии), кото-рые нависали над улицей. Смежные дома почти касались друг друга своими верхними этажами. В доме был чердак с окном и блоком для поднятия сена, соломы, зерна — запасов на зиму.

Каждая семья имела свой дом, точнее — усадьбу, в которой был огородик и садик, конюшня, хлев, погреб, виноградная давильня и т. п. Усадьба окружалась надежной стеной, вход в дом и окна закрывались массивной дверью и ставнями (средневековый человек всего боялся). Словом, в средневековом городе почти все было, как в селе.

Городские дома нумерации не имели, ее заменяли распознаватель-ные знаки — барельефы на религиозные сюжеты, скульптурные порт-реты хозяев и т. п. Площади отдельных городов Италии украшали фон-таны — остатки античной роскоши.

Основным архитектурным украшением средневекового города был собор, колокольня которого отбивала время и сообщала горожанам о по-жаре, вражеском нападении или вспышке эпидемии.

В конце средневековья в городах появились ратуши, в которых собирался городской совет, крытые рынки, больницы, колледжи и шумливые студен-ческие общежития (с их появлением горожане забыли, что такое нормальный сон), складские помещения и т. п. Бани в средневековом городе, в отличие от античного, были редкостью и вдобавок поражали своей антисанитарией.

Итак, средневековые города в Европе были лишены элементарного комфорта, внешне непривлекательны. Материал с сайта

Вместе с тем, города неплохо обеспечивались продуктами питания. Вокруг них, ближе к их стенам, за которыми в случае вражеского напа-дения можно было укрыться, селились земледельцы. Каждый день при-бывали на городской рынок их телеги, груженые различным продо-вольствием, на любой вкус и кошелек.

XII ст. Из старинного описания города Лондона

Люди различных профессий, продавцы разных товаров и всяческие поденщики ежедневно утром занимают свои места, каждый в зависимос-ти от его занятия. На берегу реки в Лондоне, среди винных лавок, имею-щихся на судах и в погребах, открыта для всех харчевня. Здесь ежеднев-но, в зависимости от времени года, можно было найти тертую, жареную, вареную пищу, крупную и мелкую рыбу, грубое мясо для бедных и более качественное для богатых, дичь и разную птицу... Сколько бы воинов и прихожан ни прибыло в город или ни покинуло его, в любое время дня и ночи ни те, ни другие не оставались голодными.

Барельеф — скульптурное изображение на плоскости, в котором выпуклые фигуры выступают над поверхностью не более чем наполовину своего объема.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском



error: Контент защищен !!