Метод «целого слова» при обучении чтению. Методики обучения детей чтению Методика обучения чтению группы детей

Александрова К.А. Методист

кафедры дошкольного образования АО ИППК РО

На сегодняшний день существует множество различных методик обучения детей чтению. Рассмотрим самые популярные из них.

Звуковой метод.

Звуковой метод обучения чтению (его еще называют фонетический метод) состоит из следующих этапов:

1. Ребенок учится слышать и различать звуки в словах

2. Ребенок учит, какими буквами записываются эти звуки

3. Ребенок учится складывать написанные буквами звуки в слоги

4. Малыш читает слова, а потом - предложения

Звуковой метод обучения чтению - это традиционный метод, получивший широкое распространение. Именно по этой методике в советское время учили читать детей в школах, по этой же методике учат читать детей и во многих современных школах.

Плюсы звукового метода

1. Метод обычно используется для обучения чтению в школах , поэтому ребенку не придется "переучиваться", он будет легко понимать учителя и выполнять его задания (например, делить слово по слогам, различать гласные и согласные звуки и другие)

2. Метод развивает так называемый фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению . Как правило, логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи .

4. Для обучения не нужны дорогостоящие или сложные в изготовлении пособия, не нужна какая-то особенная подготовительная работа. Звуковой метод очень легок в использовании . Если родители загружены на работе и у них мало свободного времени, которое они могли бы посвятить обучению ребенка, то этот метод подходит им больше всего. Для большинства упражнений достаточно только фломастера и листка бумаги, а для некоторых - не нужно будет даже и этого.

5. Звуковой метод подвергался проверке в школах в течение длительного времени . Все школьники рано или поздно, занимаясь по этой методике, начинали читать.

Минусы звукового метода

1. Звуковой метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти - шести лет. Поскольку обучение чтению идет через анализ слова, через развитие фонематического слуха, через звуки к слогам, через слоги - к словам, то это - довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, поэтому начинать заниматься по этому методу слишком рано - просто бессмысленно .

2. Научиться быстро и не задумываясь складывать звуки в слоги, а потом в слова, особенно если эти слова - длинные и сложные, не так то просто. Для достижения быстрой техники чтения необходимо много читать и тренироваться . Будьте готовы к тому, что сначала малыш читать слова будет медленно, с трудом, с ошибками.

3. Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного , поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.

Методика Зайцева.

Методика Зайцева , а точнее, метод обучения чтению Николая Зайцева основан на использовании
специальных кубиков, так называемых "Кубиков Зайцева",
таблиц, разработанных автором методики
и аудиозаписей с пропевками столбиков и строчек таблиц под музыкальное сопровождение.

Методика Зайцева обучения чтению является очень популярной, она отлично подходит сторонникам раннего развития детей, и, кроме того, она нравится самим детям.

Ведь все, что от них требуется - это играть интересными, разноцветными и очень увлекательными кубиками, и петь песенки. Все обучение и запоминание происходит как бы само собой, без особенных усилий и трудозатрат.

Итак, этапы обучения ребенка чтению по методу Николая Зайцева:

1. Приобретаем (или изготавливаем самостоятельно) материал для занятий (кубики, таблицы, аудиозаписи), развешиваем таблицы.

2. Поем песенки - попевки, играем в кубики, пишем слова (кубиками и на таблицах), чтение приходит само.

Плюсы методики Зайцева

2. Дети могут очень легко и быстро научиться читать, при этом читать они будут бегло, без запинок, без излишних трудозатрат. При этом занимаются они обычно с большим интересом и удовольствием.

3. Если ребенок никак не может освоить чтение, то занятия по этой методике могут позволить малышу быстро приобрести нужные навыки и все-таки начать читать. Методика подходит для слабовидящих, слабослышащих детей, а также для детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

4. Методика вырабатывает определенные навыки грамотного письма.

5. Система обучения, разработанная Николаем Зайцевым, развивает органы чувств малышей, и тренирует глазные мышцы. Это обусловлено тем, что таблицы расположены в разных местах помещения, они довольно крупные и требуют при работе активного движения глаз. Также занятия с ними являются прекрасной профилактикой развития сколиоза и других болезней позвоночника. А песенки и по-разному звенящие кубики при этом развивают музыкальный слух и чувство ритма.

Минусы методики Зайцева

1. Проблемы у детей, занимающихся по этой системе, могут возникнуть в начальной школе. Им приходится учиться разделять слоги на звуки, ведь малыш сразу учил склады, а не составлял из отдельных звуков. При этом школьная программа на это не рассчитана. Детей учат наоборот - идти от звуков к слогам, что может вызвать некоторое непонимание у детишек, учившихся читать по методике Зайцева.

2. Некоторое нессответствие цветов, применяемых Зайцевым со школьной программой. В ней гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные - зеленым и синими цветами.

3. Необходимы определенные материальные и трудовые затраты при покупке и изготовлении пособий (кубиков и таблиц) Зайцева, которые может позволить себе не каждая семья. Также довольно большие таблицы должны будут висеть на стенах, что нравится не всем, а у некоторых может не найтись и подходящего для них места.

4. Родителям самим приходится "привыкать" к методике, чтобы заниматься ею с детьми. Ведь их-то самих учили по обычному, традиционному звуковому методу. А если по кубикам не заниматься, а просто отдать их детям, то они могут ими играть, но при этом обучаться чтению не будут.

5. Возможна ситуация, что ребенок не захочет петь или заниматься кубиками "как нужно", а предпочтет, к примеру, просто строить из них башни или разрывать кубики, пытаясь узнать что у них внутри. Результата от таких занятий не будет.

Методика Глена Домана

Глен Доман для обучения детей чтению предложил следующий метод: ребенку с самого раннего возраста (чем раньше, тем лучше) взрослый показывает карточки с написанными на них словами.

При этом он (т.е. взрослый) проговаривает вслух слова, написанные на показываемой малышу карточке. Карточки нужно демонстрировать по определенной схеме, постепенно заменяя одни слова другими. Карточки в руки детям не даются.

Заниматься по методике можно с детьми от 0 до 5 лет.

Методику обучения чтению по Глену Доману можно условно разделить на следующие этапы:

1. Читаем слова от простых к сложным, потом читаем глаголы

2. Читаем словосочетания, потом простые и сложные предложения

Паралельно обучению придется подготавливать все новые и новые карточки со словами, предложениями, а потом и с рассказами.

Плюсы методики Глена Домана

2. Все обучение для малыша будет выглядеть как приятная игра, в процессе которой ребенок получает большую порцию внимания взрослого и положительные эмоции.

3. У малыша будет развиваться память, он будет получать (и запоминать) огромное количество разнообразной информации, сможет получить энциклопедические знания, если вы будете не просто учить ребенка читать, а заниматься по методике Глена Домана полноценно.

Минусы методики Глена Домана

1. Необходимость в изготовлении большого количества карточек, это довольно трудоемко, если делать их полностью самостоятельно, и несколько проще, если купить уже готовые наборы (или распечатать их из интернета).

2. Карточки нужно показывать ребенку ежедневно, по нескольку раз в день, следить за правильной заменой уже продемонстрированных карточек. Если родители загружены на работе, делами по дому, а также другими мероприятиями с детьми (прогулками, детским садом, простыми играми и т.п.), то соблюдать распорядок занятий очень тяжело.

3. Ребенок может не реагировать на карточки, может забыть пройденное, может требовать показываемые карточки - чтобы их потрогать или пожевать, что делать в таких случаях - Глен Доман не уточняет. Также бывают очень активные дети, которым тяжело усидеть на месте, а уж тем более куда-то сосредоточенно смотреть.

4. Возможно возникновение проблем в начальной школе, как и у всех детей, учившихся читать сразу по слогам, складам или словами, а не составлять их из звуков. Школьная программа на это не рассчитана. Детей учат наоборот - идти от звуков к слогам, что может вызвать некоторое непонимание у таких детишек.

5. Ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. При обучении работает только зрительная система малыша, другие органы чувств не задействованы. Его нагружают знаниями, но не учат думать и анализировать. Но при этом, несомненно, для развития творческих и исследовательских способностей можно в свободное время использовать другие методики.

6. Обучение проводится с малышами до пяти лет, лучше с рождения. С шестилетками и более старшими детьми методика не работает.

В ЦРР «Академия» мы предлагаем групповые консультации по обучению чтению на основе звукового метода. Основанием выбора данной методики являлось то, что на её основе построено обучение в школе. Таким образом, ребёнок, поступая в школу, не будет испытывать трудностей при обучении грамоте, а даже напротив овладеет основными её элементами.

Также среди плюсов посещения групповых консультаций ЦРР «Академия» является то, что большое внимание уделяется развитию устной речи ребёнка. На консультациях предлагаются различные задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, к речи.

Кроме того, большое внимание уделяется развитию зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти, а также развитию пространственных представлений, т.е. тех функций, которые лежат в основе навыка чтения.

Таким образом, посещая групповые консультации ЦРР «Академия» одновременно с обучением чтению ребёнок получит хорошую возможность для развития внимания, памяти, мышления и речи.

Множество. И выбор оптимальной из них будет зависеть от множества факторов, в частности возраста малыша и его готовности воспринимать ту или иную информацию.

Все подходы к обучению чтению могут быть разделены на 4 вида:

  • аналитико-синтаксический;
  • буквосослагательный;
  • чтение целыми словами;
  • складовый.

В современных российских школах применяется первый из перечисленных методов. Исходя из методики обучения, единицей чтения в нем являются звуки, которые в последующем складываются в слоги.

Аналитико-синтаксические слоговые методики

Аналитико-синтаксические методики выделяет четкая структурированность единиц речи и четкая последовательность порядка обучения:
«звук → буква → слог → слово → фраза → предложение».

Их существенное отличие заключается в том, что малышу не предлагается сразу же изучить алфавит . Прежде он знакомится со звуками, учится слышать их в слове, анализирует состав слова.

Ярким примером аналитико-синтексической методики обучения может выступать система Эльконина-Давыдова.

Развивающая аналитико-синтексическая система Эльконина — Давыдова

Согласно данной методике процесс обучения делится на следующие этапы :

  1. Добуквенный или звуковой. Игры данного периода направленные на научение ребенка слышать определенные доминирующие звуки, а также произносить их. Примерами таких игр является звукоподражание (как гудит поезд, как дует ветер), выделение основного звука в стихах нахождение заданного звука.
  2. Научение ребенка определять звуковой состав слова (из каких звуков состоит слово, твердые и мягкие согласные).
  3. Звуковой анализ слова, когда ребёнок учится считать количество звуков в словах, находить ударный звук.
  4. Буквенный этап. На котором ребёнок переходит к изучению алфавита.
  5. Составление слогов с изученными буквами.
  6. Чтение слов.

Достоинства аналитико-синтексических методик:

  • Родителям в целом понятна и знакома данная система.
  • Дети получают развернутое представление о фонетике.
  • Легче происходит усвоение грамматики и орфографии.
  • У детей воспитывается особая чувствительность к звучанию и написанию слов, вследствие чего они избавлены от ошибок первоклассников (пропуск букв, перестановка букв).
  • Методики не противоречат школьной программе, ребенку не приходиться «переучиваться».
  • Прекрасно подходят детям с задержкой речевого развития, могут применяться параллельно с работой логопеда.

Недостатки методик:

  • Данные методики лучше подходят для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста и тяжело применимы для раннего обучения чтению, поскольку требуют регулярных занятий и упражнений, мало похожих на игру.

Буквосослагательные методики

Буквосослагательный метод предлагают в основном зарубежные авторы. Он предполагает изучение букв, в качестве единиц чтения и последующее составление из них слов (побуквенное чтение). При этом уделяется особое внимание всестороннему изучению букв и их запоминанию. Этап же составления слогов при «чистом» буквосослагательном подходе опускается. В качестве примера можно привести систему раннего развития, предложенную Монтессори.

Обучение чтению по методу Монтессори

Обучение начинается со всестороннего знакомства с буквами, как элементом языка.

Процесс условно делится на три этапа:

  1. Знакомство с буквой как символом. Ребенок учится писать буквы с помощью специальных рамок, раскрашивает их, изучает и рассматривает различные варианты исполнения букв (из ткани, бумаги, пластмассы, разнообразных текстур и цветов).
  2. Изучение звуков и соотнесение их со знакомым символами. Ребенок на слух воспринимает звуки и обводит контур названной буквы пальцем.
  3. Собственно обучение чтению и письму. Дети учатся складывать из знакомых букв и соответствующих им звуков слова, фразы и предложения.

Достоинства методики:

  • Разнообразие игровых заданий с игрушками, шаблонами и пособиями.
  • Дети быстро учатся читать без разделения слов на слоги.
  • Поскольку система рассчитана на самостоятельное знакомство ребенка с окружающей его средой, малыш быстро приобретает навык самостоятельного чтения про себя.
  • Материалы, используемые в процессе, не только «учат» читать, но и направлены на развитие мелкой моторики, логики и аналитического и творческого мышления.

Недостатки методики:

  • Огромная трудоемкость и дороговизна в домашних условиях. Требуется множество элементов развивающей среды: карточки, шаблоны, игрушки, книжечки, рамочки и тд.
  • Большинство занятий методики рассчитаны на группу детей.
  • На этапе составления целых слов из изученных букв у малыша могут возникнуть сложности.

Методика Ольги Соболевой

Из отечественных авторов подобных методик можно отметить Ольгу Соболеву. Она также использовала творческий подход к запоминанию букв и звуков с использованием доминирующего вида памяти, а сам процесс обучения предложила делить на три потока информации (для аудиалов, кинестетиков и визуалов).

  • Многие занятия и игры выполняются совместно с родителями.
  • Процесс обучения легко организовать с одним ребенком.
  • Есть значительное количество учебных материалов, рассчитанных не только на изучение букв, но и чтение слов, разработан специальный «Букварь».

Все занятия происходят в игровой форме, но предполагается плавный переход от игровых заданий к работе непосредственно с книгой. Основной же целью обучения Ольга Соболева считает необходимость привить ребенку любовь к печатному слову.

Обе отмеченные методики также имеют возрастные ограничения. Их целесообразно применять, когда малыш уже будет готов воспринимать слово не глобально, как в совсем раннем возрасте, а проявит интерес к отдельным составляющим изучаемых объектов. Как правило, это происходит около 3-4-х лет.

Смешанные слоговые методики

Довольно много смешанных методик. В них не делается такого акцента на фонетику, как при аналитико-синтексическом подходе, при этом после изучения букв кроха переходит к чтению по слогам (слоговое чтение).

Отличие методик, приближенных к бувосослагательному методу заключается в том, что фонемы воспринимаются на слух и запоминаются как бы «сами собой». Звуковому анализу не уделяется столь пристального внимания, но схема: «буква (звук) — слог — слово — фраза — предложение» остается прежней.

Те, кто придерживаются данного направления, рекомендуют начать изучение букв не с их полного названия, а с соответствующего звука (не «бэ», а «б», не «вэ», а «в»). Так крохе в последующем будет легче освоиться с составлением слогов. Автором первой отечественной смешанной методики можно назвать профессора Ушакова, который предложил таким образом преобразовать собственно буквосослагательный метод, принятый еще до революции.

Складовое чтение с использованием кубиков Зайцева

В основе методики, предложенной Зайцевым, лежат склады. От привычных нам слогов их отличает то, что склад состоит всегда из одной или двух букв (звуков) — согласной и гласной, согласной и мягкого или твердого знака. Они проще для восприятия, нежели слоги.

Поэтому и к обучению ребенка можно приступать раньше — в возрасте около 2-х лет. Кроме того, методика не предусматривает скучных занятий с азбукой или букварем. Склады располагаются на учебном материале (кубики).

Кубики отличаются между собой по размерам (большие — твердые склады, маленькие — мягкие) и окраске, кроме того, внутрь часто вкладывается различный наполнитель (для звонких и глухих звуков, гласных). Также используется специальная таблица, в которой содержатся все изучаемые склады.

Достоинства методики:

  • Ребенок без труда осваивает слияние звуков.
  • Учиться можно уже начиная с 1 года. При этом и в более старшем возрасте будет не поздно начать занятия. При этом сам автор отмечает, что даже в школьном возрасте методика может стать «волшебной палочкой», позволяющей наверстать сверстников.
  • На кубиках нет сочетаний букв, отсутствующие в русском языке. Малыш впоследствии никогда не напишет, например «жы» или «шы».
  • Кубики развивают цветовое и пространственное восприятие, музыкальный слух и память, чувство ритма, мелкую моторику.
  • Занятия не отнимают много времени, проходят в форме интересных игр.

Недостатки методики:

  • Ребенку, выучившемуся читать по кубикам Зайцева, сложнее дается фонетика, как основной элемент учебной программы в первом классе. Он не понимает, как делить слово на составные части иначе, нежели по складам.
  • Пособия стоят довольно дорого и быстро приходят в негодность.

Складовый метод используется и менее известными авторами. В продаже при желании можно найти карточки со складами, пазлы и иные игрушки.

Методики раннего развития и чтение целыми словами

Это относительно молодой подход к обучению грамоте. Тем не менее, он приобретает все больше приверженцев, в первую очередь потому, что кажется многим специалистам наиболее «естественным» способом.

Оговоримся сразу — это не просто методики обучения малыша чтению. Это иной подход ко всему образовательному процессу, применяемому по отношению к ребенку.

Чем младше чадо, тем лучше у него развито восприятие образов, а мозг самостоятельно по мере развития на основе полученных образов «выстраивает» закономерности. Именно на этом основано большинство методик раннего развития.

Ярчайшим примером данного направления является методика глобального чтения Глена Домана . Она основывается на том, что ребенка с самого раннего возраста (сам автор рекомендует начинать в 3-6 месяцев) учат воспринимать образы слов, изображенных на карточках. Таким образом, изучение самих слов происходит параллельно с запоминанием их написания.

Прекрасно адаптировал и развил зарубежную методику Андрей Маниченко. Под его авторством вышло несколько книг, касающихся раннего развития детей. Кроме того, у родителей есть возможность приобрести готовые карточки Домана-Маниченко, разделенные на несколько наборов и снабженные описанием конкретных игр с ними.

Достоинствами данного метода являются:

  • Малыш учится читать практически с самого рождения.
  • Дети, обучаемые с помощью карточек, не только вскоре начинают читать, но и быстрее накапливают значительный словарный запас.
  • Ребенок практически сразу начитает понимать смысл прочитанного, его чтение бегло и выразительно.
  • В процессе игры тренируется зрительная и слуховая память ребенка, что будет заметно и в старшем возрасте.

Недостатки методики:

  • Чем старше ребенок, тем менее применима методика. Многие родители, опробовавшие ее, пришли к мнению, что после 2 лет она уже не оправдывает приложенные усилия, поскольку ребенку уже сложно дается запоминание необходимого объема информации.
  • Трудоемкость. Родителям необходимо подготовить огромное число карточек и регулярно многократно показывать их ребенку.
  • Трудности с освоением школьной программы. Недостаточно обучить малыша читать «по Доману», позже потребуются дополнительные занятия по фонетике.
  • Дети, научившиеся бегло читать целыми словами, делают ошибки чаще сверстников, обучаемых по иным методикам.
  • Кроха может привыкнуть к определенному шрифту и иметь сложности с прочтением знакомых слов, написанных иначе.

Несколько слов в заключение

Как видите, методик обучения малыша чтению существует множество. В данной статье мы рассмотрели наиболее известные из них и разбили в соответствии с предлагаемым подходом. Среди них нет «хороших» и «плохих». И методика, которая прекрасно подошла одному малышу может показать не самые лучшие результаты у другого.

Нормально корректировать образовательный процесс в соответствии с особенностями малыша. Будьте готовы к тому, что от избранного подхода придется отказаться или позаимствовать какое-то решение у другого автора.

Допустимо сочетать различные подходы и элементы близких по содержанию методик или «позаимствовать» один из этапов. Например, при изучении букв обратиться к методике Ольги Соболевой, основанной на ассоциативном восприятии детей. А далее, по мере взросления крохи, можно будет плавно переключиться на методику Эльконина-Давыдова.

Другое дело, если избранный подход в целом не оправдал себя. Например, малыш попросту не хочет играть в кубики, и каждое занятие превращается в пытку. В этом случае, прежде чем сменить методологию следует сделать перерыв в занятиях (2-4 недели в зависимости от возраста малыша) и лишь затем предлагать ему новые игры, основанные на ином принципе обучения.

Принято считать, что каждое новое поколение детей умнее своих родителей. И правда, современные малыши раньше начинают ходить и говорить, с года, а то и раньше посещают развивающие студии, где активно тренируют память, учатся общаться, читать, рисовать, считать. Молодым родителям приходится соответствовать своим детям, осваивая всё новые и новые методики обучения чтению и другие принципы раннего развития.

Подготовительный этап

Несколько десятков лет назад считалось вполне нормальным, если ребёнок приходил в первый класс школы, не умея писать, читать и считать. Но это время прошло, и сейчас, чтобы не отставать от сверстников, к началу обучения в школе нужно серьёзно подготовиться. По мнению некоторых педагогов, начинать учиться читать необходимо с 5−6 месяцев. Другие предлагают способы обучения чтению детей 5 лет. Слушать их или нет - личное дело родителей, но существует несколько советов, которые существенно упростят обучение и сделают его приятным времяпровождением для мамы и малыша.

Как подготовить малыша к чтению:

  1. Развивайте речевые навыки. С первых дней жизни малыша с ним необходимо разговаривать. Уже через несколько месяцев после рождения ребёнок порадует родителей долгожданным «Агу!». Это и станет первой ступенью к коммуникации. Затем грудничок начнёт пытаться повторять звуки, похожие на разговор взрослых, потом эти звуки сложатся в простейшие слоги, слова, а к 2−2,5 годам в небольшие предложения. Отличным помощником в этом процессе станет чтение. Конечно, пока не самостоятельное, а чтение детских книг взрослыми.
  2. Выработайте у ребёнка стойкий интерес к чтению. Среди всех игрушек и пособий для раннего развития особое место родителям необходимо отвести книгам. Яркие, красочные, с интересными рисунками книжки-малышки вызовут неподдельный интерес у ребёнка. Чем чаще ему читать, с выражением, чётко, эмоционально, тем быстрее кроха научится образно, ассоциативно мыслить, что облегчит дальнейшее обучение.
  3. Показывайте положительный пример. Читать малышу сказки, знакомить с детскими стишками, потешками и прибаутками - это, конечно, хорошо. Но недостаточно. Только у ребёнка, который каждый день видит в руках у родителей книги и журналы, можно воспитать настоящую любовь к чтению. Ведь в этом случае малыш будет воспринимать его как общее увлечение для всей семьи, приносящее радость и комфорт.

Как понять, что ребёнок готов учиться читать:

  • карапуз хорошо разговаривает, его речь понятная, связная;
  • у малыша большой словарный запас, у него развито образное и логическое мышление;
  • ребёнок умеет говорить предложениями;
  • есть способность пересказывать то, что услышал от взрослых;
  • ребёнок ориентируется в пространстве и во времени, различает стороны света;
  • отсутствуют дефекты дикции (важен индивидуальный подход, необходима консультация с логопедом).

Если вы основательно подготовились к чтению и по всем признакам малыш уже готов к новым знаниям и умениям, важно определиться с методикой обучения чтению дошкольника в домашних условиях.

Традиционная фонетическая методика

На сегодняшний день эта методика является наиболее распространённой, её применяют в школах и детских садах, по её же принципам учились читать несколько последних поколений. Методика основывается на обучении звукам (фонетике), которые затем в сознании ребёнка постепенно складываются в слоги, слова, предложения и целые тексты.

Эта методика популярна, так как благодаря своей последовательности и чёткости даёт стопроцентный результат. Согласно её принципам, научиться читать можно в несколько этапов.

Изучение букв и звуков

Если вы решили заниматься с малышом по традиционной методике, начинать необходимо с изучения букв. Важно запомнить их написание, научиться отличать друг от друга, и только потом переходить к чтению. Одной из самых важных рекомендаций является то, что, называя букву, произносить следует звук, который она обозначает. Делается это для того, чтобы ребёнок не запутался, и со временем ему не пришлось объяснять, почему «Эс О Ка» читается как «СОК».

Переход к чтению слогов

На этом этапе у детей чаще всего возникают определённые трудности. Чтобы помочь ребёнку осознать связь между отдельными звуками, слог преподносят как единое целое. Взрослый, проводящий занятие, чётко и правильно произносит слог, после чего ребёнок за ним повторяет. Для максимально быстрого преодоления этого этапа рекомендовано воспользоваться советами из методики Надежды Жуковой, о которой речь пойдёт позже.

Чтение слова, предложений и текста

При переходе к чтению целых слов важно, чтобы ребёнок понимал смысл прочитанного слова. Поэтому на этом этапе важно останавливаться на каждом слове, уточнять у малыша, всё ли ему понятно.

Когда ребёнок освоил чтение слов, можно переходить к последнему этапу традиционной методики обучения чтению детей дошкольного возраста - чтению текстов. На этом этапе родителям следует запастись терпением, так как дети, запросто читающие и понимающие отдельные слова, могут столкнуться с трудностями восприятия текста.

Проблемы с чтением текстов:

  • ребёнок может не понимать смысла предложения или абзаца, полностью сконцентрировав внимание на сложном слове;
  • иногда дети пытаются не прочитать слово, а угадать его смысл по аналогии со словами с похожим написанием;
  • некоторые детки заменяют буквы в словах, снова-таки основываясь на образах других конструкций.

Нельзя заставлять дошкольников читать, принуждать перечитывать один и тот же текст. Это может вызвать негативное отношение к чтению в целом и не принесёт желаемого результата. Также не стоит слишком рано ждать беглого чтения - дети 4−5 лет чаще всего к этому ещё не готовы.

Авторские методики

Разобравшись с основными этапами обучения читать, которые являются основополагающими в любой методике, можно выбрать один из многочисленных методов, предлагаемых отечественными и зарубежными педагогами, который подойдёт именно вашему ребёнку.

Кубики Николая Зайцева

Этот метод подойдёт тем родителям, которые хотят, чтобы их дети научились читать как можно раньше. Обучение по кубикам Зайцева происходит в форме весёлой игры: ребята могут свободно передвигаться по комнате, стоять или даже лежать.

Суть метода заключается в том, что на кубиках разного цвета и размера написаны склады - сочетания гласных и согласных букв, согласных и твёрдого либо мягкого знака, одиночные буквы. Дети, играя в кубики, создают из них различные комбинации, учатся составлять слова. Ещё одной особенностью этих кубиков является то, что внутрь каждого из них помещается предмет, способный издавать звуки: в кубиках с глухими звуками находятся деревянные палочки, если написана гласная буква - колокольчик и так далее. Таким образом, у ребёнка развивается не только умение читать, но и музыкальный слух, интеллект, чувство ритма.

Глен Доман, Павел Тюленев, Масару Ибуки

Всех этих педагогов связывает одно - они придерживаются той точки зрения, что, чем раньше начинать обучение ребёнка чтению, тем лучше.

По методике Глена Домана, малышу уже с 3−6 месяцев показывают карточки, на которых написаны слова целиком, без деления на звуки и слоги. Метод рассчитан на то, что ребёнок, регулярно наблюдающий одни и те же комбинации букв, запоминает их и со временем учится читать. Следует отметить, что этот метод работает, если начинать обучение именно с указанного возраста. Дети старше 1 года хоть и запоминают показываемые слова, в дальнейшем стараются не прочесть их, а угадать, что делает метод нерезультативным.

Масару Ибуки знаменит своим девизом: «После трёх лет уже поздно». Согласно его теории, до 3 лет - это именно тот возраст, когда ребёнок наиболее восприимчив к новым знаниям и умениям, ведь это время самого активного развития головного мозга.

Метод Надежды Жуковой

Имея за плечами многолетний опыт работы логопедом, Надежда Жукова разработала свою систему обучения, основанную на традиционной методике, и даже издала свой Букварь. В методике Жуковой упор сделан на чтении слогов, так как для ребёнка проще выделить в слове именно слог, а не звук.

Педагог предлагает учить не весь алфавит по порядку, а отдельные звуки: вначале гласные, затем согласные. Причём уже после знакомства с гласными можно сразу же складывать их в слоги (АО, УО, УА), и только потом переходить к согласным.

В Букваре Надежды Жуковой родители найдут подробные методические рекомендации по применению метода.

Ребус-метод Льва Штернберга

Особого внимания заслуживает сравнительно новая методика обучения чтению - ребус-метод Льва Штернберга. Этот подход к обучению действует следующим образом. Начинается процесс со словарной игры, в ходе которой малышу предлагается «обрубить» слова: взрослый говорит «корова», ребёнок должен сказать «ко…», «замок» - «за…» и т. д.

Когда навык освоен, слова учителя заменяются на карточки-подсказки, на которых при помощи рисунков изображены слова. Например, на карточке нарисованы дыня и рак. Ребёнок «обрубает» эти слова, у него получаются слоги «ды…» и «ра…», а если их сложить, получим новое слово «дыра». С каждым занятием картинки усложняются, растёт количество рисунков, малыш учится составлять более длинные слова.

Методика Марии Монтессори

Особенность этого метода заключается в том, что обучение чтению начинается не с изучения букв или звуков, а с их написания. В этом малышам помогают специальные таблицы: буквы, вырезанные из шершавой бумаги и наклеенные на картонные карточки. Повторяя за взрослым звук, ребёнок «рисует» его - обводит пальчиком букву на табличке. После этого ребята учатся складывать звуки в слоги, слова, предложения.

Методика Монтессори признана педагогами всего мира очень результативной . К сожалению, она предназначена для применения в учебных заведениях профессиональными педагогами, поскольку рассчитана на групповые занятия, да и дома будет довольно проблематично подготовить необходимый дидактический материал.

Обучение чтению по Ольге Соболевой

Основная цель метода Ольги Соболевой - привить детям любовь к чтению, свести к минимуму механическое заучивание слов без интереса и удовольствия. Построена эта система обучения на ассоциативном мышлении. Изучая новую букву, малыш не механически запоминает её, а связывает её с каким-то похожим образом или даже героем любимой сказки. Весь процесс выстроен в форме игры, информация подаётся для всех типов восприятия: визуально, аудиально и кинестетически, то есть дети на одном занятии слышат, видят и могут физически ощутить новую информацию.

Эта методика не подойдёт родителям, которые хотят, чтобы всё было чётко и поэтапно. Такой подходят оценят, скорее, творческие личности.

Кубики Чаплыгина

Эти деревянные кубики кардинально отличаются от картонных кубиков Зайцева. В набор входит 10 кубиков и 10 блоков, каждый из которых состоит из двух кубиков, вращающихся вокруг своей оси. На каждой стороне всех кубиков написаны буквы, из которых можно составлять слова. Ребёнок учится читать в игровой форме: держит кубики в руках, переворачивает их, вращает, складывает слова, произносит их, запоминает.

Современная педагогика насчитывает десятки различных методов обучения чтению в домашних условиях. По мнению Ольги Тепляковой, детям намного проще начинать обучение с привычных слов, которые «живут» вокруг них, чем с незнакомых букв и слогов. Популярностью пользуется в последнее время так называемый «Способ 66», обещающий, что малыш начнёт бегло читать через 66 дней.

Какую бы из существующих методик вы ни выбрали, помните, что ваш ребёнок индивидуален. Не стоит предъявлять к нему завышенные требования, учитывайте возраст и способности малыша, и результат не заставит себя долго ждать.

Любая мама дошкольника, даже если ему еще нет и года, уже приглядывается к различным методикам обучения чтению. Действительно, некоторые из них позволяют добиться результата в совсем юном возрасте. Чем хороши ранние методики, а так же какие в них есть минусы, читайте в нашей статье.

Звуковой (фонетический) метод

Это система обучения чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.

Плюсы метода

  • Этот метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется "переучиваться".
  • Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения, так как сами так учились.
  • Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
  • Логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
  • Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удоволь­ствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликли­нике.
Минусы метода
  • Это метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти - шести лет. Поскольку обучение чтению таким способом - довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано - просто бессмысленно.
  • Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.

Метод обучения по кубикам Зайцева

Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.

Плюсы метода

  • Ребенок в игровой форме сразу запоми­нает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чте­ние и логику построения слов.
  • На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний или ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напи­шет неправильно «жыраф» или «шына»).
  • Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чте­нию хоть с годовалого возраста. Но даже пя­тилетним начинать не поздно. Система не привя­зана к определенному возрасту.
  • Если ребенок не успевает за темпом современ­ных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью». Сам автор утвержда­ет, что, например, четырехлетка начнет читать уже через несколько занятий.
  • Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом.
  • Кубики Зайцева воздействуют на многие орга­ны чувств. Они развивают музы­кальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта. Благодаря разноцветным кубикам у детей развивается пространственное и цветовое восприятие
Минусы метода
  • Дети, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разо­браться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).
  • Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова. Ребенок может допускать ошибки при звуковом разборе.
  • На кубиках нет сочетания ЖЫ или ШЫ, но зато есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д.). Значит, ребенок привыкает к этому соче­танию как к возможному в языке. Между тем, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кро­ме «сэр», «мэр», «пэр», «удэ», «пленэр»).
  • Пособия Зай­цева достаточно дорого стоят. Или же родители сами должны сделать кубики из кусочков дерева и картонных заготовок, а это целых 52 кубика. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.

Обучение по карточкам Домана

Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.

Плюсы методики

  • Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможностью пооб­щаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.
  • У малыша будет развиваться феноменальная па­мять. Он без труда будет запоминать и анализиро­вать огромное количество информации.
Минусы методики
  • Трудо­емкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.
  • Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают про­блемы с грамотностью и разбором слова.
  • Часто малыши, которые без проблем читали слова на домашних плакатах, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.

Методика Марии Монтессори

По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

Плюсы методики

  • В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
  • Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.
  • Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
  • Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
  • Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).
Минусы методики
  • Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
  • Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
  • Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
  • Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.

Методика Ольги Соболевой

Этот метод построен на "двуполушарной" работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно. В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.

Плюсы методики

  • В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.
  • Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.
  • Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.
  • Можно начинать учить почти с рождения.
  • Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.
Минусы
Нет привычной системы, для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.

Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.

Из биографии

Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.

Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.

Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».

В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.

Особенности методики

В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.

В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.

Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.

Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.

Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).

В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.

Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам . Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.

Возраст начала обучения

Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.

Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.

Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.

Звуки или буквы?

Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.

Учим правильно гласные и согласные

Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».

В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.

Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.

Закрепляем изученный материал

Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.

Чтение по слогам

Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.

Начинаем с простых слогов

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).

Этап обучения чтению закрытых слогов

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.

Чтение простых слов

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

Следите за произношением и расстановкой пауз

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.

Популярные книги для детей Н. Жуковой

Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.

Сюда входят:

"Букварь" и "Прописи" для детей 6-7 лет в 3 частях

Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.

"Магнитная азбука"

Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.

"Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать"

Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.

"Уроки правильной речи и правильного мышления"

Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.

"Уроки чистописания и грамотности" (обучающие прописи)

Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.

"Уроки логопеда"

Для данного учебника характерна доступная для понимания не только педагогами и логопедами, но и родителями система занятий, с помощью которых можно достигнуть чистой речи детей. Предложенные упражнения акцентируют внимание на проработке только одного конкретного звука. Благодаря этому занятия проходят с большим эффектом. Уровень развития речи ребенка, с которым начинают заниматься, не столь важен. Для всех детей занятия будут иметь положительный результат. Прекрасно подходит для занятий с детьми любого возраста.

"Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю"

Выстроенные в определенном порядке занятия, которые предлагаются в этом пособии, подойдут для применения в деятельности педагогов, логопедов и родителей, занимающихся с детьми 1-3 лет.

"Логопедия"

С помощью этой книги вы сможете помочь малышу поэтапно усвоить родной язык и окажете грамотную помощь в формировании функций речи. В учебнике прослеживается четкая взаимосвязь между развитием речи малышей и их психики.

"Первая после Букваря книга для чтения"

Для ребят, закончивших изучение Букваря, рекомендуется в качестве первой книги – «Первая после Букваря книга для чтения». Она смягчит переход от Букваря к обычной литературе. Основной целью этого обучающего пособия является формирование у детей любознательности, желание познавать новое, развивать интеллект и усидчивость.

1 часть – это басни и рассказы. Они продолжают тексты, которые даны в Букваре, только предложен более сложный вариант.

2 часть – сведения для юного натуралиста. В ней предложены данные из энциклопедий о главных героях рассказов или басен.

3 часть представляет собой фрагменты стихотворений великих поэтов. В каждом отрывке прослеживается взаимосвязь с каким-либо фрагментом 1 части книги. Это может быть стихотворение о временах года одного из рассказов, о животных одной из басен, погода и т.п.

Таким образом, с помощью методики обучения Надежды Жуковой, родители самостоятельно смогут прекрасно подготовить ребенка к школе. Пользуясь ее методическими и учебными пособиями можно не только научить ребенка хорошо и правильно читать, но и научить писать, познакомить с основами грамотной письменной речи, избежать многих логопедических проблем.

Обзор букваря Надежды Жуковой смотрите в следующем видео.



error: Контент защищен !!