Храм зачатия праведной анны что в углу. Храмы и музеи парка «Зарядья»: Мощи святых, древние подземелья и английские купцы Храм зачатия святой анны что в углу

22 декабря Святая Церковь чтит праздник Зачатия святой. праведной.Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу. Этот тихий, сокровенный праздник дарует Церкви начало непреходящей Радости-зачинается Дева, имеющая стать Матерью Спасителя-Господа Иисуса Христа. Для Зачатьевского монастыря сегодня особый день -престольный праздник всей обители. Сегодня в монастыре совершалось две Божественных Литургии. Ранняя Литургия была отслужена в храме Зачатия святой Анны, устроенном в 1997 году в Новом Трапезном корпусе. В этом храме души богомольцев наполняются миром и надеждой от внимательного взора на росписи сводов и стен, повествующие о чудесном житии святых праведных богоотцев Иоакима и Анны и Пресвятой Девы - Богородицы Марии. Особые святыни храма- икона святой праведной Анны - точный список чудотворной иконы из скита св. прав. Анны Святой горы Афон и старинная монастырская икона Пресвятой Богородицы «Руно Орошенное». Позднюю службу в воссозданном Соборе Рождества Богородицы возглавил Высокопреосвященный Валентин в сослужении монастырского духовенства. Разделить радость престольного праздника обители приехали игумении ставропигиальных монастырей- игумения Викторина, настоятельница Богородице-Рождественского монастыря и игумения Мария, настоятельница Борисо-Глебского монастыря в Аносино. Во время праздничных богослужений для поклонения были вынесены частицы мощей святых праведных Иоакима и Анны. Нежная радость праздника Зачатия святой Анною Пресвятой Богородицы наполняла сердца всех молящихся, раскрывая таинственный смысл зачатия внутреннего, нового человека всеисполняющей благодатию Христовой в душах, чистых от всякой скверны плоти и духа. По совершении Божественной Литургии был отслужен краткий благодарственный молебен святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, а затем было проведено награждение Патриаршей юбилейной медалью в честь 100-летия восстановления Патриаршества почтенного трудника Зачатьевской обители Смирнова Валерия Николаевича. Матушка игумения приветствовала Высокопреосвященного Владыку теплыми словами благодарности и молитвенных благопожеланий и преподнесла памятный подарок-писаный образ Зачатия св.прав.Анны и букет цветов. Матушка отметила сугубую важность для обители сегодняшнего дня, так как ровно 25 лет назад матушка игумения с первыми сестрами, тогда еще членами Сестринства в честь Милостивой иконы Божией Матери при храме св.пророка Илии в Обыденском переулке, вошла в стены обители, чтобы остаться здесь на всю жизнь. Возрождение монастыря началось в 1991 году. Осенью 1992 года сестрам было предоставлено помещение в Северном корпусе келий, и 22 декабря, в день главного монастырского праздника - Зачатия святой праведной Анны, они вселились под кров обители. День новоселья был ознаменован первым архиерейским крестным ходом. Возглавил его Преосвященный епископ Истринский Арсений (ныне - митрополит).

Высокопреосвященный владыка Валентин с сердечной благодарностью обратился к матушке игумении, духовенству. Сестрам обители и всем молящимся, передал благословение и поздравление с праздником от Святейшего Патриарха и молитвенно пожелал монастырю духовного процветания во спасение душ насельниц и всех, притекающих под святой покров обители.

Святые праведные Богоотцы Иоакиме и Анно, молите Бога о нас!

Зачатьевский женский монастырь был основан в 1360 году святителем Алексием, Митрополитом Московским для его сестер - преподобных Иулиании и Евпраксии. Первоначально он носил именование Алексеевского по храму, освященному в честь небесного покровителя Митрополита - преподобного Алексия, человека Божия. Зачатьевским монастырь стал называться позднее, когда повелением и иждивением великого князя Василия Иоанновича (отца Иоанни Грозного), желавшего испросить у Бога наследника, был построен каменный храм с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Великий князь пригласил для создания храма искусного зодчего - Алевиза Фрязина. В 1584 году благочестивый царь Феодор Иоаннович также в мольбе о даровании чада по обету восстановил обитель, полностью уничтоженную Большим Московским пожаром 1547 года, и вновь устроил соборную церковь Зачатия святой праведной Анны с приделами и трапезную церковь Рождества Богородицы. В конце 18 - начале 19 века при игумении Доримедонте (Протопоповой) и при поддержке митрополита Московского Платона (Лёвшина) был воздвигнут новый величественный соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Зачатия святой праведной Анны на хорах. Во все времена в обитель приходили супруги - и простые крестьяне, и знатные вельможи - молиться о даровании чад. У благочестивых русских правителей также был обычай жертвовать в монастырь богатые дары, прося молитв о рождении наследника. С XVIII века в обители появилась чудотворная икона Божией Матери «Милостивая», почитаемая ради исцелений и разрешения семейных скорбей, а также многих случаев благодатной помощи при безчадии. С тех пор еще более паломников стали прибегать к монастырским святыням с молитвой о даровании чад, и по вере и благодати Божией получали просимое.

В XX веке Зачатьевский монастырь разделил участь гонений, воздвигнутых на Церковь: в 1925 году обитель была закрыта, насельницы изгнаны, храмы разрушены или перестроены. Главную святыню - икону Божией Матери «Милостивая» перенесли в соседний храм святого пророка Божия Илии. Удалось сохранить и некоторые другие старинные иконы, среди них - монастырская икона Зачатия святой праведной Анны, ныне находящаяся в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе, освященном в честь святых праведных Иоакима и Анны.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, и 22 декабря, в день главного праздника обители - Зачатия святой праведной Анны, был совершен первый крестный ход.

В 1997 году в Новом трапезном корпусе был устроен и освящен храм Зачатия святой праведной Анны.

В 2010 году состоялось Великое освящение воссозданного монастырского собора Рождества Пресвятой Богородицы, в котором один из приделов посвящен святым Богоотцам Иоакиму и Анне. В соборе имеется частица святых мощей праведной Анны. По субботам в 12 часов совершается молебен святым праведным Иоакиму и Анне о даровании чад безплодным супругам. В течение дня в соборном храме можно помолиться, заказать молебен о даровании чада. В обители есть также чтимые иконы Божией Матери «Помощница в родах», «Млекопитательница», и афонский список иконы святой праведной Анны с Богоматерью на руках. Многие супруги по молитвам к Божией Матери, праведным Иоакиму и Анне и основательницам монастыря, преподобным Иулиании и Евпраксии, разрешились от уз неплодства и родили долгожданных детей.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу

Кривой пер., 13; ныне, после сноса большей части Зарядья под гостиницу "Россия", - Москворецкая набережная, 3

"Церковь эта - одно из древнейших каменных зданий Москвы вне Кремля. Впервые о ней упоминается в летописи под 1493 г. в связи с пожаром, который за несколько часов обратил в пепел всю столицу: "Того же месяца в 7 часов дни июля в 28 в неделю загорелась церковь от свечи св. Никола на Песку... Из города торг загорелся и оттоле посад выгорел возле Москву-реку до Зачатия на Востром конце и по Васильевский луг, и по Все Святые на Кулишке... а летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал".

"В описаниях многочисленных пожаров до 1493 г. церковь Зачатия Анны не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что она сооружена незадолго до этого года. Церковь обозначалась "что у городовой стены в Углу" (1657 г.), "что в Китай-городе на берегу" (1677 г.), "что в Китае на углу" (1681 г.), "что за соляным рядом" (1622 г.). Она была выстроена в урочище, называемом Острый конец. Это место у реки Москвы, углом выдававшееся в болотистый Васильевский луг, обладало какими-то особыми привлекательными качествами для расположения церкви.

Церковь Зачатия св. Анны была сооружена из белого камня - материала, широко распространенного в строительстве того времени. При пожаре 1547 г. обрушился белокаменный свод и верхняя часть сооружения. Вскоре при восстановлении пострадавшего от пожара здания появился выложенный из кирпича так называемый "крестчатый свод", в сущности сомкнутый свод, перерезанный четырьмя крестообразно расположенными распалубками. Он давал возможность без столбов перекрыть внутреннее пространство церкви. Фасады в это время получили завершение в виде трехлопастной арки. Тогда же была сделана новая глава с кокошниками в основании. Шея световой главы украшена не полуколонками, а плоскими пилястрами и напоминает оформление глав Архангельского собора Московского Кремля. За четыреста лет своего существования здание церкви обросло пристройками и подверглось существенным изменениям.

С юга четверика пристроен придел св. Мины. Придел был возведен, вероятно, в память освобождения от татаро-монгольского ига в 1480 г. в день св. Мины (11 ноября), когда татары отступили от Угры. Сначала, по-видимому, он был деревянный. В начале XVII в., около 1617 г., был построен каменный придел, существующий и теперь. Он связан с именем кн. Дмитрия Пожарского, который воздвиг придел в память избавления Москвы от польско-литовских интервентов. Архитектура этого, более позднего добавления представляет интерес и художественными, и конструктивными деталями. Крестчатый свод, перекрывающий придел, является одним из самых последних примеров такой конструкции в московской архитектуре. Глава уже не прорезает свод, нет и окон в распалубках. Четырехскатное покрытие придела, выполненное около 1617 г., - один из самых ранних примеров такой конструкции в строительстве каменных культовых зданий. Своеобразна трактовка его алтарной части - прямоугольной в плане.

Второй придел св. Екатерины, расположенный с северной стороны, пристроен в 1658 г. К XVII же веку относится и окружающая здание галерея-паперть.

В недавнее время на памятнике проведены большие реставрационные работы (под руководством Л. А. Давида, Б. Л. Альтшуллера и С. С. Подъяпольского), здание освобождено от поздних, не представляющих художественного и научного интереса пристроек и наросшего за время его существования культурного слоя. Несмотря на то, что была полная возможность документально восстановить древнее ядро комплекса от его подножия до завершения, замечательное по своим архитектурным достоинствам, авторы реставрации не пошли по этому пути. Они сохранили наслоения, имеющие историческое, историко-архитектурное и эстетическое значение. Эти наслоения возникли в допетровское время и не спорили с архитектурными формами XVI в. Характер же примыканий более поздних пристроек к основному, более древнему храму позволил полностью реставрировать основные элементы его первоначальной архитектуры".

"Первое упоминание о церкви Анны имеется в летописи под 1493 г. в связи с пожаром. Летописец назвал ее "церковь Анны что на Остром конце" - не указав, однако, деревянной она была или каменной. Современный вид свой церковь приобрела после реставрации 1955-1958 гг. (руководитель - архитектор Л. А. Давид). Произведенное при реставрации архитектурное и археологическое исследование храма позволило точнее определить время его сооружения, а также выявить первоначальные формы и конструкции. Выяснилось, что существующая церковь сооружена во второй четверти XVI в., а не в 1493 г., как считалось ранее (это мнение разделяют далеко не все исследователи. - П. П.); в XVII в. она была обстроена приделами и галереями. Что касается упоминания "церкви Анны на Остром конце" в летописи 1493 г., то оно относится, очевидно, к неизвестному нам зданию.

С устройством в XVI в. Китайгородской стены-крепости церковь оказалась в углу, образованном восточной и южной стенами, в связи с чем ее стали именовать "церковью Анны в Китай-городе в углу". В наши дни стены здесь нет, но это обозначение все же не утратило своего смысла - церковь расположена на пересечении Китайского проезда и Москворецкой набережной.

Приделы Мины и Екатерины пристроены из кирпича, сам храм Анны сложен из мягкого известняка".

"Подклет главного храма и его стены до пят свода - белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Над юго-западным углом возвышалась звонница, по-видимому, такая же, как у церкви Трифона в Напрудном (1492 г.), с которой у Зачатьевского храма много общего. Возведен он в камне, вероятно, в первых десятилетиях XVI в., восстанавливался после пожара 1547 г. Оформление фасадов храма, его стройные пропорции, точность классических профилей говорят о влиянии построек итальянских мастеров, в частности Алевиза Нового. В древности церковь имела кровлю из серебристочерной лощеной черепицы и шлемовидное покрытие главы, впоследствии замененное луковичной формы маковицей.

Северный Екатерининский придел выстроен в 1658-1668 гг., предположительно в связи с рождением дочери царя Алексея Михайловича - Екатерины. Он перекрыт сомкнутым сводом и повторяет композицию южного придела, но по своим декоративным элементам типичен для второй половины XVII в. Внутреннее убранство церкви не сохранилось".

"Обновление церкви было в 1752 г.". "Есть переделки XIX в.".

"До закрытия сохранялось много икон XVI в., особенно в главном иконостасе. На колокольне был колокол 1547 г. с французской подписью, попавшей сюда скорее всего через Колу в 1566 г. вследствие иконоборческого движения в Нидерландах".

"Колокольня середины XVIII в.". При реставрации она была без особого основания уничтожена. "Аналогично произошло с церковью Анны, что в Углу. Храм имеет сложную, не до конца выясненную историю постройки (не опубликован даже отчет о проведенной реставрации). Некоторые его части относятся к XVI в., вместе с тем не исключено и наличие архитектурных элементов XV столетия. Другие части принадлежат к столетию XVII. Иными словами, памятник разновременный, создававшийся не сразу, а с последующими добавлениями, вплоть до XVIII в. При его реставрации древнейшие части были сохранены, а недостающие восстановлены, но редкую для архитектуры Москвы середины XVIII в. колокольню сломали, поскольку... она не была древней, а ее архитектурные качества были достаточно скромны (но, добавим, не антихудожественны). Имеем ли мы право так вольно распоряжаться и вольно относиться к подобной методике реставрации? По-моему - нет. Здесь была допущена ошибка".

С уничтожением колокольни не осталось, естественно, места и для колоколов.

В 1990 г. в храме находился Диспетчерский отдел Московского городского объединения "Турист" Мосгорсовета трудовых союзов.

Парк Зарядье - новая достопримечательность Москвы. Парящий мост над Москва-рекой. Незабываемая архитектура павильонов, где выверен каждый изгиб и каждая форма. Ледниковая камера и «образцы природы» со всей России. А еще - церкви Зарядья, как «историческая» часть парка!

Сейчас мы их все посмотрим, но прежде, вспомним, что было на месте парка еще 30 лет назад. Это Варварка. На заднем плане что-то гигантское.

Гигантское и ужасное. Отель «Россия», который построили в 1967 году на месте старых кварталов.

Но вот что интересно. Постройка отеля разрушила облик района (это, кстати, были довольно злачные кварталы), но при этом спасло церкви. Их не стали сносить, а наоборот оставили и отреставрировали, поскольку после революции они, по сути, были заброшены. Это сделали, чтобы с одной стороны продемонстрировать туристам: вот, мы храним историю, и церкви у нас не только в Кремле. А с другой: показать, как эти остатки истории малы и меркнут на фоне «величественного» гостиничного комплекса. Тогда казалось, что масштаб отеля должен оттенить собою храмы.

Храмы Зарядья: почему без них нельзя себе представить парк

В конце 2000-х гостиницу «Россия» снесли. Сейчас построили парк и церкви в нем вроде бы играют ту же роль - контраста на фоне современной архитектуры, - но уже совсем иначе. Все стало единым и гармоничным.

На территории парка - пять храмов. Все они заново отреставрированы и выглядят, как новые. Красивые.

Идея теперь в том, что старое и новое не контрастируют, а дополняют друг друга. Как нельзя сейчас представить Зарядье без современных изгибов крыш, так и понимаешь, что Зарядье потеряет сразу всё, останься парк без старо-русской и храмовой архитектуры.

Никто не говорит, что храмы могли снести - этого бы конечно не произошло. Но их могли «оттенить» расположением павильонов или как-то еще визуально оградить. А в результате получилось единой целое!

Церковь Зачатия святой Анны. XVI век. Самый старый храм Зарядья:

Это единственный храм Зарядья, который расположен у набережной Москва-реки.

Все остальные церкви стоят или прямо на Варварке или в шаге от нее:

Знаменский собор бывшего Знаменского мужского монастыря:

На стене сохранились старые надписи. Возможно, они еще с тех времен, когда монастырь только строили - в начале XVII века:

Это самый большой храм Зарядья и его видно издалека, с противоположной стороны парка:

Или им можно полюбоваться сквозь прозрачную крышу павильона. Вот оно: прошлое проглядывает сквозь настоящее!

Красным Знаменский собор стал сейчас, а до «Зарядья» он последнее время имел коричневый цвет и кирпичную кладку. Возможно, так было красивее?

Справа от собора, если встать лицом к Варварке - храм Георгия Победоносца.

С другой стороны от Знаменского собора - еще один оставшийся от монастыря корпус, там сейчас располагается православный просветительский центр.

На саму Варварку выходит именно этот корпус, а не собор:

Возвращаемся в парк. Слева от монастыря: храм Максима Блаженного . Красивая, старо-русская архитектура, конец XVII века:

Вот вид на церковь Максима Блаженного со стороны Варварки:

Ну, а ближе всего к Кремлю маленькая оранжевая церковь - великомученицы Варвары :

Церковь построена в самом начале XIX века и в ее оформлении видны «латинско-античные» мотивы - например, колонны. Когда Москву взял Наполеон, в этой церкви он расположил конюшню 🙁

Как и все церкви Варварки, этот храм, будучи заново отреставрированным, преобразился, а вместе с ней и вся улица:

Одна из самых красивых улиц города!

Храмы Зарядья: расписание богослужений

Богослужения совершаются сейчас практически во всех церквях Зарядья - кроме одной: Зачатия святой Анны (это храм, который расположен рядом с павильоном у Набережной).

Литургии служатся во все дни, кроме понедельника и вторника (если только не случается большого Церковного праздника)

При этом, службы чередуются от храма к храму: сегодня в одной церкви, завтра - в другой.

В воскресенье Литургии проходят одновременно в нескольких храмах.

Полностью расписание богослужений - во сколько и в какой церкви - можно посмотреть на официальной странице храмов Зарядья.

В общем: будете в Москве (или живете в ней), обязательно приходите в парк! И не только церкви смотреть, а вообще погулять - по дорожкам, посмотреть на растения, на реку и на всё вокруг 🙂

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Церковь Зачатия Праведной Анны, что «в Углу» , упоминается впервые под 1493 годом. Вероятно, построен храм был раньше. Историки полагают, что есть все основания утверждать - постройка появилась еще во времена правления князя Василия II, а возвести Зачатьевский храм пожелала его супруга.

В летописи же церковь упоминается в связи с пожаром, захлестнувшим тогда всю Москву. Уничтожила стихия и деревянную святыню.

После пожара храм восстановили, однако в 1547 году его постигла та же участь. По указу Ивана Грозного церкви частично вернули первоначальный облик.

Современный облик храма Зачатия на Москворецкой набережной

В начале 16 века храм Зачатия Праведной Анны перестраивают (именно это здание мы можем наблюдать сегодня).

Постройка получилась довольно вместительная, ведь она была лишена столбов, на которые мог бы опираться купол. Уникальная система сводов и арок позволяла основную тяжесть переносить на стены храма.

В церкви несколько приделов.

Первый - святой Мине - был в Смутное время уничтожен, но позже восстановлен. Еще один придел - во имя святой Екатерины - появился в храме примерно в 1658 году (построили его, по всей вероятности, в честь новорожденной девочки Екатерины, дочери Алексея Михайловича).

В 16-17 веках при храме уже значилась звонница, основание которой удалось обнаружить во время реставрации постройки.

В 18 веке возле храма Зачатия Праведной Анны появляется колокольня в 2 яруса. Колокол с нее весом около 500 кг хранится ныне в Покровском соборе на Рву .

По преданию, колокол этот попал в Зачатьевский храм из Европы, когда в Нидерландах шли иконоборческие волнения. Еще одна версия гласит, что колокол пожертвовал храму сам князь Пожарский.

Еще при постройке Зачатьевской церкви местность, где она возводилась, стали окружать большой кирпичной стеной. Именно возле храма поворачивала под прямым углом стена. Вскоре святыню стали именовать церковью, «что в углу».

Храм после революции и сегодня

После революции храм закрывают. В 30-е годы местность, где он располагался, предполагалось использовать для строительства здесь здания Наркомтяжпрома. Планам не суждено было осуществиться по причине начавшейся войны.

Одна из древнейших сооруженных в Москве церквей, дожившая до нашего времени, во имя Зачатия праведной Анны, "что в Углу" - ныне единственная в первопрестольной освященная в честь этого праздника.
Ее название связано с тем, что после возведения здесь, за Кремлем крепостной стены Китай-города (сохранившийся участок которой и ныне находится в Китай-городском проезде) древняя посадская церковь оказалась в углу между восточной и южной сторонами стены.
Один дореволюционный москвовед писал, что ради сохранения чтимой церкви средневековым мастерам пришлось здесь выдвинуть стену выступом на 4 сажени вперед.
И ныне эта церковь находится на углу, образуемом Китай-городским проездом и Москворецкой набережной - чудом уцелевший памятник старомосковского Зарядья.
Неизвестно точно, когда впервые тут появился храм. Достоверно, это произошло в XV веке, задолго до постройки Китай-городской стены. Некоторые дореволюционные историки считали ее древнейшей, едва ли не после кремлевского храма Спаса на Бору. Иногда основание этой церкви относят ко времени правления великого князя Василия II Темного и к его супруге Марии Ярославовне, самолично повелевшей возвести здесь Зачатьевский храм.
И именно он сгорел уже в печально знаменитом московском пожаре 1493 года, когда Москва загорелась от копеечной свечки в арбатской церкви св. Николая на Песках. Быстро распространяясь, пламя охватило и Зарядье вплоть до церкви Всех Святых на Кулишках. Тогда же, в летописном повествовании об этом пожаре и упоминается впервые в московской истории Зачатьевский храм. Позднее, в другом месте, говорится, что церковь загорелась от "огня небесного" - видимо, имелся в виду удар молнии во время грозы.
И считается, что храм действительно был основан незадолго до этого пожара, потому что ранее нигде о нем говорится, - а пожары в Москве были очень частым явлением.

В старину, до возведения стены Китай-города посадская Зачатьевская церковь еще называлась "на Востром конце" по особенностям местного ландшафта, потому что была выстроена в урочище (местности) у реки, углом или "концом выдававшемся в Васильевский луг.
На раннее время основания церкви указывает ее придел во имя св. великомученицы Мины. На день памяти этой святой - 11 ноября по старому стилю и 24 ноября по новому в 1480 году пришлось знаменитое бегство хана Ахмета от реки Угры и падения на Руси монголо-татарского ига. В этот же день празднуется память св. Феодора Студийского, и как мы уже писали, в его честь и в ознаменование спасения России, у Никитских ворот была основана сперва часовня, а потом и Студитская церковь.
А в новоустроенном Зачатьевском храме в честь этого счастливого дня в русской истории был основан деревянный придел и в честь св. великомученицы Мины.
Вновь отстроенная после пожара 1493 г. белокаменная Зачатьевская церковь снова сгорела в 1547 году, но частично и была сразу же востановлена повелением Ивана Грозного. И тогда в нее с благоговением перенесли чудотворный образ Божией Матери, называемый "Одигитрией", из находившихся рядом и сгоревших в том пожаре палат подьячего Третьяка Теплова: его дом сгорел, но саму икону, как, и покои, где находился этот образ, огонь не повредил. Поначалу царь забрал этот образ к себе в Кремль, но когда Зачатьевская церковь была восстановлена, он передал его в этот храм.

К этому времени, ко второй четверти XVI века официально относят возведение ныне существующего здания Зачатьевской церкви, построенного на месте прежней - эта дата была определена во время его советской реставрации.
Раньше рядом с церковью еще стояла ее колокольня, выстроенная в древнем стиле, однотипная с колокольней древнейшей московской церкви св. Трифона в Напрудном - что тоже является свидетельством раннего времени ее возведения.
На этой колокольне находился иностранный колокол, возможно, пленный, который попал сюда из Европы в 1566 году, во время иконоборческих гонений в Нидерландах.
Однако, есть еще предание, что этот колокол, названный Амстердамским, пожертвовал в Зачатьевскую церковь сам князь Дмитрий Пожарский на поминовение своих родителей.
Достоверно известно, что князь действительно участвовал в устроении этой церкви и восстановил в ней в камне придел св. Мины - на этот раз в честь избавления Москвы и всей России от польско-литовских захватчиков в 1612 году..
А в середине XVII века, в 1658-1668 г.г. повелением царя Алексея Михайловича в Зачатьевском храме был устроен северный придел во имя св. великомученицы Екатерины - в честь рождения у него дочери.
Первые Романовы вообще очень любили эту древнюю китай-городскую церковь. И Михаил Федорович, и Алексей Михайлович часто благолепно обновляли ее и ездили сюда в храмовые праздники слушать обедню. И тогда в Китай-город на богослужение в Зачатьевскую церковь посылал духовенство сам Патриарх. А ее священнослужители состояли на государевом денежном и продовольственном,"хлебном", содержании.
Церковь была закрыта в советское время, колокольня снесена, но само здание состояло на государственной охране как памятник истории. Свой современный вид она обрела во время реставрации в 1955-1958г.г., исполненной под руководством архитектора Л.А.Давида.



error: Контент защищен !!