Как быстро выучить стих наизусть по литературе. Современный и быстрый способ выучить стих Стишок чтобы выучить

Выучить стихотворение наизусть - типичное школьное задание по литературе. Однако не всем легко дается запомнить и красиво прочесть произведение Пушкина, Есенина или Шекспира. Наша методика может показаться на первый взгляд сложной, требующей многих знаний, но если вы будете следовать ей и совершенствоваться с каждым шагом, то со временем сможете быстро и качественно заучивать самые разные стихотворения.

Шаги

Метрическое стихотворение

    Важно помнить, что любые стихи, рифмованные или нет, восходят к устной традиции и предполагают восприятие на слух. Поэзия была развлечением и способом рассказать историю задолго до телевидения. В те времена, когда многие были неграмотны, поэзия обрела определенные характеристики, включая рифму и стихотворный метр, которые помогали запомнить стихотворение тем, кто не мог прочитать его с листа.

    • Прежде чем вы начнете учить стихотворение наизусть, прочтите его вслух несколько раз. Попробуйте его переписать или перепечатать.
    • Не проговаривайте слова механически; постарайтесь читать с выражением, как будто рассказываете слушателям историю. Понижайте голос там, где требуется спокойное повествование, и выделяйте интонацией эмоциональные моменты. Помогайте себе жестами, чтобы подчеркнуть самое важное. Призовите на помощь театральное мастерство.
    • Очень важно читать стихотворение вслух, а не только про себя. Если вы его услышите, то сможете лучше уловить рифму и ритм, и это поможет его запомнить.
  1. Найдите слова, которые вам непонятны. Язык поэзии очень богат, и поэты часто используют незнакомые вам слова. Если вам нужно выучить старинное стихотворение, наверняка в нем встретятся устаревшие слова или грамматические обороты, а также незнакомые имена или названия. Для примера возьмем стихотворение А. С. Пушкина «Пророк».

    Поймите и прочувствуйте историю, рассказанную в стихотворении. Когда вы разберетесь со всеми сложными словами, выражениями и образами, вам нужно уяснить для себя его тему и сюжет. Если вам непонятно, о чем идет речь в стихотворении, вам будет тяжело его выучить, так как очень трудно запомнить слова, за которыми не видишь ни связи, ни смысла. Перед тем как учить текст наизусть, вы должны быть в состоянии рассказать по памяти, о чем оно. На этом этапе не старайтесь воспроизвести стихотворение дословно - только краткое содержание.

    Найдите связь между строфами. Не во всех стихах рассказывается подобным образом: вначале случилось то, потом другое. Однако во всех речь идет о чем-то, и в лучших примерах - какие обычно и изучают в школе - происходит развитие от начала к концу даже при отсутствии истории. Если сюжета как такового в стихотворении нет, постарайтесь понять его смысл и связь между строфами или частями. Для примера возьмем «В Рождество все немного волхвы…» Иосифа Бродского.

    • Стихотворение начинается со слов «В Рождество все немного волхвы». Тема и время действия, таким образом, обозначены в самой первой строчке.
    • Большая часть этого произведения не подчинена строгой хронологии; события библейских времен и современные поэту реалии переплетены, скорее, ассоциативно, нежели в соответствии с формальной логикой.
    • Итак, волхвы в стихотворении - самые обычные люди, покупающие еду и подарки к праздникам. Поэт рисует картину хаоса и столпотворения в магазине, и в следующей строке неожиданно говорит о том, что за хаосом не видно дороги в Вифлеем. Но люди несут дары, садятся с ними в транспорт, расходятся по домам и дворам, даже зная, что в пещере никого нет (следует понимать реалии - речь идет об атеистическом Советском Союзе).
    • Мысль о пустоте вызывает внезапное ощущение света. Чудо все неизбежнее - и в этом состоит «основной механизм Рождества». Люди чувствуют это и празднуют, даже не веруя, но испытывая потребность верить, и уподобляются пастухам, разжегшим в ночи костры.
    • Образ зимней ночи и напряженного ожидания продолжается в следующей строфе: валит снег, дымят трубы, люди не понимают, кто грядет, и боятся не узнать его.
    • В заключительной строфе на пороге возникает неясная фигура в платке (мы можем предположить здесь ассоциацию с Богородицей) - и человек ощущает Святой Дух в самом себе. Тогда он смотрит в небо и видит появившуюся звезду.
    • Это стихотворение может быть трудно запомнить по порядку, так как строфы не связаны между собой хронологически. Однако постарайтесь выстроить ассоциативный ряд, объединяющий их, и вам будет проще выучить: в Рождество все становятся волхвами → покупки, давка в магазине, и за хаосом не видно тропы в Вифлеем → но «волхвы» возвращаются с дарами, даже зная, что в пещере пока никого нет → мысль о пустоте вызывает мысль о чуде → чудо - это суть Рождества, и люди празднуют его, даже не сознавая этого → зима, валит снег, растет чувство тревожного ожидания → человек приходит к ощущению Бога в себе и видит звезду.
  2. Поймите, каким метром написано стихотворение. Метр - это ритм поэтической строки, ее структура, характеризующаяся количеством слогов и ударений. Самым употребительным считается ямб. Это двусложный размер - первый слог безударный (слабый), второй ударный (сильный). Ритм звучит как та-ТА, например, «мой ДЯдя САмых ЧЕСТных ПРАвил».

    Запомните структуру стихотворения. Метрическое стихотворение имеет определенный размер, длину строфы и сочетание рифмованных строк. Теперь вы уже знаете размер, так что нужно разобраться с ритмическим рисунком и количеством строк в каждой строфе. Существуют твердые поэтические формы, подчиняющиеся определенным правилам - например, сонеты, секстины или рондо. Посмотрите, относится ли стихотворение, которое вы учите, к одной из таких форм, или же его структура придумана самим поэтом.

    Прочитайте стихотворение вслух еще несколько раз. Теперь вы читаете его намного более осознанно, чем поначалу, так как понимаете тему стихотворения, его смысл, ритм, мелодику и структуру.

    • Прочтите стихотворение медленно и с выражением. Пользуйтесь всеми новыми познаниями, чтобы улучшить качество чтения. Чем больше понимания и эмоций вы вкладываете в декламацию, тем лучше стихотворение закрепится у вас в памяти.
    • Когда строки стихотворения начнут сами всплывать в памяти, читайте все больше наизусть и все меньше смотрите в текст.
    • Не бойтесь, однако, подглядывать в книгу, если вам нужно. Опирайтесь на текст столько, сколько вам потребуется.
    • Продолжайте читать стихотворение вслух снова и снова, и вы увидите, что все больше и больше строк вспоминаются сами собой.
    • Постепенно вы без усилия перейдете от чтения по книге к чтению наизусть.
    • Когда вы смогли прочитать наизусть все стихотворение, повторите его не менее пяти-шести раз, чтобы закрепить в памяти и читать без запинки.

    Стихотворение, написанное свободным стихом

    1. Будьте готовы, что свободный стих запоминается труднее, чем метрический. Свободный стих, или верлибр, стал популярен в начале двадцатого века, когда некоторые поэты-авангардисты (например, Эзра Паунд) объявили, что рифма, стихотворный метр и разделение на строфы, доминировавшие в поэзии на протяжении всей ее истории, придуманы искусственно и не в состоянии отразить истину и реальность. В результате в поэзии последнего столетия часто отсутствует рифма, заданный ритм или длина строфы, и такие стихи гораздо сложнее запомнить. Следует, впрочем, отметить, что верлибр распространился на Западе намного шире, чем в России, поэтому вряд ли вам придется учить его наизусть, если вы не изучаете углубленно зарубежную литературу.

      • Даже если вы всегда успешно учили стихи наизусть, не ждите, что свободный стих дастся вам так же легко.
      • Будьте готовы приложить больше усилий.
      • Если у вас есть выбор, какое стихотворение выучить к уроку, а времени мало, то выберите традиционную форму, а не верлибр.
    2. Прочитайте стихотворение вслух несколько раз. Для начала вам нужно, как и в случае метрических стихов, почувствовать ритм. Хотя у свободных стихов и нет формальных свойств, благодаря которым их было бы легче запоминать, но, как отметил Т. С. Элиот, «автор верлибра свободен во всем, если не считать необходимости создавать хорошие стихи». . Он имел в виду, что в любом языке, даже в обычном разговорном, можно выявить метрический ритм и схемы, заложенные в него на бессознательном уровне, и хороший поэт сделает строку музыкальной даже без соблюдения жесткой структуры. Согласно ему, нельзя представить строку, которая не зазвучала бы как стих.

      Найдите слова и отсылки, которых вы не понимаете. Так как свободные стихи - сравнительно молодой жанр поэзии, в них вряд ли попадутся архаизмы. Некоторые поэты, пишущие в этом жанре, специально стремились приблизиться к обычной разговорной речи, а не к изысканной поэтической. По словам Уильяма Водсворта, одного из заметных предшественников свободного стихосложения, поэт - это просто человек, говорящий с людьми. Однако поэты раздвигают границы языка и потому в художественных целях иногда прибегают к довольно редким словам. Пользуйтесь словарем.

Инструкция

Для начала прочтите стихотворение целиком, желательно вслух. После небольшой паузы прочтите его еще раз, но медленнее, старясь усвоить смысл каждой строфы. Затем отложите книгу и попробуйте своими словами то, о чем вы только что прочли. Уточните значение неизвестных вам слов. Хорошо, если уже на этом этапе вы сможете воспроизвести несколько рифм.

Прочтите стихотворение еще раз, мысленно разделяя его не на четверостишия, а на строфы. Начните заучивать их по одной. Не учите стихотворение построчно – если вы не можете объединить мысль в одно целое, велика вероятность того, что вы будете каждую последующую строку. Во время повторений смело подглядывайте в текст, чтобы не создавать длинных пауз между забытыми строками и лишнего волнения.

Уже на этапе заучивания проговаривайте стихотворение с выражением, отмечая интонацией паузы, подъемы и вопросы там, где это необходимо. Повторяя строфу за строфой, представляйте себе все то, о чем говорите. Вы должны прочувствовать стихотворение, как если бы сами были свидетелем описанных в нем событий.

Если вам трудно дается заучивание, несколько раз перепишите стихотворение от руки. Пишите не спеша, построчно, не сокращайте слова. Это поможет закрепить процесс запоминая. Делайте небольшие паузы. Если вам необходимо выучить стихотворение к завтрашнему дню, повторите его на ночь, как в . А утром прочтите его наизусть еще раз. Если стихотворение нужно выучить за 30-40 минут, разбейте это время на 2 части, между которыми сделайте пятиминутный перерыв.

Некоторым взрослым людям и детям школьного возраста сложно дается заучивание наизусть стихотворений. Чтобы быстро запомнить стих понадобится использовать одновременно слуховую, зрительную и моторную память. В данной статье мы расскажем, как выучить стих за 5 минут.

В данной статье мы расскажем, как выучить за 5 минут стихотворение.

Учим стих за 5 минут

  1. Сначала надо медленно, вдумчиво и внимательно прочитать стихотворение, чтобы выявить основную тему. Прочитать надо от 2 до 5 раз. Во время чтения нужно выстраивать порядок действий в хронологическом порядке, а также описанный в нем ассоциативный ряд предметов. Читайте стихотворение не торопясь, вдумываясь в каждое слово. Некоторым намного проще воспринимать стих на слух, тогда попросите постороннего прочитать его. Стихотворение можно записать на диктофон, и тогда вы в любое время можете прослушать его, не прибегая к помощи посторонних.
  2. Каждое четверостишье разбейте на части, лучше по паре строчек, затем проговорите первую строчку, вторую, а после этого сразу две строки. Аналогичные действия проделайте со следующими строками, прибавляя, раз за разом, по дополнительной строке. В конечном итоге проговорите весь столбик, и так проделайте до конца стихотворения. По окончанию прочитайте все выученное стихотворение. Когда результат будет закреплен, нужно продекларировать стих несколько раз.
  3. Рекомендуется заучивать стих перед тем, как лечь спать. Может сложиться мнение, что заучивая стих, у вас ничего не отложилось в памяти, но это не соответствует действительности. Когда вы будете спать, ваше подсознание само «разложит все по полочкам», и, проснувшись утром, вы удивитесь, что выученный перед сном текст вы сможете повторить почти весь. Некоторые люди отлично усваивают стихотворения, когда делают различные дела. В момент работы память запоминает стихотворение избирательно, и действия, машинально производимые человеком, никак на этот процесс не влияют.
  4. Через короткие промежутки времени важно повторять выученное стихотворение. Волноваться, что что-то забыли не надо, просто пропускайте эти строчки. Когда вы продекларируете стих повторно, забытые строки вспомнятся. Вскоре стихотворение будет «отскакивать от зубов».
  5. На первый взгляд метод запоминания может показаться простым. Если вы не можете осилить какую-то строку, и постоянно «буксуете» в этом месте, то напишите на бумаге первое слово строфы. В необходимый момент с такой шпаргалкой вы без труда вспомните всю строку и дальнейший стих.
  6. Такой способ требует регулярных тренировок, причем нужно стараться задействовать подсознательный уровень.

Учим стихотворение за один день

Слуховая, зрительная и моторная память у всех людей имеют различное развитие. Для того чтобы быстро выучить стих, важно задействовать все упомянутые выше виды памяти одновременно.

План действий:

  1. Сначала надо внимательно и вдумчиво прочитать несколько раз вслух стихотворение. Действия и картины, которые в нем описаны нужно как можно ярче и полно визуализировать перед глазами. Обдумайте прочитанное, отложите стих на некоторое время и продекларируйте второй раз.
  2. Теперь текст стихотворения нужно переписать, но при этом проговаривать то, что вы пишите. Дальше следует заниматься лишь с текстом, который вы сами написали от руки. Стихотворение следует читать по четверостишьям или законченным смысловым предложениям в том случае, если они длинные. После прочтения нужно повторить, но лист с текстом должен быть в стороне. Если не выходит сразу, то читайте и повторяйте до тех пор, пока первое четверостишье не будет осилено. Теперь приступаем к следующей строфе, а затем повторяем оба одновременно.
  3. Работаем по приведенной выше схеме, и когда третья строфа будет осилена, нужно повторить уже три строфы вместе, а затем учить следующие абзацы. Таким образом, когда вы будете прибавлять по одному выученному четверостишью к выученному, то скоро вы осилите все стихотворение.
  4. На переходы между строфами следует заострить повышенное внимание. Необходимый к заучиванию стих запишите на диктофон и прослушивайте по одному абзацу, повторяя то, что услышали. Такой алгоритм будет эффективней стандартного чтения в том случае, если вы на слух лучше воспринимаете информацию.
  5. Не нужно геройствовать и стараться заучить без перерыва все строфы, это не даст желаемого результата. Эффект запоминания наступит тогда, тогда вы прерываетесь на 10-15 минут после заучивания каждых две-три строфы. Когда вы несколько раз повторите заученный текст, отвлекитесь и займитесь посторонними делами. Перед сном рекомендует 2-4 раза продекларировать стихотворение, это поможет отложить его в вашей памяти надолго.
  6. Когда проснетесь, попробуйте без подсказки прочитать заученное стихотворение, не прибегая к помощи подсказок. Пропускайте строки, которые забыли, вспомните все, что осталось в памяти. Теперь нужно взять написанный текст, прочесть его пару раз и повторить наизусть.

Обратите внимание, что чем чаще вы будут учить наизусть текст, тем быстрее память натренируется. И новая информация будет запоминаться намного быстрее.

Совет! Изучив способы, перечисленные выше и попробовав их на себе, выберите тот, который вам больше подходит и дает желаемый результат. Делая акцент на выбранном способе, вы дадите стимул процессу запоминания.

Безусловно, все люди разные, как и способности их памяти. Один человек может моментальновыучить стих за 5 минут, а кто-то будет прилагать массу усилий и потратит много времени.

Во втором случае человек особенно трудно справляется со стихами. Например, ученику 3 класса надо выучить стихотворение, как действовать, чтобы добиться результата?

Краткая инструкция:

  1. Если вы располагаете временем, заучивайте стихотворение в медленном темпе, по одной строчке, размеренно, не торопясь. Делайте все возможное, чтобы каждая строка прочно врезалась в память, и только потом приступайте к следующей. Безусловно, стих вы выучите, но занять это может от несколько часов до пары дней. Понятное дело, школьникам не всегда подойдет такой вариант, то есть один плюс - его надежность.
  2. Существует второй способ, который отличает быстрота заучивания. Требуется не торопясь, внимательно прочитать стихотворение, не делая упор на том, чтобы его запомнить. Сначала надо вникнуть в смысл прочитанного, и что конкретно автор пытался донести до читателя. Выясните главную мысль произведения. Пофантазируйте, как действия стиха разворачивались бы в действительности. И только после этого приступайте к заучиванию стиха. Как правило, проделав такую работу, запоминать стих, станет намного легче и быстрей.
  3. Стихотворение разбиваем на четверостишья, и заучиваем их поочередно. Затем стараемся прочитать их вместе. В случае быстрой победы, переходим к очередному четверостишью. Используя этот метод, учим стихотворение до конца.
  4. Есть люди, для которых метод переписывания текста является отличной панацеей при запоминании. И если произведение никак не лезет в голову и не хочет оставаться в памяти, нужно переписать его, проговаривая вслух по каждой строчке. Понятное дело, этот метод более утомительный и долгий, особенно когда текст внушительный, но он творит отличные результаты. А секрет кроется в том, что во время письма в дело включаются отвечающие за моторику участки мозга.
  5. Сделайте своеобразную шпаргалку. Многие не понаслышке знают такую ситуацию: на первый взгляд стих выучен, и вроде как слетает с языка, но вот первое слово никак не вспомнится! Здесь поможет лишь посмотреть на начало стихотворения, и все пойдет как по маслу, и текст оживет в памяти. В шпаргалке следует написать первые слова каждого абзаца - этого хватит, чтобы вспомнить текст.
  6. Воспользуйтесь помощью окружающих и попросите у них несколько раз прочитать стихотворение вслух. Многим людям такой метод отлично помогает, и стих запоминается довольно эффективно. Для тех, у кого отлично развита слуховая память, такой метод довольно эффективный.

Как без проблем освоить стихотворение?

Многие школьники задают вопрос, как без трудностей и быстро выучить стих? Ибо проблема с заучиванием не редкость. Ниже мы раскроем вам секреты изучения басен, поэм, стихов, отрывков из текста.

Краткий инструктаж действий:

  1. Первоначально следует разбить стихотворение на абзацы, так как именно так выучить будет намного проще и быстрее. Приступаем к заучиванию.
  2. Постарайтесь выучить сначала первое четверостишье, затем второе и так далее до конца. И если вдруг, на каком-то абзаце вы замнетесь, можно воспользоваться хитростями.
  3. Следует прокрутить в памяти образ басни/стихотворения/поэмы. Приведет пример басни «Лебедь, Рак и Щука».
  4. Понадобится бумага и ручка, чтобы записать все четверостишья, которые никак не удается запомнить. При этом их надо проговаривать вслух. В данном случае в работу включается еще и зрительная память. Это тоже работает эффективно.
  5. Есть еще один вариант - записать эти четверостишья в прозе. Такой метод окажет эффективную помощь в том случае, если надо запомнить большие по объему стихотворения.

Пример к пункту 3.

Да лебедь рвется в облака,

Теперь дело за вашей фантазией, и для этого представьте перед собой образ, как Лебедь тянет ношу в облака, Рак медленно пятится назад, а Щука тащит воз в воду. Таким образом, в вашей голове воспроизведется своеобразный мультик, запомнить который не составит труда. Если какие-то слова трудно вам даются, на них нужно больше времени и усердия.

Пример к пункту 5.

«Поклажа бы для них казалась и легка:

Да лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду».

Из этого складываем такую прозу:

«Поклажа казалась им легкой, но Лебедь летит в облака, рак пятится назад, а щука тащит в воду». В этом случае можно применять легко запоминающиеся слова.

Обратите внимание, что если вы никогда не заучивали даже маленькие стихотворения, не нужно пытаться запомнить очень большие стихи.

За один подход учить внушительные отрывки тоже не рекомендуется. Лучше разбить на части и учить в день по пару частей. Здесь речь идет о больших произведениях.

Важные советы:

  • Лучше потратить несколько дней на выучивание стихотворения. Но маленькие стихи можно поучить перед тем, как лечь спать, но утром повторить;
  • Во время заучивания произведение надо читать вслух - именно так процесс запоминания пойдет лучше.

Итак, воспользовавшись нашими советами, вы подберете для себя самый подходящий способ заучивания стихотворений, и скоро они будут отскакивать у вас «от зубов».

Времена года

Саша Черный

Зеленые стихи

Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.

Елка — сноп зеленых свечек,
Мох — зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…

Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
Два зелененькие гнома
Сели между труб.

И, сорвав зеленый листик,
Шепчет младший гном:
«Видишь? рыжий гимназистик
Ходит под окном.

Отчего он не зеленый?
Май теперь ведь… май!»
Старший гном зевает сонно:
«Цыц! не приставай».

Борис Пастернак

(отрывок)

Разве только грязь видна вам,
А не скачет таль в глазах?
Не играет по канавам —
Словно в яблоках рысак?
Разве только птицы цедят,
В синем небе щебеча,
Ледяной лимон обеден
Сквозь соломину луча?
Оглянись, и ты увидишь
До зари, весь день, везде,
С головой Москва, как Китеж, —
В светло-голубой воде.
Отчего прозрачны крыши
И хрустальны колера?
Как камыш, кирпич колыша,
Дни несутся в вечера.
Город, как болото, топок,
Струпья снега на счету,
И февраль горит, как хлопок,
Захлебнувшийся в спирту.
Белым пламенем измучив
Зоркость чердаков, в косом
Переплете птиц и сучьев —
Воздух гол и невесом.
В эти дни теряешь имя,
Толпы лиц сшибают с ног.
Знай, твоя подруга с ними,
Но и ты не одинок.

Григорий Кружков

Весна наступила

Весна наступила
На кончик хвоста
Тотчас заоравшего
Громко
Кота.

Весна наступила,
Примчался скворец
И с ходу вселился
В свой старый
Дворец.

В кустах на опушке
Поет соловей,
Поет он:
— Веревочкой
Горе завей!

По теплому склону
Ползут муравьи,
На солнышке грея
Затылки свои.

Летают стрекозы
И мухи жужжат,
Отведать салата
Мышата бежат.

И скачут галопом
В полях жеребцы —
Чтоб сведать, какие
У света концы.

И только слоны
В слонетарии
Трубят свои грустные
Арии.

Опубл. 2010

Вера Полозкова

Запоздавший снег

мы с мамой
стояли и молча смотрели
как снег опоздал
и западал в апреле.
и папа сердился:
— ну это уж слишком!
а снег
был подобен
проспавшим мальчишкам,
ворвавшимся в класс
в середине урока,
и вот их журят
возмущенно
и строго,
а им хитрецам
будто все нипочем.
глядят на ботинки,
поводят плечом.
а снег все летел
в темпе венского вальса,
я снегу тихонько сказал:
— оставайся!
а маме-зиме,
ее слугам и стражам,
мы так уж и быть
ничего
не расскажем.

Опубл. 2017

Александр Введенский

Зима кругом

Мы ходили по панели,
На скамейке посидели.
Только уши посинели,
Только брови поседели.

Мы закутались в платки,
Мы похожи на кульки,
Мы по улице бежим,
Мы от холода дрожим.

Отчего же пионеры
Не закутаны в платки?
Отчего же пионеры
Не похожи на кульки?

Оттого, что на катке
Бегают, катаются,
Оттого они в платке
Просто не нуждаются.

Ты в холодный
Этот день
Утром валенки
Надень.

От мороза
Не дрожи,
Крепко лыжи
Привяжи.

Небо ярко-синее.
Мы несемся по полю
Холодно осине,
Холодно и тополю.

Даже елка и сосна
Ждут, когда придет весна.

Мы на лыжах с палками
Гонимся за галками
И катаемся с горы,
А потом палим костры.

Нам, пионерам,
Зима не страшна.
Нам, пионерам,
Шуба не нужна.

Нам, пионерам,
Лыжи нужны.
Мы, пионеры,
С морозом дружны.

Булат Окуджава

***
Осень ранняя. Падают листья.
Осторожно ступайте в траву.
Каждый лист — это мордочка лисья…
Вот земля, на которой живу.

Лисы ссорятся, лисы тоскуют,
лисы празднуют, плачут, поют,
а когда они трубки раскурят,
значит — дождички скоро польют.

По стволам пробегает горенье,
и стволы пропадают во рву.
Каждый ствол — это тело оленье…
Вот земля, на которой живу.

Красный дуб с голубыми рогами
ждет соперника из тишины…
Осторожней: топор под ногами!
А дороги назад сожжены!

…Но в лесу, у соснового входа,
кто-то верит в него наяву…
Ничего не попишешь: природа!
Вот земля, на которой живу.

Николай Заболоцкий

Осенний клен

(Из С. Галкина)

Осенний мир осмысленно устроен
И населен.
Войди в него и будь душой спокоен,
Как этот клен.
И если пыль на миг тебя покроет,
Не помертвей.
Пусть на заре листы твои умоет
Роса полей.
Когда ж гроза над миром разразится
И ураган,
Они заставят до земли склониться
Твой тонкий стан.
Но даже впав в смертельную истому
От этих мук,
Подобно древу осени простому,
Смолчи, мой друг.
Не забывай, что выпрямится снова,
Не искривлен,
Но умудрен от разума земного,
Осенний клен.

Тим Собакин

До будущего лета…

Уходит тихо Лето,
одетое в листву.
И остается где-то
во сне иль наяву:
серебряная мушка
в сетях у паука,
невыпитая кружка
парного молока.
И ручеек стеклянный.
И теплая земля.
И над лесной поляной
жужжание шмеля.

Приходит тихо Осень,
одетая в туман.
Она дожди приносит
из зарубежных стран.
И листьев желтый ворох,
и аромат лесной,
и сырость в темных норах.

А где-то за стеной
будильник до рассвета
стрекочет на столе:
«До бу-ду-ще-го ле-та,
до бу-ду-ще-го ле-…»

Опубл. 1991

Татьяна Литвинова

На платьице — кармашек.
В нем спрятан абрикос.
Июль —
Пора ромашек,
Улыбок и стрекоз.

Кукушки крик последний
Как осени звонок.
Увянет скоро летний
Ромашковый венок.

Но в сердце, как в кармашке,
Мы увезем домой
Июльские ромашки —
Пусть светят нам зимой.

После 1983 года

Вера Полозкова

Помощник

папа заявил мне прямо:
— через час приедет
мама.
привезет тебе
дракона,
чтобы всех пугать
с балкона.
приберись, —
добавил строго, —
я пока
посплю немного.
я ответственный ребенок.
я на кухне в пять картонок
разложил карандаши —
вместо соды
и лапши.
постирал носочек
в кружке,
вымыл супом
все игрушки,
подогреть я пряник смог,
чтобы сладкий шел
дымок,
заварил в кастрюле
чаю, —
маму милую встречаю, —
щедро, пачку целиком.
полковра побрил станком.
вычистил зубною пастой
старый пылесос опасный.
феном пыль обдул
с картин.
(тихо — я тут
не один).
книжки все сложил я горкой.
вылил уксус (он прогорклый)
аккуратненько в окно.
стало классно.
как в кино!
думал я — какая жалость,
мама очень задержалась.
все остыло — пряник, чай.
мама, где ты?
приезжай.

Опубл. 2017

Эмма Мошковская

Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже
не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже
не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!

Опубл. 1976

Олег Григорьев

***
Папа спал и храпел.
Тогда я встал и запел,
И пеньем его разбудил.
Папа ремень схватил:
— Ты обещаешь не петь?
— Обещаю.
— На этот раз я тебя прощаю.
— А ты обещаешь во сне не храпеть?
Тогда я не буду петь.
— Когда я сплю,
Не слышу я, что храплю.
— Вот и я, дорогой мой папа,
Когда пою, не слышу храпа.

Опубл. 1997

Марина Бородицкая

Урок хореографии

Я лучше всех вставала на носки,
Я делала бесшумные прыжки,
Руками словно ласточка махала,
По залу будто бабочка порхала. ⠀
Учительница мне сказала:
— Ах!
Какой воздушный шаг и плавный взмах! ⠀
Я в раздевалку первая влетела,
Я бабушку порадовать хотела —
И прыгнула к ней прямо на живот,
Как маленький счастливый бегемот!

Опубл. 2015

Лев Квитко

Бабушкины руки

Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят,
Все что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.

Проворные — смотрите,
Готовы день-деньской
Они плясать в корыте,
Шнырять по кладовой.

Настанет вечер — тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят —
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук.

Опубл. в 1962 году,
пер. Татьяны Спендиаровой

Новый год и Рождество

Михаил Яснов

Елочный базар

Ветер свищет, ветер пляшет
Над замерзшею толпой.
Елка в клетке лапкой машет:
— Забери меня с собой!

Елке, маленькой и слабой,
Холод вроде нипочем…
Мы сюда приходим с папой,
Как в зеленый детский дом.

Отвели ее в сторонку,
Чтоб не мерзла на ветру.
Я колючую сестренку
Смело на руки беру.

Свищет ветер в снежном парке,
По сугробам — не пройдешь…
Дома елку ждут подарки:
Фонари!
Хлопушки!
Дождь!

Опубл. 1997

Юрий Левитанский

Диалог у новогодней елки

— Что происходит на свете? — А просто зима.
— Просто зима, полагаете вы? — Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома.

— Что же за всем этим будет? — А будет январь.
— Будет январь, вы считаете? — Да, я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
этот, с картинками вьюги, старинный букварь.

— Чем же все это окончится? — Будет апрель.
— Будет апрель, вы уверены? — Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.

— Что же из этого следует? — Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
— Вы полагаете, все это будет носиться?
— Я полагаю, что все это следует шить.

— Следует шить, ибо сколько вьюге ни кружить,
недолговечны ее кабала и опала.
— Так разрешите же в честь новогоднего бала
руку на танец, сударыня, вам предложить!

— Месяц — серебряный шар со свечою внутри,
и карнавальные маски — по кругу, по кругу!
— Вальс начинается. Дайте ж, сударыня, руку,
и — раз-два-три,
раз-два-три,
раз-два-три,
раз-два-три!..

Опубл. 1970

Иосиф Бродский

Рождество 1963 года

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал,
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал Младенец, и дары лежали.

Январь 1964 года

Георгий Иванов

Сочельник

Вечер гаснет морозный и мирный,
Все темнее хрусталь синевы.
Скоро с ладаном, златом и смирной
Выйдут встретить Младенца волхвы.
Обойдут задремавшую землю
С тихим пением три короля,
И, напеву священному внемля,
Кровь и ужас забудет земля.

И в окопах усталые люди
На мгновенье поверят мечте
О нетленном и благостном чуде,
О сошедшем на землю Христе.

Может быть, замолчит канонада
В эту ночь и притихнет война.
Словно в кущах Господнего сада
Очарует сердца тишина.

Ясным миром, нетленной любовью
Над смятенной повеет землей,
И поля, окропленные кровью,
Легкий снег запушит белизной!

Опубл. 1915

Арсений Тарковский

Пусть роют щели хоть под воскресенье.
В моих руках надежда на спасенье.

Как я хотел вернуться в до-войны,
Предупредить, кого убить должны.

Мне вон тому сказать необходимо:
«Иди сюда, и смерть промчится мимо».

Я знаю час, когда начнут войну,
Кто выживет, и кто умрет в плену,

И кто из нас окажется героем,
И кто расстрелян будет перед строем,

И сам я видел вражеских солдат,
Уже заполонивших Сталинград,

И видел я, как русская пехота
Штурмует Бранденбургские ворота.

Что до врага, то все известно мне,
Как ни одной разведке на войне.

Я говорю — не слушают, не слышат,
Несут цветы, субботним ветром дышат,

Уходят, пропусков не выдают,
В домашний возвращаются уют.

И я уже не помню сам, откуда
Пришел сюда и что случилось чудо.

Я все забыл. В окне еще светло,
И накрест не заклеено стекло.

Давид Самойлов

Слава Богу! Слава Богу!..

С. Б. Ф.

Слава Богу! Слава Богу!
Что я знал беду и тревогу!
Слава Богу, слава Богу —
Было круто, а не отлого!

Слава Богу!
Ведь все, что было,
Все, что было, — было со мною.
И война меня не убила,
Не убила пулей шальною.

Не по крови и не по гною
Я судил о нашей эпохе.
Все, что было, — было со мною,
А иным доставались крохи!

Я судил по людям, по душам,
И по правде, и по замаху.
Мы хотели, чтоб было лучше,
Потому и не знали страху.

Потому пробитое знамя
С каждым годом для нас дороже.
Хорошо, что случилось с нами,
А не с теми, кто помоложе.

Борис Слуцкий

Оказывается, война…

Оказывается, война
не завершается победой.
В ночах вдовы, солдатки бедной,
ночь напролет идет она.

Лишь победитель победил,
а овдовевшая вдовеет,
и в ночь ее морозно веет
одна из тысячи могил.

А побежденный побежден,
но отстрадал за пораженья,
восстановил он разрушенья,
и вновь — непобежденный он.

Теперь ни валко и ни шатко
идут вперед его дела.
Солдатская вдова, солдатка
второго мужа не нашла.

Александр Введенский

Как я пошел в школу

Я проснулся утром рано,
Потянулся и зевнул,
Неохотно встал с дивана
И на улицу взглянул.
Я гляжу в окно, зевая.
За моим большим окном
Мчатся быстрые трамваи,
А напротив строят дом.
Все знакомо, все обычно,
Громко радио поет.
Совершая путь привычный,
Солнце по небу плывет.

Вдруг я думать начинаю:
Я давно живу на свете,
Но я до сих пор не знаю,
Отчего же солнце светит?
Почему дымят вулканы?
Отчего горят леса?
Где находятся Балканы?
Сколько лет живет лиса?
Отчего зимою реки
Покрывает толстый лед?
С кем сражались раньше греки?
Как летает самолет?
Почему все это мне
Неизвестно, непонятно —
Есть ли люди на Луне?
Отчего на солнце пятна?
Отчего мерцают звезды?
Где слоны и львы живут?
Почему весною гнезда
На деревьях птицы вьют?

Ох, как много я не знаю!
Чем незнанью помогу?
Шапку с вешалки снимаю
И на улицу бегу.
Я шагаю невеселый,
Я по улице брожу.
На углу я вижу школу,
Тихо в школу захожу.
Захожу я в класс несмело,
Шапку я держу в руке.
Пионер, я вижу, мелом
Что-то пишет на доске.
Говорю я: «Мне, ребята,
Скоро стукнет тридцать шесть,
Но позвольте мне за парту
Вместе с вами в классе сесть!»

Опубл. 1935

Марина Бородицкая

Первоклассник

Первоклассник, первоклассник —
Нарядился, как на праздник!

Даже в лужу не зашел:
Погляделся — и прошел.

Уши вымыты до глянца,
Алый гриб на крышке ранца,

Да и сам он как грибок —
Из-под кепки смотрит вбок:

Все ли видят? все ли знают?
Все ль от зависти вздыхают?

Опубл. 2009

Артур Гиваргизов

В первый класс

К рубашке белой прижимает
Букет малиновый, к груди.
Идешь ты в школу?
Ну, иди.
Давай, давай, не упади.
Недавно ползал ты по полу
И делал сальто на диване,
Скакал на стуле…
В школу!!! В школу!!!
За парту!!!
Смирно!!!
К Марь Иванне!!!
Она у входа.
Та, что в каске,
В солдатских туфлях по колено.
Что машет в воздухе указкой,
Похожей больше на полено.

Многие школьники сталкивались с ситуацией, когда им быстро выучить стих просто необходимо, но вот времени на это практически не остаётся. Существует эффективная методика, которая даёт ответ на вопрос, как быстро выучить стих на перемене, ещё до урока, обеспечивающая ускоренное запоминание. Скажем прямо: методика не слишком проста, но при желании её можно освоить.

Инструкция для заучивания

  1. Для того чтобы быстро выучить стих, его следует 2–3 раза прочитать вслух.
  2. В процессе чтения лучше действовать методом ассоциаций, мысленно представляя картину, о которой говорится в стихотворении. В голове после этого что-нибудь да должно остаться обязательно.
  3. Стихотворение нужно прочитать ещё один раз, но уже в более медленном темпе, стараясь запоминать форму и времена слов.
  4. Для того чтобы подключить ещё один вид памяти, нужно переписать стихотворение на бумагу. При этом стоит проговаривать стихотворение вслух. Пропускать этот момент не стоит, так он позволит выучить стих ещё быстрее.
  5. Для того чтобы упростить процесс запоминания, можно разбить каждую строфу стихотворения на несколько ещё более мелких частей.
  6. Непосредственно заучивать стих нужно только с того листа бумаги, на который он был переписан. Несколько раз прочитайте первую строчку, а потом повторите её вслух, уже не глядя на лист. Затем следует прочитать первую и вторую строчку вместе, после чего повторить их вслух все вместе. Далее следует так поступить с первой, второй и третьей строчками, каждый раз добавляя ещё по одной. Однако учить таким образом целое стихотворение вовсе необязательно. Новый цикл может быть начат с 4–8 строк.
  7. Иногда бывает так, что некоторые места в стихотворении никак не поддаются заучиванию. В основном, это происходит на стыке так называемых циклов. Поэтому можно написать на руке шпаргалку со словом, с которого начинается цикл, трудный для запоминания.
  8. Данный способ заучивания стихов весьма эффективен и позволяет любому человеку даже безо всякой тренировки выучить несколько страниц текста за 1 час. Однако, если у вас имеется ещё немного времени в запасе, то начните заучивать стих за 2 дня до его сдачи. В первый день данному процессу нужно уделить 20 минут перед сном, а во второй увеличить это время до 1 часа. Ведь ни для кого ни секрет, что ночью человек осмысливает то, что выучил. В итоге стихотворение, заученное таким образом, будет отскакивать как от зубов.

Рекомендуем сохранить эту страницу в закладки (нажмите Ctrl+D ). Проблемы с заучиванием могут возникнуть, если вы не выспались. Чтобы улучшить память, старайтесь спать не менее 7 часов в сутки, дышите свежим воздухом, бывайте почаще на природе, занимайтесь спортом.



error: Контент защищен !!