Календарное планирование в старшей группе. Тема недели: «С чего начинается Родина? Внеклассное мероприятие «С чего начинается Родина» план-конспект занятия по логопедии (1 класс) Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них

Наталья Мошенец
Календарное планирование в старшей группе. Тема недели: «С чего начинается Родина?»

10.10.2016. Понедельник . Тема недели : «С чего начинается Родина

УТРО Наблюдение за вязовым деревом. Цель : обратить внимание на цвет листвы.

Беседа. «Столица нашей Родины » . Цель : иллюстрации с видами Москвы. Закрепить название столицы нашей страны.

П. И. «Сделай фигуру»

Цель

Труд. Дежурство, сервировка столов.

Индивидуальная работа. --- закреплять умение ставить обувь на полку.

«Октябрь №1» )

Подготовка к завтраку.

НОД 1. Познавательное развитие (ФЦКМ) .

Тема : «Россия-огромная страна»

Цель : Формировать представления о том, что наша огромная страна называется Российская Федерация (Россия, в ней много городов и сёл. Чтобы попасть из одного конца страны в другой, например, из города Калининграда в горд Владивосток, нужно несколько дней ехать поездом. Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины , её достопримечательностями.

Оборудование : Иллюстрации с изображением Москвы, родного города, русской природы; карта России.

Аудиозапись «С чего начинается Родина » .

Ход занятия:

1. Прослушать первый куплет песни «С чего начинается Родина » в исполнении М. Бернеса.

2. Спросить у детей, в какой стране они живут и как называются люди, населяющие нашу страну.

3. Игра «Моя Родина » .

4. Рассматривание фотографий родного города.

2. Физкультура. По плану специалиста .

3. Художественное творчество (рисование) .

Тема : «Знакомство с городецкой росписью»

Цель : Познакомить с городецкой росписью. Учить выделять её яркий, нарядный колорит, композицию узора, мазки, точки, чёрточки - оживки. Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор.

Оборудование : Листы белой бумаги формата А4, гуашь нужных для городецкой росписи цветов, кисти, банка с водой, салфетка на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1. Показать детям изделия городецких мастеров, спрашивая, как эти вещи украшены. Обратить внимание на красоту изделий : на золотистом фоне – яркие нарядные цветы. Обратить внимание на цвета росписи, на элементы узора.

2. Предложить детям прорисовать некоторые элементы, показав им последовательность создания цвета.

3. Полюбоваться всеми рисунками.

ПРОГУЛКА Наблюдение за воробьём. Цель : активизировать знания о птицах.

Трудовая деятельность. Сбор игрушек.

Цель : прививать любовь к труду, аккуратность.

Целевая прогулка по территории д/с : рассматривание и сравнение лиственных и хвойных деревьев.

П/и «Эстафета с мячом» .

Д/и «Что изменилось?»

Индивидуальная работа. ___ маршировка. Цель : тренироваь ходьбу маршем в строю.

Самостоятельная деятельность детей. Игры по интересам. Цель

Работа перед сном Чтение книги Т. Шорыгиной «Родные сказки»

ГПС. (Комплекс октябрь №1)

Индивидуальная работа. ___ по развитию речи (образование прилагательных от существительных) . Цель : обогащать словарный запас.

Самостоятельная деятельность детей. Внести конструкторы разного вида.

Рисование в центре творчества по теме недели .

Предложить настольные развивающие игры по интересам детей.

Игровая деятельность. С/р игры на основе имеющихся знаний об окружающем мире и личного опыта

2-я прогулка Наблюдение запогодой. Цель : обратить внимание на особенности осенней погоды.

Подвижные игры. «К дереву беги» . Цель :

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

11.10.2016. Вторник. Тема недели : «С чего начинается Родина

УТРО Наблюдение за росой. Цель : углублять знания о неживой природе. Напомнить о свойствах и состояниях воды.

Беседа. «Как называют людей, чья Родина – Россия

Цель : обогащать речь детей.

П. и. «Хитрая лиса»

Цель

Индивидуальная работа. ___ учить ставить обувь на свое место.

Самостоятельная деятельность детей. Предложить настольные развивающие игры по интересам детей.

Утренняя гимнастика. (Комплекс Октябрь «№1» )

Подготовка к завтраку.

НОД 1. ФЭМП.

Цель : Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов , выраженных соседними числами 5 и 6. Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначить словами : самый длинный, короче, ещё короче… самый короткий (и наоборот) . Закреплять представления о знакомых объёмных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина) .

Оборудование. Демонстрационный материал : наборное полотно, красные и жёлтые цветы (по 6 штук, фланелеграф, 6 карандашей (плоскостные изображения) разного цвета и длины, указка. Раздаточный материал : двухполосные карточки, бабочки и листочки (по 6 штук на каждого ребёнка, наборы полосок разного цвета (один набор на двоих детей, 4 наборы с объёмными геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр; каждая фигура представлена в двух размерах) .

Ход занятия:

2. Выполнение аналогичных заданий детьми.

3. Игровое упражнение «Исправь ошибку» .

4. Выполнение аналогичных заданий на раздаточном материале.

5. Игровое упражнение «Не ошибись» .

2. Музыка. По плану специалиста .

3. Художественное творчество (аппликация)

Тема : «Дома на нашей улице»

Цель : Учить детей передавать в аппликации образ городской улицы. Уточнять представления о величине предметов : высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приёмах вырезывания по прямой и по косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины.

Оборудование : Фланелеграф, дома из картона (картинки для фланелеграфа) .

Ход занятия:

1. Вспомнить, какие дома дети видели на улице. Спросить об их форме, расположении в пространстве. Уточнить форму, величину и расположение частей.

Предложить детям показать на фланелеграфе возможное расположение домов на улице.

2. Предложить каждому ребёнку выбрать прямоугольник для стены дома, наклеить крышу, окна, двери.

3. Составить общую композицию на большом листе бумаги.

ПРОГУЛКА Наблюдение. Наблюдение за кошкой.

Цели :

Закреплять знания о том, что кошка - домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки;

Воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой» ,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью. (Кошка.)

Почему кошка - домашнее животное?Как выглядит домашняя кошка?

Чем питаются кошки?Как называются детеныши кошки?

Какие породы кошек вы знаете?Какую пользу людям приносят кошки?

Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?Докажите, что кошка - хищное животное. Сравните способности и характеры собак и кошек.

Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете?

Трудовая деятельность. Предложить собрать песок в песочницу.

П. и «Хитрая лиса»

Цель : учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, ориентироваться на площадке. Развивать ловкость, быстроту.

«Ловишки - перебежки»

Цель : учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую с увёртыванием, формировать умение действовать по сигналу. Развивать быстроту, ловкость.

Дидактическая игра. Цели : учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры :

Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает .

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну.»

Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель : отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2-3 м.

Самостоятельная деятельность детей. (Мяч, выносные игрушки) Цель : развитие навыков совместной игровой деятельности.

2-я пол. дня Гигиенические процедуры.

ГПС. (Комплекс «Октябрь №1» )

Индивидуальная работа. ___ «Где что можно делать?»

Цели : активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать) .

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

Беседа. «Умей извиняться» . Цель : формировать культуру поведения, показать на конкретных примерах, как поступить, если я обидел или меня обидели.

Самостоятельная деятельность детей. Заинтересовать игрой «Семейный обед» . Цель : закреплять знания детей о названиях членов семьи, развивать коммуникативные навыки, воспитывать любовь к близким.

Игровая деятельность. Д/И «Мозайка» -развивать мелкую моторику

2-я прогулка Наблюдение. За неживой природой. Цель : обратить внимание детей на то, что день стал корче, темнеет раньше.

Подвижные игры.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Индивидуальные беседы по запросам.

12.10.2016. Среда. Тема недели : «С чего начинается Родина

УТРО Наблюдение за одеждой детей. Цель : развивать внимательность.

Беседа. Беседа. Рассматривание иллюстраций по теме «Моя страна» Цель : закрепить полученные знания, развивать внимательность.

П. и. «Мышеловка»

Цель

Труд. Помогать помощнику воспитателя в сервировке столов.

«Загадки» Цель : расширять запас существительных в активном словаре.

Самостоятельная деятельность детей. Предложить детям послушать классические музыкальные произведения.

Утренняя гимнастика. (Комплекс «Октябрь №1» )

Подготовка к завтраку.

НОД 1. Грамота.

Тема : «Звук и буква У. Закрепление понятия о гласных и согласных звуках.»

Цель : Дифференциация понятий «звук» и «буква» .

учим определять звук (У) в слове, его место;

Закрепить понятие «слог» , деление слов на слоги.

учим звуковому анализу и синтезу слов «Ау» , «Уа» , составлять их схему;

развиваем мелкую моторику руки;

закрепляем образ буквы У; Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка; Печатание буквы в тетради.

Выкладывание из букв разрезной азбуки слов «АУ» , «УА» .

развиваем речь.

Материалы :

Сюжетные картинки «Заблудились в лесу» , «Мама укачивает малыша» ; символы (карточки) звуков «У» , «А» ; красный круг, карточки с буквами «У» , «А» (из азбуки) ; палочки; рабочая тетрадь; цветные карандаши; мяч.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет слово на звук «А» .

– Сядете тот, кто назовет слово на звук «У» .

1. – Молодцы. Сегодня на занятии мы вспомним звуки и буквы «А» , «У» .

2. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.

Много нас, Показывают 10 пальцев.

А он один. Показывают один палец.

Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,

Эта долька – для стрижа. начиная с большого на левой руке.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас – беда! Сжимают кулаки и прижимают к груди.

Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.

II. Основная часть.

3. Игра «Эхо»

– Ребята, отгадайте, какие звуки я хочу произнести. (Воспитатель беззвучно произносит поочередно звуки «А» , «У» .

– Я приготовила для вас задание. Послушайте и назовите первый звук в словах :

ухо аист улитка арбуз аист улица

арка Утро утюг антенна умывальник астра

– Какие это звуки? Это гласные звуки, их можно петь и мы во рту, когда их произносим не чувствуем преграды.

4. Игра «Что лишне?»

– Назовите лишнее слово, то, которое не начинается на звук «А» :

Апельсин, ананас, овощ, арбуз.

Арка, огурец, астра, антенна.

5. Чтение слогов «АУ» , «УА»

– Посмотрите на панно, давайте почитаем буквы.

– Сколько здесь букв? Какая первая буква? Какая вторая?

– Что получается? (слог)

– Когда кричат «АУ» ? (выставить картинку)

– Кто кричит «УА» ? (выставить картинку)

(Читаем всегда слева направо.)

7. Игра «Да-нет»

Воспитатель выставляет на панно картинки, а дети называют их и говорят «Да» , если в слове есть звук «У» , и «Нет» – если в слове нет звука «У» .

8. Игра «Закончи слово»

– Я буду называть первый слог слова, а вы будете произносить все слово целиком :

Фру-кты Апе-льсин Ули-ца

Ана-нас У-ши Ар-буз

9. Игра «Большой – маленький» (с мячом)

– Я буду называть предмет, а вы скажете, как его ласково назвать.

Арбуз – арбузик Апельсин – апельсинчик

Ананас – ананасик Утюг – утюжок

Улитка – улиточка Утка – уточка

10. – Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «У» , «А» ; сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ воспитательа)

11. Выкладывание букв «У» , «А» из палочек.

12. Напечатайте слоги «АУ» , «УА» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, о каких звуках мы говорили на занятии?

– Каким цветом обозначаем эти буквы?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

2. Художественное творчество (рисование)

Тема : «Городецкая роспись»

Цель : Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета.

Оборудование : Изделия городецких мастеров, краски гуашь разных цветов, в том числе и белая, банка с водой, салфетки, палитры, листы для рисования цвета светлого дерева, кисти.

Ход занятия:

1. Рассмотреть с детьми городецкие изделия. Спросить, на каком материале создаётся роспись. Рассмотреть городецкий большой цветок.

Спросить, как можно приготовить такой оттенок.

Объяснить и показать, как надо рисовать цветок.

2. Самостоятельная работа.

3. Рассматривание работ. Предложить выбрать самые красивые цветы.

3. Физкультура. По плану специалиста .

ПРОГУЛКА Наблюдение за растениями на участке.

Цель :Познакомить с особенностями второго периода осени- золотой осенью. Продолжать знакомить с приспособлением растений к холодам.

Пройти по участку,отметить какие растения ещё растут. Отмечаем изменения, которые произошли (многие отцвели, появились семена, засохли, погибли, потеряли листья) .

Приметы : Лист хоть и пожелтел,но не опадает-мороза скоро не будет.

Трудовая деятельность. Совместный труд детей и воспитателя на участке – «уберем мусор с дорожек» . Цель : Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Привлекаем к выполнению простейших трудовых действий. Формирование навыков поддержания порядка на участке.

П. и. «Карусель»

Цель

«Мышеловка»

Цель : учить детей бегать под сцепленными руками в круг и из круга, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

Д. и. «Бывает - не бывает» (с мячом) Цель : развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Индивидуальная работа. ___

Самостоятельная деятельность детей. (Выносные игрушки) Цель : развитие навыков совместной игровой деятельности.

2-я пол. дня Гигиенические процедуры.

ГПС. (Комплекс «Октябрь №1» )

Индивидуальная работа. ___ предложить настольные игры и конструкторы «Мозаика» , «Шнуровки» .

Цель : обеспечить развитие мелкой моторики рук у детей.

Беседа. «Вежливые слова в нашем общнии» Цель : закрепить с детьми, что нужно обязательно использовать вежливые слова, как в общении со взрослыми, так и со сверстниками.

Самостоятельная деятельность детей.

Игровая деятельность. С/р игра «Бабушка приехала в гости. Чем ее угостить?»

Предложить воспитанникам игровые атрибуты (предметы чайной посуды, фартуки, колпачки, муляжи продуктов питания, предметы заместители).

Цель : побуждать воспитанников использовать личный опыт при подготовке к игре, выборе атрибутов; развитие положительных взаимоотношений между играющими; развитие игрового сюжета; развитие умения вести ролевой диало

2-я прогулка Наблюдение. За солнцем. Цель : развивать знания о неживой природе.

Подвижные игры. «Найди, где спрятано!» Цель : Развивать у детей зрительную память, внимание. Упражнять в работе с коллективом.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Индивидуальные беседы по запросам.

13.10.2016. Четверг. Тема недели : «С чего начинается Родина

УТРО Наблюдение. За восходом. Цель : развивать знания о неживой природе

Беседа. «Зачем дарят цветы»

Цель : Воспитывать представление о том, что цветы являются признаком любви и внимания.

П. И. «Карусель»

Цель : учить детей ходить и бегать с ускорением и замедлением темпа по кругу в соответствии с текстом. Развивать умение двигаться по кругу по часовой стрелке и в противоположном направлении.

Игры. Ситуация «Если ты разбил посуду» Цель : развивать чувство безопасности, формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Труд. Помогать помощнику воспитателя в сервировке столов.

Индивидуальная работа. ___ Цель : учить делиться игрушками друг с другом.

Самостоятельная деятельность детей. Цель : развитие навыков совместной игровой деятельности.

Утренняя гимнастика. (Комплекс «Октябрь №1» )

Подготовка к завтраку.

НОД 1. Развитие речи.

Тема : «Моя малая Родина »

Цель : Закреплять знания детей о Родине , родном крае, о малой Родине , уточнить и расширить знания о родном поселке; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, развивать речь, умение отвечать на вопросы полными ответами, согласовывать прилагательные с числительными и существительными, совершенствовать умение делить слова на слоги. Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование : фото достопримечательностей посёлка, элементы костюма для гостьи, изображения флага Росии и Крыма.

Ход занятия:

Восп. – Ребята, сегодня утром мне позвонила знакомая попросила её встретить. Она приехала из Америки и приедет к нам в детский сад. Я сейчас пойду её встречу. (воспитатель выходит, одевает шляпу, шарф) .

Восп. (переодетый) Здравствуйте ребята к приехала к вам из Америка, но не знать как зовётся ваш страна

Как называется страна?

Кто президент страны?

Столица вашей страны?

Какие цвета имеет флаг страны?

О, как много я узнала. Это всё ваша Родина ?

А что такое Родина ? (дети читают стихи) .

Стихи : Что мы Родиной зовем ?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем ?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем ?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим- синим

Флаг России над Кремлем.

Воспитатель : А сейчас, ребята, я бы хотела бы показать вам свои фотографии, я путешествовать по вашем поселок. Только совсем забыла, как что называется и где это находится.

Вы расскажите о достопримечательностях ваш посёлок.

Давайте с вами присядем, и вы мне расскажите, по моим фотографиям о свой посёлок. А чтобы ваши глаза были зоркими и всё рассмотрели, я предлагаю вам немного поупражнять ваши глаза. Смотрите, солнечный лучик заглянул к нам в окно.

Офтальмо тренаж (солнечный зайчик)

Лучик, лучик озорной поиграй-ка ты со мной (дети моргают глазами) .

Ну-ка лучик повернись, на глаза мне покажись (делают круговые движения глазами)

Взгляд я вправо отведу, лучик солнца я найду (отводят глаза вправо)

Теперь влево посмотрю, снова лучик я найду (отводят глаза влево)

Воспитатель : показывает фотографии где запечатлены места посёлка, дети называют их. Это…. Парк, это… почта. это…. и. т. д.

Воспитатель : Ребята, а как всё это мне одним словом? Это поселок - Каменоломня, его достопримечательности.

Воспитатель : Посмотрите внимательно и скажите какой наш поселок. (красивый, молодой, зеленый, современный) .

Воспитатель : Мне очень понравился ваш парк. Давайте с вами прогуляемся по парку. Там сейчас очень красиво. Ведь там царит замечательное время года. Какое вы знаете?

Физкультминунка.

Мы по парку идем, (шагаем)

Звонко песенки поем (хлопают в ладоши)

По аллее мы шагаем (маршируют)

Ноги ровно поднимаем (носочки оттягивают)

Делай шаг, раз, два

Взмах руками – три, четыре,

Повернулась голова

Руки вверх, и ноги шире

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко (бег по кругу) .

Воспитатель : А ещё я вам хочу показать и другие фотографии, мне их прислала Наталья Витальевна по электронной почте, когда приглашала меня в гости. Посмотрите.

Восп. Ребята, а в вашем поселке Каменоломня есть памятник. А для чего они нужны в поселке (Этот памятник поставили, чтобы жители поселка могли приходить, возлагать цветы, чтить память тех, кто погиб защищая нашу Родину .)

Воспитатель : Ребята, мне очень понравился ваш поселок, я много узнала

Интересного. Но еще я очень хотеть учить ваш язык. Вы мне поможете?

Воспитатель : Я буду говорить, а вы мне показывать как правильно. Игра «Один и много»

На площади один фонарь, а в поселке… –много фонарей.

Одно здание, два, пять…. а много зданий.

Один бассейн, три, …. а много бассейнов.

Один памятник, …а много памятников.

Один кинотеатр…. а много кинотеатров.

Одна площадь, …. а много площадей.

Один стадион, …. а много стадионов.

Один парк, …а много парков.

Одна ель…. а много елей.

Один фонтан, ….а много фонтанов.

Воспитатель : Спасибо, я уже почти научилась говорить правильно.

Ребята я еще не умею делить слова на слоги. Научите меня это делать.

Что бы все получилось, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Воспитатель : Ребята, садитесь теперь за столы.

Научите меня делить слова на слоги.

Сколько слогов в слове Ро-ди- на, ст-ра-на, до-м, Ка-ме-но0лом-ня, у-ли-ца, по-се-ло-к.

Воспитатель : Молодцы ребята вы помогли мне выучить ваш язык.

Но мне уже пора возвращаться к себе в Америку. До свидания ребята.

(уходит) .

Воспитатель : (переодетый) Ребята, я ждала, ждала гостья так и не дождалась, наверное она на приехала.

Да она приходила к вам? А что же вы занимались? о чем с ней разговаривали?

Если вам понравилась сегодняшняя встреча с гостьей, тогда возьмите красные флажки, а если нет, то синие.

На этом наша экскурсия закончена. Пойдёмте с вами на прогулку и на память сфотографируемся и отошлём это фото в Америку, нашей знакомой.

2. Музыка. По плану специалиста .

ПРОГУЛКА Наблюдение за работой дворника.

Цели :

Расширять знания о труде взрослых осенью;

Воспитывать уважение к труду.

Ход наблюдения

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает,

Листья желтые летят

Прямо на руки ребят.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие орудия труда нужны дворнику для работы?

Какую работу выполняет дворник осенью?

Для чего нужна работа дворника?

Как мы можем помочь дворнику?

Трудовая деятельность. Предложить детям собирать опавшие листья. Цель : понимание цели назначения труда, формирование соответствующего трудового умения.

П. и. по желанию детей. Цель : Учить детей выбирать игру на свое усмотрению.

«Сделай фигуру»

Цель : учить детей бегать врассыпную по залу, участку. Приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу.

Д. и. «Закончи предложение» Цель : учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

Индивидуальная работа. ___ Д. и. «У кого какой цвет?» Цель : учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.

Самостоятельная деятельность детей. (Выносные игрушки) Цель : развитие навыков совместной игровой деятельности.

2-я пол. дня Гигиенические процедуры.

ГПС. (Комплекс «Октябрь №1» )

Индивидуальная работа. ___

Чтения сказки Р. Н. С. «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» Цель : Учить детей слушать внимательно и отвечать на вопросы воспитателя

Беседа. «Всему свое место» Цель : Формировать желание и навык убирать игрушки на свои места, воспитывать бережное отношение к ним.

Самостоятельная деятельность детей. Цель : развитие навыков совместной игровой деятельности.

Игровая деятельность. Игра в кругу «Какая наша страна» . Цель : Учить бережному отношению к своей стране. Закрепление качественных прилагательных.

2-я прогулка Наблюдение. За детьми младшей группы . Цель : повторить имена деток младшей группы .

П. и. «Бездомный заяц»

Цель : учить детей бегать быстро, стараясь занять домик . Развивать внимание, быстроту реакции на сигнал.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Индивидуальные беседы по запросам.

С чего начинается Родина?

У каждого человека своя родина. Для меня родина - это место, где я родился. Место, где живет моя семья, мои друзья, где я учусь. Для меня родина начинается с моего уютного дома. С детской площадки под окнами. Родина - это детский сад, куда я ходил. И школа, где я учусь. Родина - это мои родители и друзья. Это мама, которая является самым дорогим человеком на свете. Ее заботливые руки, добрая улыбка, ее любовь.

Именно в детстве у человека зарождается любовь к родине. Родина у человека одна. Каждому из нас дорог тот уголок на земле, где он рос. С любви к своей малой родине начинается любовь к большой родине.

С чего начинается Родина?

Родина - это место, где ты родился и вырос. Если человек находится далеко, то он вспоминает о родине и скучает по ней. Для меня родина начинается с добрых глаз мамы и с радостной улыбки папы, когда мы гуляли в парке и нам было очень весело.

Нам будет дорого то место, где мы провели детство. О чем люди думают, говоря "Моя родина?" Наверное, не только о месте и впечатлениях из детства, но и о семье. Родина - это необъятные просторы: леса, поля, озера и реки.

Но только у каждого человека свой ответ на вопрос: "С чего начинается Родина?"

Родина

Россия - это наша с вами родина. По этому она для нас важнее и дороже всех остальных стран. Её судьба, её достижения и беды отражаются на каждом из нас. Человек не перестаёт любить родину даже если ему что - то не нравится. Она готов отдать родине самое дорогое, что у него есть - свою жизнь.

А с чего начинается родина? Родина начинается с родителей и с того, что окружает нас с рождения. Для кого - то родина начинается с деревенского домика или городской квартиры. С любимых домашних животных, с родителей.

Для меня родина начинается с уютного дворика, в котором я привыкла гулять с мамой и папой.

Примечание

Уважаемые ученики, сочинения на тему "С чего начинается Родина" приводятся без исправления ошибок. Эти тексты придумали дети 4 класса. Есть учителя, которые проверяют сочинение на предмет наличия в интернете. Может получится так, что на проверку попадут две аналогичных работы. Почитайте примерный вариант домашней работы ГДЗ и напишите свое сочинение по литературе на данную тему.

Братанова Наталья
Календарно-тематическое планирование в средней группе тематической недели «С чего начинается Родина»

Дата с 05.06. по 09.06.

Тема : «С чего начинается Родина »

Цель : углублять и уточнять представления о Родине - России , Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве - главном городе, столице России. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Итоговое мероприятие : выставка рисунков "Моя Родина - Россия "

Режим Понедельник 05 .06. Вторник 06.06. Среда 07 .06. Четверг 08.06. Пятница 09.06. Создание

Утро :

разнообразная

деятельность с детьми «Природа и я – большие друзья» (чем полезен человек природе, как не навредить ей, что природа нам дарит)

Д/и «Что из леса принесём» с Варей, Евой, Данилом, Сашей. Рассматривание иллюс

траций к произведениям А. С. Пушкина.

Прослушивание аудиосказки «Сказка о царе Салтане» Воспитывать любовь к сказке, красоте русского языка.

Беседа «О чём расска

зывают памятники».

ЧХЛ З. Александрова «Родина » Приучать де

тей воспринимать боль

шое по объему стихотво

рениена слух, Воспиты

вать у детей желание за

щищать братьев наших меньших.

Беседа «Россия многонациональная»

Прослушивание гимна России

Д/и «Костюмы народов России» выделить отличительные особенности.

1. Беседы : «Что такое дружба»

Слушание песни Слова М. Пляцковского «Дружба крепкая»

Музыка Б. Савельева

Просмотр мультфильма «Тимка и Димка»

Создать картотеку песен о Родине . Оформить знаки «Правила поведения в лесу»

Совместная деятельность с детьми на прогулке

Опыты с водой «Испарение воды»

1. Рисование на тему «При

думай знак о правилах по

Ведения в лесу»

2. Физкультурное (по плану )

1. Наблюдение за ветром.

2. И/у «Пройди – не задень»

3. Вскопать песок.

4. П/и «Садовник»

М. п/и «У кого мяч»

Экскурсия в лесопарк. Находить изменения в природе при смене времен года, называть деревья, различать цветы и травы.

Заучивание П. Воронько «Лучше нет родного края» Д/И ««Из какой сказки»

С Алиной, Женей, Лушей, Артемом.

1. Лепка мини скульптур по сказкам А. С. Пушкина

2. Музыкальное по плану м . рук.

1. Наблюдение за насекомыми

2. И. У. «Поезд»

З. Собрать мусор.

4. П/и «Ветер» ,

М. п/и «Прялица»

ЧХЛ А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

Свободная игровая деятельность

Заучивание пословиц о Родине с Полиной , Костей, Севой, Юрой.

1. Аппликация из цветов и трав в рамке.

2. Физкультурное (по плану )

Настольные игры по желанию детей.

1. Наблюдение за цвету

щими растениями.

2. И. У.»Пузырь»

3. Убрать песок вокруг песочницы.

4. П/И «Мыши в кладовой»

М. п/и «Маланья»

Игры со строительным материалом и песком «Сказочные дворцы» Д/и «Разговор по телефо

ну» с Лушей, Тимофеем, Русланом, Улей. Разви

вать пространственные представления.

1. Рисование мелом на асфальте «Моя Родина – Россия »

1. Наблюдение за пти

2. И. У. «Мой весёлый, звонкий мяч»

3. Убрать сорняки с клумб.

4. П/и «Больная кошка»

М. п/и «Каравай»

Работа с лэпбуком «Новокузнецк»

Упражнять Варю, Еву, Руслана, Матвея в рисова

нии человека в движении.

1. Конструктивно-мо

дельная деятельность по собственному за

2. Музыкальное по пла

ну м. рук.

1. Наблюдение за прохожими

2. И. У. «Сбей кеглю»

3. Подмести дорожки, веранду.

4. П/И «Ищи клад» ,

М. п/и «Зеркало»

развивать монологичес

кую речь.

ЧХЛ «Друг детства» В. Драгунский,

Подготовка к обеду, обед Совершенствовать умение держать вилку большим и средними пальцами , придер

живая сверху указательным пальцем.

Совершенствовать навы

ки умывания : намыли

вать руки до образования пены, тщательно смы

вать, насухо вытирать полотенцем. Совершенствовать навы

ки правильно размещать вещи в шкафу, закреп

лять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии. Совершенствовать навыки умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем. Закреплять умение есть второе блюдо. Совершен

ствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости.

Совместно –

Самостоятельная деятельность

Прогулка

Гимнастика. Закаливаю

щие процедуры (см. план июнь )

Опыты с водой «Испарение воды»

Создание календаря народ

ных примет о погоде.

ЧХЛ В. Степанов «Что мы Родиной зовем »

1. Наблюдение за облаками.

2. И/у «Слушай команду»

3. Подмести дорожки, полить цветы на клумбах.

4. П/и Зайцы и волк»

М. п/и «Кукушка»

С/р игра «Шахтер» Расширять и обобщать представление детей о профессии шахтёр, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к профессии.

Гимнастика. Закаливаю

щие процедуры (см. план июнь )

Викторина «По сказкам Пушкина»

1. Наблюдение за солнцем.

2. И/У. «Попади в цель» 3. Собрать мусор на участке.

4. П/И «Цветные автомобили» , «Ловишки» ,

М. п/ и «Рыбак и рыбки»

Моделирование ситуа

ций "Пикник" (О загряз

нении окружающей среды )

Игры в песочнице.

Гимнастика. Закаливаю

щие процедуры (см. план июнь )

Театр «Заводной апельсин» - экологическая сказка «Супер герой» .

1. Наблюдение за цвета

ми на клумбе.

2. И/У. «Поезд»

3. Собрать природный материал для гербария

4. П/И «Скакалки» , «Хитрый кот»

М. п/и «Запрещённое движение»

С/р игра «Шахтер»

Игры с водой, мыльными пузырями. Гимнастика. Закаливаю

щие процедуры (см. план июнь )

Творческая мастерская «Праздничная открыт

ка ко Дню независи

мости России» коллек

тивная работа с исполь

зованием шаблонов и трафаретов.

1. Наблюдение за жи

2. И/У. «Брось в кольцо»

3. Собрать мусор, су

хие ветки.

4. П/И «Цветные автомобили» , «Выше земли»

М. п/и «Мяч по кругу»

Игры на спортивном комплексе. Гимнастика. Закаливаю

щие процедуры (см. план июнь )

Конкурс чтецов. (Чтение наизусть по выбору детей)

1. Наблюдение за изменениями в природе.

2. И/У. «Перепрыг

ни ручеёк»

3. Коллективный труд в огороде.

4. П/И «Совушка» , «У медведя во бору»

М. п/и «Летает не летает»

Игры Теннис, Бадминтон.

Помыть машинки и спортивный инвентврь

Уход домой

Взаимодействие с

Родителями Индивидуальные беседы с родителями . Тема : «Головной убор» (о необходимости головного убора летом) .

Привлечь к участию в конкурсе плакатов

«Берегите природу!» .

Консультация для роди

телей «Перегревание.

Солнечные ожоги». Пополнение коллекции «Полезные ископаемые Кузбасса» .

Провести консультацию

«Действия при укусе насекомого» Консультация для родителей «Страх воды у детей» .

http://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/3_klass/prezentacija_i_videorolik_s_chego_nachinaetsja_rodina/238-1-0-7119

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа − Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

Кафедра начального общего и дополнительного образования

Урок (внеклассное занятие)

Тема: « С чего начинается Родина?»

Класс: 1 А

Дата проведения урока: 22.02.2017г

Подготовил:

обучающийся 215 .Н группы

ФИО Жалбэ Ксения Валерьевна,

(Фамилия Имя Отчество)

специальность

Преподавание в начальных классах

(код Наименование специальности)

Руководитель от организации:

учитель начальных классов МБОУ СОШ№3 ФИО Ефременко Зульфия Фанилевна,

Руководитель от колледжа

ФИО Майдибор Елена Сергеевна,

(Фамилия Имя Отчество) подпись

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Словарная работа: достопримечательность,

Форма проведения: викторина

Предварительная работа

Таня: Добрый день, ребята!

«С чего начинается Родина» мы начинаем нашу викторину

Задание№1 (Таня)

  1. Кто знает, что такое достопримечательность? Какие достопримечательности есть в нашем городе?
  2. Как называется река? (Обь)

Дети читают стихи:

Савинов. «Родина».

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля-
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря -
Это русские картины,
Это Родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это Родина моя!

М.Матусовский. «С чего начинается Родина?.»

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается

У нас никому не отнять.

Задание№2 (Ксюша)

Загадочная викторина

Отгадайте – ка, ребята,

Вы о городе загадки.

Вам придётся продолжать.

Ящик там, на видном месте

Собирает вести вместе.

А потом его жильцы

Полетят во все концы.

(почта)

(поликлиника)

Как же дом такой назвать,

Что гостей готов принять?

Всех приезжих приглашает

Это что, кто угадает?

(гостиница)

Это что за дом такой?

Дети бегают гурьбой.

Знаю! Это………..(детский сад)

Не увидишь здесь игрушек

И не купишь пластилин,

Но всегда найдётся вата,

Витамины, аспирин. (аптека)

Надо хлеба нам купить

Иль подарок подарить,

Сумку мы с тобой берём,

И на улицу идём.

Там проходим вдоль витрин

И заходим в ……….(магазин).

Задание №3 (Таня)

Вопросы о природе города.

  1. Какие птицы живут?
  2. Какие животные обитают в наших лесах.

Задание №4 (Ксюша)

Игра « Кто больше?»

Таня:

Итоги урока.

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие на тему: « С чего начинается Родина?»

Цель:

  • поддержать познавательный интерес к истории родного города, к своей малой Родине;
  • воспитывать любовь к родному краю.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать интерес к истории своего города;
  • расширить знания детей о городе.

Развивающие:

  • развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;
  • сообразительность, быстроту реакций на сигнал в процессе игры игрового общения.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к родному городу и своим землякам.

Словарная работа: достопримечательность,

Форма проведения: викторина

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с видами родного города, беседы о городе. Рассматривание видео альбома «С чего начинается Родина?».

Примерный ход совместной деятельности:

(Слайд) Таня: Добрый день, ребята!

Посмотрите внимательно на экран (фрагмент видео «С чего начинается Родина?»)

Вот такими замечательными словами «С чего начинается Родина» мы начинаем нашу викторину

Вы уже немало знаете о родном городе, в котором мы живем. Вы будете отвечать на вопросы, а мы за правильные ответы будем давать фишки. Одно условие: кто знает ответ, тот поднимает руку, а не выкрикивает с места.

Задание№1 (Таня)

  1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия) (Слайд)
  2. Какие цвета на российском флаге? (белый, синий, красный) (Слайд)
  3. Как называются люди, живущие в России? (россияне) (Слайд)
  4. Назовите столицу России. (Москва) (Слайд)
  5. Как называется город, в котором мы живём? (Нижневартовск) (Слайд)
  6. Как называют людей, живущих в нашем городе? (Нижневартовцы) (Слайд)
  7. Кто знает, какой номер нашей школы? (№3) (Слайд)
  8. Название, каких улиц города вы ещё знаете?
  9. Кто знает, что такое достопримечательность? Какие (Слайд) достопримечательности есть в нашем городе?
  10. Как называется река? (Обь) (Слайд)
  11. Какие города находятся рядом с нашим городом?

Ксюша: «Ребята, а сейчас послушайте стихотворения о Родине, которые подготовили ваши одноклассники» (2 ученика)

Дети читают стихи:

Савинов. «Родина».

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля-
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря -
Это русские картины,
Это Родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это Родина моя!

М.Матусовский. «С чего начинается Родина?.»

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

Задание№2 (Ксюша)

Загадочная викторина

Отгадайте – ка, ребята,

Вы о городе загадки.

Вам придётся продолжать.

Стоит дом. Кто в него войдёт, тот и ум приобретёт. (школа) (Слайд)

Ящик там, на видном месте

Собирает вести вместе.

А потом его жильцы

Полетят во все концы.

(почта) (Слайд)

Там добрый волшебник в халате сидит,

Кому как лечится, он всем говорит:

Кто болен – таблетку предложит принять.

Тому, кто здоров, разрешит погулять.

(поликлиника) (Слайд)

Как же дом такой назвать,

Что гостей готов принять?

Всех приезжих приглашает

Это что, кто угадает?

(гостиница) (Слайд)

Это что за дом такой?

Дети бегают гурьбой.

Утром всех он встретить рад.

Знаю! Это………..(детский сад) (Слайд)

Не увидишь здесь игрушек

И не купишь пластилин,

Но всегда найдётся вата,

Витамины, аспирин. (аптека) (Слайд)

Надо хлеба нам купить

Иль подарок подарить,

Сумку мы с тобой берём,

И на улицу идём.

Там проходим вдоль витрин

И заходим в ……….(магазин). (Слайд)

Задание №3 (Таня)

Вопросы о природе города.

  1. (Слайд) Какие деревья растут в нашем городе?
  2. (Слайд) Какие птицы живут?
  3. (Слайд) животные обитают в наших лесах.
  4. Ребята, что необходимо сделать, чтобы наш город был ещё лучше и красивее? (дети высказывают своё мнение).

Задание №4 (Ксюша)

Игра « Кто больше?»

(Слайд) Работа в парах. На парту раздается лист, разделенный на части. Надо составить написаны слова: ШКОЛА, ГОРОД, СЕМЬЯ. Дается задание на время, в котором ученики должны составить слова.

(Слайд) Почему именно эти слова я вам дала? (дети высказывают своё мнение)

Подводятся итоги, награждаются победители.

Таня: (Слайд) Любимый, светлый наш городок.

Живи, цвети, расти и в высь и в ширь.

Пусть беды нас минуют и ненастья,

А жителям его побольше счастья!

Итоги урока.


Урок по теме С чего начинается Родина?

Выполнила: Яковлева Калиса Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Кадетская школа №14»

города Чебоксары

Чебоксары

2015

Пояснительная записка

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – изучение истории родных мест, культурного и духовного наследия предков, личности самого ребенка, жизни его семьи, родной природы.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании».

Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Изучая историю родного края, дети глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества. Очень важно с малых лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

В своей практике мы часто сталкиваемся со следующими проблемами у школьников:

    отсутствие доступной информации по истории своего края;

    отсутствие навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;

    неверные представления о значимости родного края в истории страны и каждого человека в отдельности;

    слабое умение представить окружающим полученные знания.

Введение

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается

с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной

стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачев

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми младшего школьного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей школьного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным селом (городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребёнка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребёнка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Так как наша школа переименована в кадетскую школу, акцент должен быть на то, чтобы наши воспитанники стремились быть защитником своего Отечества, служить Родине, стать настоящим гражданином, с гордостью смотреть в глаза потомкам. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Мы должны создать условия для максимально полного развития и практического воплощения талантов сегодняшних девчонок и мальчишек.

В программе развития моего класса ведущим направлением воспитательной работы является блок патриотического воспитания: это уроки Мужества, классные часы, беседы, коллективные творческие дела, встречи с ветеранами войны и труда, поездки и походы, встречи с библиотекарями и экскурсоводами, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями чувашского и русского народов, встречи с интересными людьми, героями, организация выставок, экскурсии в Национальный музей, музей Воинской славы, проведение родительских собраний, например, «Воспитание гражданина».

Что же такое патриотизм и патриотическое воспитание?

Существует множество понятий патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность к Отечеству, своему народу, человек готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, которого будут считать таковым другие.

Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирования всех нравственных качеств личности.

Патриотическое воспитание включает в себя комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

Формирования бережного отношения к родной природе и всему живому;

Воспитания уважения к труду людей;

Расширение представлений о России, столице;

Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Проблема: недостаточный уровень патриотизма и гражданственности у младших школьников.

Цель: выявить педагогические условия формирования патриотизма и гражданственности в курсе ОРКСЭ (через изучение истории родного края и России в целом).

Задачи:

    Обобщить цель и задачи курса ОРКСЭ по формированию патриотизма и гражданственности.

    Проанализировать содержание раздела «Россия – наша Родина».

    Разработать план – конспект урока по теме « С чего начинается Родина?»

Ожидаемый результат: Готовность учителя к проведению урока по «Основам светской этики» на тему «С чего начинается Родина»

Конечный продукт: Развёрнутый план урока.

Планируемые результаты образования:

Предметные: узнают государственные символы России (флаг, герб, гимн), знают название столицы; понимают чувства других людей и сопереживают им; называют адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников; характеризуют Россию как самое большое и многонациональное государство, обязанности каждого члена своей семьи.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные: проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: передают друзьям необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Виды и формы деятельности: фронтальная и эвристическая беседы, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, презентация самостоятельных творческих работ, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы : стихи о малой и большой родине, сообщения о знаменитых людях и символах России, презентация (фотографии, фильм, музыкальная запись гимна и т. д.), фотографии города Чебоксары, символы Российской Федерации и Чувашской Республики.

Основная часть

Урок по теме «С чего начинается Родина?»

(Модуль «Основы светской этики»)

    Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Знаем мы: и ты, и я –

Вместе – дружная семья!

Учитель: Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать работать прямо сейчас?

Ученики: Да!

Учитель: Садитесь, пожалуйста. Прочитайте запись на доске:

«Самый распространенный вид гордости – национальная гордость».

Артур Шопенгауэр

2. Фронтальная беседа

Учитель: Разгадайте ребус

Учитель: Какое слово здесь зашифровано?

Ученик: Родина.

Учитель: Мы поговорим о том, что такое Родина, за что надо любить и беречь свою Родину.

Ответьте на вопрос: с чего начинается Родина?

Ученик 1: С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт. (В.Баснер)

Ученик 2 : А может она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца. (В.Баснер)

Прослушивание песни на слова В.Баснера, муз.М.Матусовского.

3.Беседа

Учитель:

Что такое Родина?

Учитель: Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Учитель: Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому? (ответы детей)

4.Работа по теме урока. Эвристическая беседа. Презентация творческих самостоятельных работ учащихся.

Учитель: Послушайте внимательно стихотворение, которое называется:

Мой добрый дом

Уютно в доме и тепло, Весь день к соседям в гости ходим,

В нём много радости и шума, Давно мы с ними дружбу водим,

Он не умеет быть угрюмым – Улыбки, шутки дарим им –

Мне с нашим домом повезло. Гордимся домом мы своим!

По воскресеньям на площадках Но понедельник наступает,

Туда-сюда жильцы снуют, И шумный дом наш замирает.

Одни – выходят на зарядку, У всех забот полным-полно,

Другие – песенки поют. Но не грустит дом всё равно.

Играют папы вместе с нами, В нём наши бабушки и деды

А мамы пироги пекут Для внуков стряпают обеды,

И угощают нас тортами – Квартиры моют, чистят что-то,

Все в доме воскресенья ждут. В нём каждый день кипит работа.

(А.Лопатина, М.Скребцова)

Учитель:

Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой?

Общаетесь ли вы с соседями?

Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?

Презентации подготовленных учеников «Моя семья», рисунки на тему «Семья»

Учитель: Итак, с чего начинается Родина?

Учитель: Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя!

Моя, потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
Родина, потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
Родина – это земля, государство, где человек рождается.
5. Конкурс на знание однокоренных слов «Родня».
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)

Словарная работа:

Родители– отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей

родословной, изучают её
Народ – нация, жители страны.

Учитель: А мы с вами, что можем назвать малой Родиной?

Ученик: Наш город - Чебоксары, наш регион – Чувашская Республика.

6. Творческие выступления групп. Работа с символикой города и республики.

1 группа: День государственных символов Чувашской Республики отмечается 29 апреля. Каждый народ создает и почитает собственную национально-государственную символику. Символика государства это, как и любой памятник, национальное достояние, достояние отечественной культуры. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл.

2 группа: Автором Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики является Элли Михайлович Юрьев. Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром,эмблема "Три солнца".

3 группа: Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца". Цвета государственного флага - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила. Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю.

4 группа: Государственный гимн Чувашской Республики был написан Германом Степановичем Лебедевым на слова Ильи Семёновича Семёнова (Тукташа)

(прослушивание)

Учитель: Ребята, встаньте, пожалуйста.

Государственный гимн Чувашской Республики

Когда весны высокий свод

Лучи живые щедро льёт, -

На добрый лад судьбу верша,

О крае родном поёт душа.

Припев: Поклон тебе, о Родина,

Красавица на все времена.

Поклон тебе, о Родина,

Да славится Родная страна!

Отцам на смену выйдя в путь,

Ты, юность, им опорой будь.

На добрый лад судьбу верша,

О жизни большой поёт душа.

Припев.

Народ народу – друг и брат,

Отныне и чуваш крылат,

На добрый лад судьбу верша,

О силе людской поёт душа.

(сл.И.Тукташа, муз.Г.Лебедева)

5 группа: В нашем городе жили и живут многие знаменитые люди. Ещё их называют почётными жителями республики.

Выступления учащихся: А.Г.Николаев - лётчик – космонавт. и города Чебоксары (1962)

Елена Николаева - , специалист по . Звание присвоено .

Звание присвоено .

Руководитель и главный дирижер . Звание присвоено .

Учитель:

Вы любите свою малую Родину?

Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту?

7. Релаксация. Упражнение «Моя Родина».

Инструкция: «Закрой глаза, расслабься и войди в своё внутреннее пространство. Задай себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама, вспомни тепло и ласку её рук. Может, это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий старые фотографии твоих родственников. А может быть, это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что-то ещё…

Открой глаза и ответь на вопрос: что такое для меня Родина».

Беседа по вопросам:

1. Что ты видел?

2. Какие ощущения испытал?

3. Что такое Родина в твоём понимании?

Почему вы любите свою малую Родину, за что вы ей можете быть благодарны?

8. Работа в группах.

Учитель: Придумайте ласковое имя для своей малой Родины. Запишите на листочках, затем зачитаете.

Игра «Мои ассоциации».

Цель: развитие ассоциативного мышления.

А теперь давайте немного поиграем, я буду называть слово, и каждый из вас скажет, с чем ассоциируется это слово.

Пример: Родина, Чебоксары, Волга, Кремль, матрёшки, Москва, берёза, масленица и т.д.

Учитель: Кроме малой Родины у каждого человека есть и большая Родина.

Как называется наша большая Родина?

Ученик: Россия

Учитель: Задумывались ли вы, откуда появилось такое название – «Россия»?

Об этом нам поведают рассказ ребята.

Ученик 3 : В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» - углубление, по которому течёт река.

Ученик 4 : Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

Ученик 5 : За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия. (Анатолий Лёвушкин)

Учитель: Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех живущих людей в нашей стране?

Дети: Все мы – россияне!

Учитель: Произнесите слово Родина вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

9.Работа с репродукциями картин.

Учитель: Попробуйте подобрать прилагательные к слову “Родина”. Какая она для Вас? Какой вы её видите?

(карта России) Россия протянулась от западных границ до тихоокеанского побережья более чем на 10 тысяч километров. Россия – самая большая страна в мире. Проживают представители более 100 национальностей. Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная. Многие верующие исповедуют ислам, буддизм, католицизм, иудаизм, протестантизм.

Учитель: Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых. (В.Орлов)

10.Работа с символикой страны.

Учитель : Все вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. – Какие это символы?

Ученик: Флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства.

Работа в парах.

Учитель: Раскрасьте флаг Российской Федерации.

(Работы ребят крепятся на доске)

Учитель: Проверьте, правильно ли вы раскрасили флаг России. Что обозначают цвета флага?

Ученик: Белый – означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Бело-синему флагу России уже более 300 лет.

Ученик: Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток.
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный. (В.Степанов)

Он появился более 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван Васильевич – князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы.

Учитель:

Что такое гимн?

Ученик: Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Слова гимна отражают историю страны. Сочинил музыку к гимну А. Александров, написал слова С. Михалков.

(Звучит фрагмент гимна РФ, дети слушают стоя)

Учитель:

Как вы думаете, какое растение, по- вашему мнению, является неофициальным символом нашей Родины?

Ученик: Русская берёзка – неофициальный символ нашей Родины. Берёзу милую, родную русские люди издавна считают символом России. Берёза воспета в поэзии и прозе, музыке и живописи.

Учитель: Может, кто-нибудь из вас знает стихотворения, посвящённые русской берёзке?

11. Чтение стихотворений.

12.Закрепление материала.

Учитель: Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней. Мы уважительно называем нашу страну отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Наши предки именовали своё Отечество Святой Русью. Это не значит, что всё в ней было свято, - это значит, что она стремилась к святости. Это идеал русского народа.

Мир – бесконечен и многообразен. Мир, который оставили нам наши предки – называется миром культуры. Россия – страна с богатой культурой. Некоторые архитектурные и историко-культурные памятники на её территории внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком на протяжении всей его истории.

Культура – всё, что создал человек. Культура – это не то, что было в прошлом. Что создавал кто-то до тебя: это то, к чему причастен каждый. Как формируется культура? Каждый человек в своей жизни совершает поступки, создаёт какие-то вещи, пишет сочинения, письма, книги…

Всё это остаётся в человеческой памяти. Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру своей страны.

Культура родилась из культа. Слово культ означает благоговение перед Богом, богопочитание, поклонение и служение Богу, создавшему мир и человека. Истоки русской культуры – в православной религии. Православие – это русский перевод греческого слова (прямой, правильный). Культура даёт человеку знание о духовных ценностях. В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны.

Культура – это не только область художества и эстетики. Культура помогает нам хранить всё прекрасное, разумное, доброе и вечное.

Культуре нужна наша помощь!
Тебе Бог дал своё призванье,
Тебе он светлый дал удел,
Хранить для мира достояние
Высоких жертв и чистых дел!

Мы должны уважительно и бережно относится к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

13. Игровые моменты.

1)Упражнение «Подумаем о Родине».

Учитель:

Как нужно заботиться о родине?

Послушайте высказывания о том, в каком случае человек заботится о своей родине, а в каком – нет? Если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если нет – покачиваете головой в стороны.

Человек вернулся из леса с букетом ландышей;

Сажает возле дома деревья;

Моет машину в реке;

Отвёз старую, сломанную машину на специальную свалку;

Выбросил мусор в канаву возле дома;

После отдыха в лесу вывез весь мусор на свалку;

Возле дома посадил цветы;

Подошёл к дереву и сломал ветку.

2) Мнение «Для любимой Родины».

Учитель: - О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.

Прочитайте одну из них.

«Родина краше солнца, дороже золота».

Учитель: - Как вы понимаете её?

С чем ещё можно сравнить Родину? (Краше звезды, радуги, дороже денег и т.д.)

Одна у человека мать, одна у него и Родина”.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”.

Как понимаете смысл данных пословиц?

3) Игра. Соедините начало и конец.
Родной край – (сердцу рай)
Нет в мире краше (Родины нашей)
Родина – мать, (чужбина – мачеха)
Одна у человека мать, (одна у него и родина)
Родная земля (и в горсти мила)
Народы нашей страны (дружбой сильны)
Если дружба велика, (будет Родина крепка)
Всякому мила (своя сторона)

14. Итог урока

Мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и следовать в своей жизни всегда:

    Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.

2.Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт.

3.Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.

Ученики:
Берегите Россию!
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию!
Без неё нам не жить
Берегите её,
Чтобы вечно в ней жить
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой,
Берегите Россию!
Нет России другой.
(Слова Е.Синициной, Музыка М.Андриахина)

15.Рефлексия

Ну а теперь выскажите своё мнение или впечатление о сегодняшнем занятии.

16. Домашнее задание.

    Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

    Расскажите, какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.

    Нарисовать рисунок на тему “Родина, – какая ты!”

Заключение

Выдающийся русский религиозный философ Ильин сказал: «Никто не может указать человеку его Родину... Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно... Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной симуляции. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке»

Решая проблему патриотического воспитания, учитель, на мой взгляд, должен ставить перед собой вполне конкретные цели:

воспитывать интерес к прошлому через изучение быта, культуры людей разных эпох;

дать детям возможность увидеть саму Россию: ее природу, достопримечательности;

Организовывать участие ребят в решении общественных проблем (на возможном для школьников уровне)

формировать гражданскую позицию-понимание связи с людьми, живущими в обществе;

формировать умение противостоять нетерпимости.

Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской
администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.
Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные
качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Учащиеся должны знать о том, что значит Малая родина, с чего начинается биография человека, историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины.

Работа направлена на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей малой Родине, формирует уважение к историческому прошлому, знакомит учащихся с событиями этого периода. Способствует расширению кругозора учащихся, повышению интереса к отечественной истории, развивает творческое художественно-образное мышление.

Проведение данного мероприятия имеет методическую, теоретическую и практическую значимость, и могут использоваться не только в учебном процессе, но и для представления широкой аудитории.

Список литературы

    Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

    Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

    Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнообразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

    Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

    Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000., №4.

    Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

    Ступницкая М.А. Что такое проект? Москва: Первое сентября, 2012.

    Кондратьева Е.П. Проекты – 4:ФГОС НОО: первые шаги реализации. Учебно – методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей.- Чебоксары, 2014.- 60с.



error: Контент защищен !!