Рождение средневековой европы. Рождение средневековой европейской цивилизации


Проверка полученных знаний: 1.Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными»? 2. Перечислить признаки государства, каковы причины возникновения первых государств? 3. Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? 4. В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления в греческих полисах? 5. Каковы особенности образования эллинистических государств? 6. Что являлось основой экономики Римского государства?


ЗАДАНИЕ 1.Закончить предложение: 1.Первыми занятиями человека, выделившегося из животного мира,были… ОХОТА И СОБИРАТЕЛЬСТВО 2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему называется… НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 3. Изменения в жизни людей, связанные с переходом к производящему хозяйству, привели к возникновению … ЦИВИЛИЗАЦИЙ 4. На Востоке сложилась особая форма государства-… ДЕСПОТИЯ 5. Государства, возникшие на территории Греции в 8-7в.в. до н.э., назывались… ПОЛИСЫ


6. В Афинах сложился государственный строй, для которого были характерны такие черты как … -ВЛАСТЬ ГРАЖДАН, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ, -ВЫБОРНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, -РАВЕНСТВО ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, -УВАЖЕНИЕ К ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Задание 2. Выполнить тест.Выполнить


Падение Западной Римской империи. III в. н.э.- Римская империя переживает КРИЗИС землевладельцы пытались найти выход из экономического кризиса сдавали в аренду небольшие участки земли разорившимся земледельцам и городским беднякам – т.н. колоны наделяли рабов участками земли с домами – т.н. «рабы с хижинами» Вперед


Основные причины кризиса Римской империи: Рабство - тормоз для развития экономики. Разорение страны, свертывание торговли в результате гражданских войн. Натиск варварских племен. Ослабление центральной власти. Отчуждение римской армии от интересов гражданского римского населения. Назад




476 г. - падение Западной Римской империи; г. – возникновение Франкского королевства; г. – битва при Пуатье; г. - образование Франкской империи; г. - Венденский договор; 8433 г. – гибель империй Карла Великого Хлодвига, Карла Мартелл, карла Великого. Основные даты и события




Влияние античности Влияние варварских народов Политическая жизнь Культура Влияние античности и варварских народов на Средневековье Система налогообложения, элементы государственного аппарата. Государственная почтовая служба. Идея Империи как мирового государства. Нормы Римского права. Романизация. Римский образ жизни. Градостроительство: планировка городов – в центре площадь, улицы пересекаются под прямым углом. Архитектура: методы и приемы античности – колонны, арка, купол, цемент и каменная кладка. Латинский язык: основа современных европейских языков романской группы. Средневековая письменность, судопроизводство, государственные документы, служба в католических храмах, наука и образование осуществлялись на латыни. Народные собрания, на которых избирались короли; решались вопросы о войне и мире; осуществлялся раздел добычи; проводились наказания виновных. Дружина – основа рыцарского войска в Средневековье. Обычное право на основе старинных обычаев Общинный образ жизни населения. Основные ценности – свобода и достоинство, символом которых было обладание оружием


Причины превращения христианской церкви во влиятельную политическую и экономическую силу Средневековья Единственная организованная сила в масштабах всей Европы Хранительница культуры, защитница ценностей порядка и милосердия Единственный центр грамотности и помощница варварских королей в управлении государством Объединительная сила для враждующих варварских государств


Вывод Экономический и политический кризис, поразивший Римскую империю, подорвал жизнеспособность античной цивилизации. Вторжения варваров в эпоху Великого переселения народов покончили с Западной Римской империей. На развалинах римского мира начала формироваться средневековая западноевропейская цивилизации.


Ответить на вопросы: Выделить главную причину Великого переселения народов. Почему римлянам не удалось удержать варваров на границах своей империи? В какой сфере жизни средневекового общества наследие античности сказалось в наибольшей степени? Какие народы участвовали в создании средневековой западноевропейской цивилизации?





Вопросы для закрепления нового материала: 1. Что привело мир варваров в движение? 2. Почему именно германцы разрушили Западную Римскую империю? 3. Какие германские племена внесли свою «лепту» в падение империи? 4. Какие королевства на обломках Великой империи создали варвары? 5. За что Теодориха назвали Великим? 6. Почему его достижения оказались непрочными? 7. Покажите на карте варварские государства. 8. Что особенного в образовании государства у франков? 9. Что определило выбор веры франками?


Домашнее задание Подготовить устное сообщение о правителях варварских королевств Хлодвиге, Карле Мартелле, Карле Великом. Читать пересказывать § 1. Устно ответить на вопросы стр



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Образование империи Карла Великого. Основы функционирования системы управления Карла Великого. Войны франков и их влияние на образ жизни народов Франкской империи. Характеристика исторических личностей эпохи Каролингов. Церковь в империи Карла Великого.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2012

    Этническая карта Восточной Европы. Основные события первого тысячелетия до нашей эры на территории Европейской России. Славяне как этническая основа Русского государства. Природно-географические условия и теории формирования Русского государства.

    реферат , добавлен 13.02.2012

    Основные черты общественного и государственного строя Римской рабовладельческой республики. Предпосылки перехода от Римской республики к империи. Периоды принципата и домината. Падение Римской империи: общая характеристика внутренних и внешних причин.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Великое переселение народов в IV-VII вв. Гуннская держава в IV-V вв. как сложный конгломерат народов. Смерть Аттилы в 454 г. как переломный момент в истории Восточной Европы. Последствия гуннского нашествия. Становление и подъем северокавказской Алании.

    реферат , добавлен 11.12.2009

    Полоса тяжелого политического кризиса в римской империи IV в. Варваризация и процесс распада империи. Битва на Каталаунских полях. Рим под властью Рицимера: агония Западной Римской империи. Низложение Ромула Августула и конец Западной Римской империи.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2011

    История времени Карла Великого. Становление державы Каролингов. Бенефициальная реформаиКарла Мартеллла. Приход Карла Великого к власти. Детство и юность Карла Великого. Войны и внутренняя политика Карла Великого. Становление государства при Карле Великом.

    реферат , добавлен 05.01.2009

    Стадии формирование цивилизации во всем мире. Ранний феодализм в Европе. Влияние Римской Империи на формирование западноевропейского типа цивилизаций. Переход Западной Европы в стадию развитого феодализма. Этапы формирования древнерусского государства.

    Римский и германский миры. Еще задолго до своей гибели Римской империи вступила в полосу упадка. С III в. резко ухудшилось состояние экономики: сокращались посевные площади, падала урожайность, замирали торговля и ремесла.

    Серьезных изменений претерпел и государственное устройство Рима. Император считался уже не первым среди равных, а обладателем, лицом священной. «Нет власти не от Бога» - это положение христианского учения лучше соответствовало тогдашнему положению вещей. Увидев в новой вере обосновать свою власть, римские императоры прекратили гонения на христиан. Сначала Константин Великий разрешил открыто исповедовать христианство, а 8381 г. оно было объявлено государственной религией.

    Совсем другим стало и римское войско. Те времена, когда оно состояло только из полноправных римских граждан, отошли в прошлое. Обычным стал набор воинов из варваров - тех, кто говорил не на латыни и не на греческом языке. В будущем это имело пагубные для Рима последствия, превратившись в одну из главных причин гибели империи.

    К северу от Альп проживали многочисленные варварские племена германцев, кельтов, славян. их языки принадлежат к одной, индоевропейской, языковой семьи. Видимо, далекие предки этих народов жили по соседству. Первыми ослаблением Римской империи воспользовались германцы.

    Древней родиной германцев были южное и северное побережье и острова Балтийского моря, Скандинавский и Ютландский полуострова. Глобальное похолодание заставило германцев постепенно переселяться в теплые края. В начале нашей эры они уже занимали пространство между реками Рейн, Одер и Дунай. Земли, пригодной для земледелия, здесь было немного. Преобладали прекрасные пастбища. Поэтому главным занятием германцев стало скотоводство, а основным богатством - быки, волы и коровы. Неплохо знали германцы и земледелие. Они пользовались сохой и плугом, выращивали ячмень, просо, пшеницу, лен. Достаточно активно германские племена занимались торговлей, в частности с римлянами. Жили они в небольших деревнях или хуторах. Римский историк Корнелий Тацит (ок. 55-120) сообщает, что они «поселяются на расстоянии друг от друга, где кому понравится ручей, поляна или роща». Для жилья строили длинные и высокие деревянные дома, рассчитанные на большую семью с 20-30 человек. В непогоду там держали и скот.

    Жили германцы общиной. Ее членами считались свободные равноправные мужчины, занимавшиеся сельскохозяйственным трудом. Вместе они были воинами и имели право участвовать в народном собрании. Германцы много воевали, но не потому, что отличались какой-то особой агрессивностью. Так обычно происходило с разными народами на той стадии их развития, когда вследствие появления имущественного неравенства внутри общины выделялись влиятельные люди - знать. Рабов германцы имели немного. Они работали рядом с хозяином, жили в доме, питались с ним за одним столом. Нередко рабов отпускали на волю или даже усыновляли.

    Высшим органом власти у германцев было народное собрание. В них принимали участие все совершеннолетние свободные мужчины, за исключением тех, кто трусостью опозорил себя в битве. Народное собрание рассматривали вопросы войны и мира, судили преступников, избирали из числа самых знатных соплеменников старейшин и вождей. Племенные вожди, или конунги, возглавляли войско и представляли интересы племени в международных делах. Совет старейшин решал текущие прежде судебные, дела. Германцы не знали письменности, поэтому свои обычаи и законы передавали следующим поколениям устно - от отца к сыну.

    Отдельное место в германском обществе занимали предводители дружин. Вокруг этих отважных и храбрых воинов собиралась молодежь, искала приключений и обогащения в военных походах, точнее - в разбойных набегах на соседей. Впоследствии жена превратилась в настоящее войско, а из дружинников выделилась служила знать. Она вытеснила из окружения конунга племенных старейшин и все решительнее влияла на его действия. Считалось, что члены определенного рода отличаются особой доблестью и удачливостью, поэтому из него выбирали конунгов. Отступить с поля битвы означало покрыть себя позором. Когда такое случалось, то навстречу немцам, которые потеряли мужество сражаться с врагом, выбегали их матери и жены. Они требовали убить себя и тем спасти от плена и рабства. Нередко это заставляло воинов вернуться и продолжать бой. Германцы были убеждены, что война является лучшим с занятий, а смерть на поле боя - достойный.

    С IV в. среди германцев начало распространяться христианство в виде арианства. Оно объявляло Христа существом, ниже Бога Отца, и за это позже осуждалось церковью. Первыми арианство приняли готы. Среди них проповедовал священник Ульфила, который перевел Библию с латыни готским языком. Христианизация ускорила возникновение у германцев государства. Королей германцы выбирают по знатностью, а военачальников - за доблестью. При этом короли не имеют неограниченной или произвольной власти, а вожди стоят во главе скорее потому, что подают пример, а не потому, что пользуются правом приказывать; потому, что они сильные, выделяются в бою, сражаются впереди войска и этим вызывают недоумение...

    В незначительных делах советуются старейшины, в важных - все, причем те дела, по которым решения принимаются народ, предварительно обсуждаются со старейшинами...

    Во время боя вождю стыдно, если его жена покажет себя храбрее его, жене же стыдно отставать от вождя. Вернуться живым из боя, в котором погиб вождь, - значит на всю жизнь покрыть себя позором и бесчестием... Вожди сражаются за победу, дружинники - за вождя. Если племя, в котором они родились, прозябает в длительном мире и бездействия, то многие знатных юношей подаются в тех племен, которые в то время сражаются. Ведь этот народ не терпит покоя, и проще отличиться среди опасностей, а прокормить большую дружину можно только грабежом и войной...

    Землю занимают все поочередно по числу рабочих и впоследствии разделяют ее между собой по достоинству...

    Ни один народ не является щедрым и гостеприимным, как германцы. Считается грех отказать кому-то из смертных в приюте. Каждый угощает лучшей пищей соответствии по средствам...

    Те, кто достиг юношеского возраста, отпускают волосы и бороду и до тех пор не изменяют такой внешности... пока не убьют врага... В трусливых и невоинственных этот ужасно так и остается. Храбрые носят на себе железное кольцо, словно кандалы, пока не убьют врага.

    РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРА, ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

    § 1. Рождение средневековой Европы

    1 . Римский и варварский миры в середине I тысячелетия

    Крах Римской империи, на развалинах которой зародилась средневековая Европа, стал следствием длительного упадка экономики. Приходили в запустение земледелие и ремесла, земля не обрабатывалась, власть императоров постепенно ослаблялось.

    Кризис углублялся, и в духовной жизни Римского государства. Вместе с уничтожением гражданских свобод произошел моральный упадок римского общества. На смену язычеству пришло христианство, которое стало приобретать характер государственной религии.

    Упадок и некогда непобедима римская армия. Она превратилась в малорухливу военную массу, поколениями проживала в укрепленных лагерях вдоль границ империи. Армия потеряла высокие боевые навыки знаменитых римских легионов и за своим вооружением и военной тактикой почти не отличалась от ополчений варваров.

    Воин-варвар

    Каменные столбы Калланіша

    Соотношение сил между Римской империей и варварской периферией постепенно менялось в пользу варваров. Особенно большую роль в судьбе поздней Римской империи сыграли ее северные соседи - германские племена. Германцы впервые попали в поле зрения римлян И ст. к н. е. Римляне поначалу приняли их за галлов (кельтов), однако в конце И в. н. е. выдающийся римский 14 историк Корнелий Тацит довольно четко определяет германцев как особую группу племен.

    Германцы тогда жили общиной на территории между реками Рейном, Одером и Дунаем. Основные средства для жизни получали, занимаясь скотоводством. Скот у германцев была главным богатством и использовалась как мерило стоимости. Кроме того, они занимались земледелием, которое с V века. приобретает первостепенное значение. Для обработки земли германцы использовали легкий плуг или рало. Они сеяли лен, овес, просо, пшеницу, ячмень, выращивали огородные культуры, в частности капусту и салат. Представители германских племен вели торговлю с римлянами.

    Историческая изюминка

    Сына и преемника Константина Великого императора Констанция, который прибыл в IV ст. в Рим из Константинополя, поразил внешний вид жителей Вечного города: здесь почти не было людей, одетых в традиционные тоги. Рим был наполнен выходцами с Востока - египтянами, сирийцами, иудеями, чаще всего случались германцы. Удивительно, но даже коренные римляне почему-то пытались подражать одежду и поведение тех, кого на протяжении многих веков сами же презрительно называли варварами, то есть теми, кто не владел даже «человеческим» языком, а произносил лишь непонятные фразы вроде «вар-вар».

    Постепенно под влиянием внутренних факторов и римского общественного строя у германцев начала расти имущественное неравенство. Среди свободных членов общины отличаются знатные люди. Общественное расслоение было частично обусловлено появлением рабов из пленных. Однако германцы наделяли рабов участками земли и, подобно римских колонов, предоставляли возможность самостоятельно вести Хозяйство. Это была патриархальная форма рабства, которая со временем превратилась в один из видов феодальной зависимости.

    Важные дела германцы обсуждали на народных собраниях, которые назывались тинг. На них присутствовали все взрослые мужчины, которые носили оружие. Народные собрания избирали совет старейшин, решала, прежде всего, судебные дела.. Были у германцев также конунги (будущие короли) и военные вожди.

    Главную боевую силу германцев составляли военные жены. Дружинники находились в полной зависимости от своих военных вождей: клялись им в верности, получали от них оружие, коней, часть добычи.

    В IV - V вв. в политическом строе германцев происходили важные изменения. Они объединились в крупные военно-племенные союзы, получили свои наименования по названиям господствующих племен. Так возникают германские народности алеманнов, баваров, франков, саксов, тюрінгів и др. Из числа дружинников выделилась Ящик св. Колумбы (VI в.). Племена скоттов брали ящик в битвы как талисман так называемая служилая знать. Она начала сплачиваться вокруг конунга, вытеснять из его окружения племенных старейшин и все активнее влиять на его действия. Одновременно укреплялась и власть конунгов.

    Орнамент - типичный признак искусства варваров - использовался в памятниках времен христианизации варварских племен

    Крест св. Мартина. Шотландия. VII -VIII вв.

    Важную роль в становлении государственности сыграло распространение христианства среди германцев. В IV ст. епископ Ульфіла обративший в христианство готов. Для этого ему пришлось перевести Библию на готском языке и создать для своей новой паствы письменность на основе греческого алфавита.

    ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

    И ст. Римский историк Корнелий Тацит о германцах

    Племена, которые населяют Германию, испокон веков составляют самобытный народ, который сохранил первозданную чистоту и похож лишь на себя самого... Германцы поразительно похожи между собой: голубые глаза, находчивый взгляд, русые волосы, крепкое телосложение...

    Королей германцы выбирают по знатностью, вождей - за победой. Однако и короли не наделены в них неограниченной властью, вседозволенностью. Вожди решительные, имеют достоинство, сражаются всегда впереди войска и этим вызывают уважение. Однако ни наказывать, ни заковывать, ни налагать телесное наказание не позволяется никому, кроме жрецов... Менее значительные дела рассматриваются на совете старейшин, а дела поважнее обсуждаются всеми...

    На народных собраниях избирают также старейшин, которые творят суд по округам и поселках...

    В бою постыдно вождю уступить кому-либо в доблести, не менее постыдно дружине не уподобиться доблести вождя. А выйти живым из боя, в котором погиб вождь, - бесчестье и позор на всю жизнь; защищать его, совершать отважные поступки, думая только о славе, - первейшая их обязанность: вожди сражаются ради победы, дружинники - за своего вождя... От щедрот своего вождя дружинники ждут себе и боевого коня, и окровавленной, победной фрамегт копья). Вместо платы у них - еда и обильное угощение на пирах. Возможности для подобного расточительства возникают лишь войны и грабежи...

    Урок № 4. Рождение феодальной Европы

    Цели урока по линиям развития личности.

    1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

    На основании фактов средневековой истории сформировать представление об изменениях в хозяйстве, политике, общественных отношениях раннего Средневековья. Учить использовать понятия: феод, сеньор, вассал, барщина, оброк, натуральное хозяйство в решении познавательных задач.

    3 ЛР. Историческое мышление.

    Проследить взаимосвязь между развитием общества и изменениями в политике и хозяйстве.

    4–5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

    Создать условия для осознания положительных и отрицательных явлений во взаимодействии различных частей феодального общества.

    Обязательный минимум содержания:

    Феодализм. Сословный строй в Западной Европе.

    Этапы урока

    Действия учителя

    Действия учеников

    Формирование УУД, технология оценивания

    I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

    Используется документ, § 2 на с. 41.

    Прочитайте вопросы перед справочными сведениями.

    Представьте ситуацию: вы видите, что по дороге едет машина богатого человека или кортеж машин с «мигалками», сопровождающий высокопоставленного чиновника. Увидев их, ты снимаешь шапку, падаешь на колени? 2

    Сравни своё утверждение с тем, что можно было увидеть в средневековой Европе. Давайте прочтём справочные материалы.

    Какое наблюдается противоречие?

    Какой вопрос нам надо решить?

    Мы будем говорить о рождении нового общества. Оно называется феодальным.

    Сейчас мы объяснить не можем, потому что нам не хватает знаний.

    В чём особенности феодального общества?

    Учащиеся читают вопросы.

    Предлагают свои версии ответов на вопрос . 2

    Учащийся читает справочные материалы, с. 41. 1 2

    Средневековые люди неравны. 5

    Почему в средневековом обществе люди были неравны между собой?

    Регулятивные УУД

    1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

    2. Выдвигать версии.

    3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

    4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

    Познавательные УУД

    1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

    2. Анализировать (выделять главное).

    3. Определять понятия.

    4. Обобщать, делать выводы.

    5. Выделять причины и следствия.

    6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

    Коммуникативные УУД

    1. Умение работать в парах.

    2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

    3. Создавать устные и письменные тексты.

    4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

    Личностные УУД

    1. Оценивать свои и чужие поступки.

    II. Версии.

    Какие у вас будут предположения решения проблемы? В чём могут выразиться отличия нового общества?2

    Предлагают свои версии . 2

    III. Актуализация знаний.

    Чтобы решить проблему урока, что нам надо вспомнить? 3

    Жизнь любого человеческого общества можно представить в виде четырёх связанных друг с другом частей. О таком делении мы говорили с вами на первых уроках. Откройте с. 9. В схеме найдите, на какие основные части делится жизнь первобытного общества и цивилизации (можно обратиться к словарю в конце учебника). 6

    Вспомни то, что знаешь.

    На доске рисуем схему.

    Средневековое общество

    Одну часть схемы мы сможем заполнить уже сейчас. Вспомните, какую роль после нашествия варваров стала играть религия в жизни людей? Удалось ли сохранить грамотность и искусство античности? Ученики выполняют задание 1, 2 в тетради, с. 13, один ученик у доски выполняет 6.

    По итогам выполнения заданий провести алгоритм самооценки 4 . ТОУУ

    Власть, культура, хозяйство, деление общества на части. 3

    Какие изменения произойдут во всех четырёх частях жизни общества?

    Религия стала основой жизни людей. Искусство античности было забыто. Стало мало грамотных (заполняется часть круга «культура»).

    Ученики заполняют схему.

    IV. Планирование деятельности.

    Чтобы объяснить причины возникновения феодальных отношений, что нам нужно сделать? 2 3

    Если мы говорим о рождении нового общества в Средневековье, то что нам нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

    Мы продолжим заполнять схему. Туда мы будем вписывать изменения, произошедшие в обществе.

    Предлагают версии . 2 3

    V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

    Давайте прочитаем отрывок из разговора в средневековой усадьбе господина. Определите, как в Средневековье свободные люди становились зависимыми крестьянами.

    Текст на с. 41 42 (первый абзац) читают под руководством учителя, используя метод продуктивного чтения, разделив материал между несколькими учениками. Текст читают от лица современников средневековых событий. 4 1 2 4 5

    Какое разделение произошло в средневековом обществе?

    Как становились зависимыми крестьянами?

    Внутри группы крупных землевладельцев тоже произошло разделение. Его историки называют феодальной лестницей.

    По п. 2 «Клянусь тебе служить!» заполните схему задания 4 Р.Т., с. 14.

    Ученики выполняют задание.

    Составив феодальную лестницу, впишите в схему на с. 13 недостающие понятия. Какие её части мы можем заполнить?

    Как меняются отношения в обществе?

    Фиксируем на доске на схеме.

    В раздел «Деление общества» – феодальная лестница и зависимые крестьяне.

    Можно ли сказать, что власть полностью была сосредоточена в руках короля?

    Так кому же принадлежала власть?

    Продолжим заполнять схему на доске и в

    рабочей тетради.

    Фиксируем на доске на схеме.

    В раздел «Политика, власть» – власть крупных землевладельцев.

    Рассмотрим иллюстрацию на с. 46 «Феодальное владение рыцаря XI века». Какие изменения произошли со времён Древнего Рима?

    Скажите, за счёт чего жил рыцарь?

    Да, по рисунку видно, что всё, что было необходимо для жизни, производилось в каждом хозяйстве – феодальном или крестьянском. Такой тип хозяйства называют натуральным.

    Какую часть схемы мы можем заполнить теперь?

    Фиксируем на доске на схеме.

    В раздел «Хозяйство» – натуральное хозяйство, барщина и оброк.

    Все части схемы «Феодальное общество» у нас оказались заполнены. 4 6

    Произошло разделение населения Западной Европы на крупных землевладельцев и зависимых крестьян.

    Богатые римские жители разорены из-за нашествия варваров, они нанимаются к новым хозяевам за полученную землю. Рабы получили землю, но за неё должны 5 дней работать на господина. Бедность, нужда гонят людей влезать в долговую зависимость.

    Феодальная лестница

    король

    герцоги и графы

    бароны и рыцари

    Вассал обязан:

    являться с оружием по зову господина;

    давать деньги на выкуп господина (в случае плена).

    Сеньор обязан:

    защищать вассала от врагов;

    заботиться о вдове и детях.

    Феод –

    Сеньор –

    Вассал –

    Деление на группы.

    В обществе появляются феодальная лестница и зависимые крестьяне (вписывают в раздел «Деление общества» ).

    Так сказать нельзя, т.к. крупные феодалы старались действовать независимо от короля в своих владениях.

    Землевладельческой знати (вписывается в раздел «Политика» ).

    Появились новые обязанности: оброк и барщина, нет торговли, всё производят на месте.

    Рыцарь жил за счёт оброка и барщины. Оброк – часть урожая и других доходов крестьянского хозяйства, которую крестьянин должен был постоянно выплачивать владельцу земли за право проживания на ней.

    Барщина бесплатный принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца.

    В раздел «Хозяйство» на схеме на с. 13 рабочей тетради вписывается – натуральное хозяйство, барщина, оброк.

    VI. Выражение решения проблемы.

    Есть у вас версии, предположения для ответа на наш главный учебный вопрос? 2

    Предлагают различные версии .

    VII. Применение нового знания.

    На странице 15 в рабочей тетради урок № 4: соедините стрелками понятия и их определения. 1 3

    Обсудите в парах. Чем, на ваш взгляд, плохи и чем хороши феодальные отношения сеньоров и вассалов? Приведите аргументы «за» и «против», подтверждая каждый из них аргументами. 1 3 1 2

    Выполняют задание . 1 3

    Обсуждение в парах и обобщение информации для представления готового ответа.

    VIII. Домашнее задание.

    Землевладельческая знать всё больше и больше будет уходить из-под контроля короля. Начнётся новый этап развития цивилизации. О том, что и почему произойдёт, вы прочитаете дома в § 3, ответите на вопросы перед §. Выучить определения: феод, сеньор, вассал, барщина, оброк, натуральное хозяйство, феодальные отношения .

    © ООО «Баласс», 2013 Страница 6



error: Контент защищен !!