Богуславский, михаил соломонович. Институт педагогики и психологии образования Богуславский михаил викторович ринц

Заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Член–корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, Председатель Научного Совета по истории образования и педагогической науке РАО, Заместитель председателя Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, Вице – президент Российской макаренковской ассоциации, Член Правления Международной ассоциации А.С.Макаренко, Председатель правления Благотворительного фонда наследия Менделеева, Президент Академии творческой педагогики, Ответственный секретарь сетевого журнала «Проблемы современного образования», член редколлегии журналов «Педагогика», «Отечественная и зарубежная педагогика», «Психолого-педагогический поиск» и др.
Заместитель председателя диссертационного совета ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Член диссертационного совета Московского городского педагогического университета и Смоленского государственного университета.

Область научных интересов:

методология, теория и история отечественной педагогики и российского образования, педагогическая персоналистика, стратегии модернизации отечественного образования конца ХIХ - начала ХХI вв.

Научная биография

Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина (1977). В 1977 - 1983 гг. работал учителем истории и организатором воспитательной работы в школах г. Москвы. С 1984 г. на научной работе в системе АПН СССР - РАО.

Окончил очную аспирантуру(1986) и докторантуру(1993) Института теории и истории педагогики РАО. В 1987-1990 гг.- старший научный сотрудник лаборатории истории советской педагогики НИИ Общей педагогики АПН СССР. С 1991 ведущий научный сотрудник, с 2001 г. главный научный сотрудник лаборатории методологии историко – педагогических исследований ИТИП РАО. С 2011 г. заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

В результате исследований в целостном виде представил процесс развития педагогической науки и образования; реализовал методологические подходы к трактовке истории педагогики, как действенного фактора решения современных задач образования. На ретроспективном материале осуществил исследования в сфере философии и аксиологии образования. Разработал комплекс методологических подходов к исследованию образовательных процессов (парадигмальный, модернизационный, аксиологический), Обосновал и реализовал методологические подходы к осуществлению эксперимента на историко-педагогическом материале.

Разработал и внедрил в практику учебно-методический комплекс по истории педагогики для системы высшего профессионального и постдипломного педагогического образования: учебник «История педагогики» (М., 2007) (руководитель авторского коллектива), учебное пособие «ХХ век российского образования» (2012), учебные программы, цикл антологий и избранных произведений классиков педагогики.

Награды:

награжден медалью «В память 850-летия Москвы» (1997), За особые заслуги в области педагогических наук награжден медалью К.Д.Ушинского (2005), удостоен Благодарности Комитета государственной Думы РФ по образованию (2009), награжден Почетными грамотами Министерства науки и образования РФ(2008-2011), награжден медалью «За службу образованию» (2009). За большие заслуги в развитии исследований в области истории педагогической науки и образования награжден Почетной грамотой РАО (2010). Удостоен Знака Губернатора Московской области «Благодарю», За большой вклад в патриотическое воспитание награжден медалью М.В.Ломоносова (2012), удостоен Благодарственного письма Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны (2014), награжден Золотой медалью РАО «За достижения в науке» (2014),Медалью РАО им М.Н.Скаткина «За заслуги в развитии педагогики» (2015).

Научные труды:

Автор 1200 публикаций - среди них 23 монографии, более 900 научных трудов и научно – публицистических статей, более 200 энциклопедических статей в «Большой российской энциклопедии», «Российской педагогической энциклопедии», «Российском педагогическом энциклопедическом словаре», «Московской энциклопедии». Индекс Хирша – 11.

Основные монографии:

ХХ век Российского образования (М.,2002); Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков (М.,2002); Отечественное образование: персонажи истории (М., 2003); В.А.Сухомлинский: уроки радости познания (М., 2005); История отечественной педагогики (первая треть ХХ века) (Томск, 2005); «Подвижники и реформаторы российского образования» (М., 2005); Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм (М., 2007) (в соавт.); Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст) (М., 2007); Детское движение в России: между прошлым и будущим (Тверь, 2007); Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины ХХ века) (М., 2008.); Теоретико-методологические подходы к моделированию гуманитарных технологий в образовании (Саранск, 2009)(в соавт.); Элитное образование в России: исторический опыт и современность. (Тверь, 2009) (в соавт.); Методология и технологии образования (историко – педагогический контекст) (М., 2010); «Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общего образования (в отечественной педагогике второй половины ХХ века)» (Саранск, 2010) (в соавт); История педагогики: методология, теория, персоналии (М., 2012);Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (М., 2012)(в соавт.); Стратегии модернизации российского образования в начале ХХ века (М., 2015) (в соавт., подгот. к печати).

Проекты

Руководитель НИР в рамках выполнения Государственного задания на 2013-2020гг. по проекту «Теоретико-методологический анализ стратегий модернизации российского образования в XX - начале XXI вв.».
Руководитель проекта РГНФ «Комплексно-сравнительный анализ концептуальных основ в системе высшего образования России и Германии» (реализация 2014-16 гг.) при Удмуртском государственном университете.

Подразделение

Лаборатория истории педагогики и образования

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Богуславский Михаил Соломонович (1 (13) мая 1886, посад Крюков Полтавской губернии - 1 февраля 1937, Москва) - советский государственный и партийный деятель.

Биография

Родился в посаде Крюкове Полтавской губернии, ныне в пределах города Кременчуга. Член Еврейской социалистической партии (1904-1908). Участник революции 1905-1907 гг. Состоял в Еврейской социалистической рабочей партии (1905-1917).

После Февральской революции в 1917 г. стал одним из организаторов Кременчугского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, был избран заместителем председателя. В марте вступил в РСДРП(б). Был избран депутатом городской думы Кременчуга, стал членом Городской Управы. Делегат II-го Всероссийского съезда Советов.

В годы Гражданской войны - член II Украинского Учредительного собрания, председатель исполкома Кременчугского горсовета, и Воронежского горкома партии; ответственный секретарь ВУЦИК и Совета рабоче-крестьянской обороны Украинской ССР (1919). В дальнейшем возглавил союз печатников в г. Москве и вошёл в ВЦСПС (с 1920). Заместитель председателя Моссовета (1922-1924), председатель Малого Совнаркома РСФСР (1924-1927). С 1923 года принадлежал к Левой оппозиции в ВКП(б), подписал «Заявление 46-ти».

В декабре 1927 г., на XV съезде ВКП(б), был исключён из ВКП(б) и в начале 1928 года отправлен в Новосибирск, где работал заместителем председателя Сибирской краевой плановой комиссии. В 1930 году, после подачи заявления об отходе от оппозиции, был восстановлен в ВКП(б). В 1936 году работал начальником строительства Новосибирского завода горного оборудования.

5 августа 1936 года был арестован. Привлечён к сфабрикованному НКВД открытому политическому процессу «Параллельного антисоветского троцкистского центра». 30 января 1937 года приговорён к смертной казни. Расстрелян 1 февраля 1937 г. В сентябре 1987 года Пленум Верховного суда СССР отменил приговор, посмертно реабилитировав Богуславского.

Вместе с ним была репрессирована практически вся его семья.

Братья: Лев Соломонович Богуславский (расстрелян 28 апреля 1938 г. реабилитирован в августе 1956 г.) и Рувим Соломонович Богуславский (расстрелян в 1937 году, впоследствии реабилитирован)

Вторая жена - Татьяна Моисеевна Ханина была приговорена 10 апреля 1938 г. к 8 годам лишения свободы как "член семьи изменника Родины" Наказание отбывала в лагере "АЛЖИР".

Сын - Адольф Михайлович расстрелян 13 июля 1937 г., реабилитирован 4 ноября 1958 г. ВКВС СССР.

Дочь - Ревекка Михайловна в 1937 г. была арестована как «член семьи изменника Родины» и 11 декабря 1937 г. приговорена ОСО при НКВД СССР к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывала в лагере "АЛЖИР" до 27 ноября 1945 года. Уже после войны вышла замуж за единомышленника отца - И. Я. Врачёва.

Родственник Цви Берехьяху-сионист, в Палестине с 1921 года. Был лидером группы Хе-Халуц и основателем киббуца Эйн Харод и мошава Кфар Виткин. Внук Цви-известный израильский математик и специалист по криптографии профессор Эли Бихам.

Внучатый (троюродный) племянник (внук брата) - Михаил Викторович Богуславский , доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования Российской академии образования.

Преподаваемые дисциплины

История российского образования. Методы и методология научного исследования

Научно-преподавательский стаж Заслуги, награды

Богуславский Михаил Викторович награжден медалью «В память 850-летия МОСКВЫ», медалью К.Д. Ушинского Министерства образования и науки РФ «За особые заслуги в области педагогических наук» (2005), Золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке» (2014), медалью РАО им. М.Н. Скаткина «За заслуги в развитии педагогики» (2015), медалью им. З.И.Равкина «За заслуги в развитии истории педагогики» (2016), Почетной грамотой РАО «За большие заслуги в развитии исследований в области истории педагогической науки и образования» (2010), Благодарностью Комитета Государственной Думы по образованию «За большой вклад в развитие образования» (2009), Почетной грамотой министра культуры и массовых коммуникаций РФ «За многолетний плодотворный труд в области сохранения культурного наследия России» (2008), медалью Д.И. Менделеева «За большую просветительскую деятельность» (2008), медалью М.В. Ломоносова «За большой вклад в патриотическое воспитание молодежи», медалью А.С. Макаренко «За педагогическую доблесть» (2018), Золотым Знаком «Рыцарь гуманной педагогики» (2009), Знаком Губернатора Московской Области «Благодарю» «За большой вклад в развитие образования» (2010), Почетной грамотой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (2018).

Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области науки и технологий в сфере образования «За развитие инновационных процессов и технологий в образовании» (2006).

Уровень образования, квалификации

Образование высшее, квалификация «Преподаватель истории и обществоведения»

Направление подготовки (или специальность)

«История»

Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке

Проходил повышение квалификации: в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» в 2016 г. по дополнительной профессиональной программе «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности (72 часа).

Основные публикации

Имеет 543 публикации, в том числе 532 научную и 12 учебно-методических, из них за последние 3 года 105 публикаций, в том числе 98 научных статей, 6 научных монографий и 1 учебное пособие.Среди них:

«Подвижники и реформаторы российского образования».-М., 2005. — 13,5 п.л. ;

«Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм».-М., 2007. -18 п.л. (в соавт.);

«Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст)».-М., 2007. -18 п.л.;

«Детское движение в России: между прошлым и будущим». -Тверь, 2007. — 6,5 п.л.;

«Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины ХХ века)». -М., 2008. -12 п.л.;

«Элитное образование в России: исторический опыт и современность». -Тверь, 2009. -15 п.л. (в соавт.);

«Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общего образования (в отечественной педагогике второй половины ХХ века)». — Саранск, 2010.- 18 п.л. (в соавт.).

О себе

Окончил Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина по специальности «История», квалификация «Преподаватель истории и обществоведения»

Основное место работы — Заведующий отделом истории педагогики и образования УРАО «Институт теории и истории педагогики».

Руководит научно-исследовательской работой магистрантов, аспирантами и соискателями.

М.В. Богуславский — заместитель председателя Бюро Отделении философии образования и теоретической педагогики, член Совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО, Совета по историческому образованию РАО, Президент Общественной Академии творческой педагогики, Председатель Благотворительного фонда наследия Д.И. Менделеева.

М.В. Богуславский является членом диссертационных советов УРАО «Институт теории и истории педагогики», АПК и ППРО МОН РФ и Смоленского государственного университета. М.В. Богуславский Ответственный секретарь Интернет — журнала РАО «Проблемы современного образования», главный редактор общероссийской педагогической газеты «Педагогический вестник», член редакционной коллегии журналов «Педагогика», «Гуманитарные науки и образование», «Классный руководитель», «Психолого-педагогический поиск», Историко-педагогического альманаха ВЛАДИ (научно-образовательный журнал).

М.В. Богуславский является автором более 200 статей по истории педагогики в «Российской педагогической энциклопедии», «Российском педагогическом энциклопедическом словаре», «Большой российской энциклопедии» (ред.отдела «Образование»), «Московской энциклопедии» (член редколлегии). М.В. Богуславский осуществляет руководство Научным Советом по истории образования и педагогической науки РАО: на протяжении 1985-2013 гг. проведено более 30 сессий Совета, координирующего исследовательскую деятельность более 100 российских историков образования — преподавателей вузов.

М.В. Богуславским разработан и внедрен в практику учебно-методический комплекс по истории педагогики для системы высшего профессионального и постдипломного педагогического образования: учебные программы, пособия, цикл антологий и избранных произведений Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, С.И.Гессена, М. Монтессори и др.

Область научных интересов

В трудах М.В.Богуславского в целостном виде представлен процесс развития отечественной педагогической науки и образования; реализованы методологические подходы к трактовке истории педагогики, как важнейшего культурно — образовательного феномена. Разработан комплекс методологических подходов к исследованию истории педагогики (парадигмальный, цивилизационный, аксиологический), которые в своей совокупности позволили существенно обогатить и модернизировать потенциал историко -педагогических исследований.

Выпускник исторического факультета МГПИ им. Ленина (ныне – МПГУ). Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией истории педагогики и образования «Института стратегии развития образования РАО». Ведущий российский специалист по методологии, теории и истории образования.

Заместитель председателя Бюро отделения Философии образования и теоретической педагогики РАО. Член Совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО, Совета по историческому образованию РАО. Ответственный секретарь интернет-журнала РАО «Проблемы современного образования», главный редактор общероссийской педагогической газеты «Педагогический вестник», член редакционной коллегии журналов «Педагогика», «Гуманитарные науки и образование», «Классный руководитель», «Психолого-педагогический поиск». Президент Общественной Академии творческой педагогики им. Л. И. Рувинского, председатель Благотворительного фонда наследия Д. Менделеева, член Правления Международной макаренковской ассоциации, вице-президент Российской макаренковской ассоциации по взаимодействию с научно-педагогическими учреждениями.

Награждён медалью К.Ушинского, медалью им М. Скаткина, золотой медалью «За достижения в науке».

Главное для педагога-манипулятора – совершить тонкий акт перепрограммирования и добиться восприятия ребенком целей манипулятора как своих. Для этого существует достаточно известный и хорошо отработанный набор простых манипуляций. Встречаясь с воспитанниками, такой педагог занимает отстраненную «незаметную» позицию. Открыто и искренне заявляет, что он не знает, чем им нужно заняться, как найти выход из сложившейся ситуации и т.п. И приглашает всех питомцев предлагать свои идеи, способы решения проблемы, виды деятельности. Тем самым педагог избавляется от двух негативных «родимых пятен» авторитарной педагогики – пассивности и безответственности воспитанников, охотно делегирующих свою активность педагогу, четко ставящему цель предстоящей деятельности, определяющему формы, а значит, берущему на себя ответственность за конечный результат.

Из статьи «Лабиринты манипулятивной педагогики»

Награды и премии

  • Награждён медалью К. Д. Ушинского (2005)
  • Награждён медалью «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Удостоен Благодарности Комитета государственной Думы по образованию (2009)
  • Награждён Благотворительным фондом наследия Менделеева медалью «За службу образованию» (2009)
  • За большие заслуги в развитии исследований в области истории педагогической науки и образования награждён Почётной грамотой РАО (2010)
  • В 2014 году удостоен высшей награды Российской академии образования Золотой медали «За достижения в науке»
  • 15 апреля 2015 г. удостоен медали им. М.Н. Скаткина

Богуславский Михаил Соломонович (1 (13) мая 1886(18860513), место рождения посад Крюков Полтавской губернии - 1 февраля 1937, Москва) - советский государственный и партийный деятель.

Биография

Родился в посаде Крюкове Полтавской губернии, ныне в пределах города Кременчуга. Член Еврейской социалистической партии (1904-1908). Участник революции 1905-1907 гг.

После Февральской революции в 1917 г. стал одним из организаторов Кременчугского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, был избран заместителем председателя. Вступил в РСДРП(б). Был избран депутатом городской думы Кременчуга, стал членом Городской Управы. Делегат II-го Всероссийского съезда Советов.

В годы Гражданской войны - член II Украинского Учредительного собрания, председатель исполкома Кременчугского горсовета, и Воронежского горкома партии; ответственный секретарь ВУЦИК и Совета рабоче-крестьянской обороны Украинской ССР (1919). В дальнейшем возглавил союз печатников в г. Москве и вошел в ВЦСПС (с 1920). Заместитель председателя Моссовета (1922-1924), председатель Малого Совнаркома РСФСР (1924-1927), участник левой оппозиции в ВКП(б).

В декабре 1927 г. исключен из ВКП(б) и отправлен в Новосибирск, где работал заместителем председателя Сибирской краевой плановой комиссии. В 1930 г. после покаяния восстановлен в ВКП(б). В 1936 году работал начальником строительства Новосибирского завода горного оборудования.

5 августа 1936 года был арестован. Привлечен к сфабрикованному НКВД открытому политическому процессу «Параллельного антисоветского троцкистского центра». 30 января 1937 года приговорен к смертной казни. Расстрелян 1 февраля 1937 г. В сентябре 1987 года Пленум Верховного суда СССР отменил приговор, посмертно реабилитировав Богуславского .

Список литературы:

    Москва, расстрельные списки - Донской крематорий

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Богуславский,_Михаил_Соломонович



error: Контент защищен !!