"любовная лирика есенина" - сочинение. Особенность любовной лирики Есенина

Тема любви в лирике С. А. Есенина. Творчество великого русского поэта Сергея Алек­сандровича Есенина вдохновлено глубокой любовью к родине, к природе родной земли, которая для него всегда отождествлялась с душой истинно русского человека.

На мой взгляд, каждое стихотворение Есенина так или иначе воспевает родину поэта, в каждом своем произведении, даже посвященном любимой женщи­не, поэт неизменно обращает свой взор на родную зем­лю.

В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» (Из цикла «Персидские мотивы») поэт обращается к вос­точной девушке по имени Шаганэ. Он мечтает рас­сказать ей о красоте своей родной земли. И потому, что он «с севера, что ли», ему великолепный Шираз кажется не лучше «рязанских раздолий».

Лирический герой говорит о том, что его внеш­ность может рассказать о природе родного края: «эти волосы взял я у ржи», «про волнистую рожь при лу­не / По кудрям ты моим догадайся». Он скучает по родным местам - обращаясь к девушке, просит:

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Но тоскует герой не только по родным местам:

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

В другом стихотворении, относящемся к любов­ной лирике - «Не бродить, не мять в кустах багря­ных…», также все образы связаны с ликами родной природы.

Лирический герой Есенина, обращаясь к «ней», говорит о том, что любовная история безвозвратно за­кончилась: «Со снопом волос твоих овсяных / Ото- снилась ты мне навсегда». Он дает описание своей возлюбленной:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Лирический герой говорит об остывшем чувстве так: «Зерна глаз твоих осыпались, завяли, / Имя тон­кое растаяло, как звук». Но остались воспоминания о былом - «запах меда от невинных рук» в складках шали. Напоминает о любимой и звук «водяных пою­щих с ветром сот» на заре.

Иногда он слышит в шепоте вечера о том, что воз­любленная была «песней и мечтой». Лирический ге­рой с тоской повторяет о том, что назад возврата нет:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Таким образом, можно сделать вывод, что любов­ной лирики в общепринятом понимании в творчестве Есенина нет. Все чувства, рождающиеся в душе по­эта, воспринимаются и выражаются сквозь призму природных образов. Каждое сравнение обязательно восходит к эпитетам, описывающим природу. И в этом, как мне кажется, есть самобытность и осо­бенная красота лирики С. Есенина.

Любовь в жизни Сергея Есенина.

Любовная тема всегда была актуальной для поэтов, художников и музыкантов. О любви уже давно все сказано и написано, но, тем не менее, у всех людей разное представление об этом светлом чувстве. Вот почему тема любви всегда останется востребованной для творческих личностей.

В стихах талантливого поэта Сергея Есенина любовная тема присутствует даже в самых ранних его произведениях. Поначалу это были стихотворения, носящие характер поэтичной стилизованности и фольклорности. Например, таковым является стихотворение 1909 года «Подражание песне».

Данный стих похож на лирическую песню, сочиненную русским народом. В этом творческом периоде поэтической жизни поэта есть и другие лирические произведения, которые он посвятил Сардановской Анне – сестрице своего приятеля детских лет, а именно: «Зачем зовешь...», «Сыплет черемуха снегом…», «Выткался на озере алый свет зари…» . Душа поэта полна любви и ликования, нежными мечтаниями о свидании.

Потом в лирических стихах о любви возникнут мотивы, которые объединяют поэзию природы и любовную поэзию. Эти мотивы передают всю полноту духовности этого возвышенного чувства, а также его невинность. Например, в произведении «Зеленая прическа...» , которое было посвящено Кашиной Л. И., стройная девушка получает сравнение с березонькой, а ее косы сравниваются с веточками, причесанными гребнем луны. Эта «березка» повествует о пастушке, посещающем ее по ночам.

В целомудренном ключе должна была быть книга «Стихи о любви» , но цикл этих стихотворений так и не был им написан.
Другая разновидность любовного чувства представлена в цикле «Москва кабацкая». В начале двадцатых годов в душе поэта случился кризис из-за его метаний между царской и советской Россией и ощущения собственной ненужности. Утешался Есенин пьянством и разгульной жизнью. Казалось, что он не никогда не испытает возвышенной любви. В произведении «Письмо к женщине» поэт говорит, что хотел «себя сгубить в угаре пьяном».

Он стал относиться к чувству любви никак к чему-то возвышенному, а как к затягивающему омуту, называя любовь «заразой» и «чумой».

Поэт разочаровался в сердечных делах, поэтому пишет строчки, полные цинизма, вульгарности и грубости, называя женщину «паршивой сукой», а всех женщин – «собачьей сворой».

В этот период Есенин в первый раз в своих произведениях грубо высказывается в адрес женщины. Но все же герой его стихов цикла «Москва кабацкая » в конце-концов просит простить его. Он старается утешиться любовью и вылечить с ее помощью раны своей души.

Есенин посвятил цикл своих стихотворений «Любовь хулигана» Миклашевской Августе. Эта новая любовь исцеляла израненную и пустующую душу Сергея. Есенин становится окрыленным этим чувством, он снова вдохновлен, пишет прекрасные стихотворения и снова верит в это светлое, идеальное, возвышенное и прекрасное ощущение любви.

В произведении «Заметался пожар голубой…» автор признается, что он впервые поет о любви и «отрекается скандалить».
Теперь смысл его жизни состоит в любовании своей возлюбленной, смотреть в ее красивые золотисто-карие глазки, прикасаться к ее ручке и волосам. Герой доказывает, что хулиган тоже способен на любовь и может быть покорным. Любовь и возлюбленная стали смыслом всей жизни этого героя, он готов пойти за любимой на край света. Линия любви прослеживается и в стихотворном произведении «Ты такая ж простая, как все». Здесь любимая женщина видится герою произведения строгой иконой Божьей Матери.
В 1924 году Есенин поехал в Батуми. Там он познакомился с Тальян-Тертарьян Шаганэ. Это знакомство вдохновило Есенина на то, чтобы написать «Персидские мотивы». Он пишет стихи «Ты сказала, что Саади…», «Шаганэ ты, моя Шаганэ…», «Я спросил сегодня у менялы…».

Передают «Персидские мотивы» ностальгию Есенина. В этом лирическом цикле любовь к женщине и любовь к родной стране неразрывны. Герой цикла влюблен и чувствует себя счастливым, но помнит, что на Родине осталась другая девушка, которая похожа на эту, любимую, она, наверняка, вспоминает о нем.

Светлое чувство привело героя на юг. Но оно не в состоянии затмить его любовь к Родине и сильную тоску по ней.

Стихотворения последнего творческого периода жизни поэта выражают презрительность к ложным любовным чувствам, неприязнь к женскому обману. Есенин в своих стихах осудил лживых женщин. Он грезил о возвышенном, светлом, искреннем чувстве. Таков, например, стих «Листья падают, падают листья…». В нем герой устал от своей тяжелой судьбы и желает только нежной любви.
Стихи о любви выражают все оттенки чувств лирического героя. Эти произведения отражают и биографию самого автора. В стихах Есенина любой человек найдет свое собственное представление о любви.

Любовная тематика красной нитью проходит через все этапы творческого пути великого русского поэта. Сергей Александрович Есенин в каждую сочиненную строку словно вкладывал частичку своей души, выражая искреннюю любовь к родному краю, к природе, к людям. Его чувства, переживания, раздумья близки каждому читателю. Именно поэтому лирика Сергея Есенина по сей день остается горячо любимой и почитаемой среди представителей разных поколений.

С самого начала творческого пути в лирике поэта прочно закрепился образ родного края: любимого и незаменимого, согревающего сердце в самые тяжелые времена. Сельская жизнь, русский фольклор, девичий смех и красота российской природы – все это вдохновляло поэта, благодаря чему на свет появилось множество чудесных сочинений.

Любовь к родному краю стала основной темой творчества поэта. В стихотворении «Запели тесаные дроги» теплая искренняя любовь носит немного печальный оттенок, а вот в знаменитом «Гой ты, Русь моя родная» Есенин выражает восторг, радость и преданность Родине. Сергей Александрович не любил городскую жизнь, а воспевал лишь то, что близко к природе, к истокам культуры народа. В позднем творчестве такая любовь выражается в сожалении об ушедшем, а также в презрении к безбожию и нежелании жить по новым законам общества («Возвращение на Родину», «Русь советская»).

Любовь к России тесно перекликается в лирике Есенина с любовью к матери. Знаменитое стихотворение «Письмо матери» является напряженным лирическим монологом. В этом письме-послании, используя разговорную лексику, просторечья, жаргонизмы, метафоры в сочетании с высоким книжным стилем, автор выражает множество чувств, переполняющих его ранимое сердце: тревогу, боль, нежность, доверие, тоску. И это неудивительно, ведь порой только матери можно довериться и открыться.

В философской лирике Есенина прослеживается любовь к животному миру. Трагическое стихотворение «Лисица» показывает, как безжалостны люди к беззащитным животным. В произведениях «Корова», «Песнь о собаке» автор передает трагизм через восприятие самих животных. Для поэта животный мир – это важная часть природы, часть родного края, а значит его невозможно не любить.

Любовная лирика Сергея Есенина наполнена как радостными, так и печальными чувствами. Многие стихи посвящены конкретной женщине. Несмотря на то, что прекрасный пол не обделял вниманием талантливого поэта, а сам он трижды был женат, любовные стихотворения Есенина в большинстве своем носят трагический характер. Таковы «Письмо к женщине», «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Ну целуй меня, целуй» и другие.

Любовь для поэта становится не просто источником вдохновения, но и смыслом жизни. Это проявляется во всех сферах его творчества, наполненного гаммой истинно человеческих чувств, которые переживал сам Сергей Есенин и которые переживает каждый человек, познакомившись с его лирикой. Поэт воспевал искреннюю, чистую, возвышенную любовь, и, наверняка, верил, что именно она победит все печали и невзгоды.

Сочинение Любовь в творчестве и лирике Есенина

Великий поэт, который родился в России того времени, был очень талантливым. Есенин, так как это был он, с того самого момента, как стал писать свои прекрасные произведения, вкладывал в них всю свою душу. Он любил свой край, любил родных людей, а также, часто питал возвышенные чувства просто ко всем людям на земле, так как он был немного гуманист. Когда он писал о чем либо, о своих чувствах, или о чем-либо другом, все свои эмоции, которые он передавал в строках, он адресовывал к своим читателям.

Любовь – это была самая главная тема во всех произведениях Есенина. Потому что,как было сказано выше, он был очень гуманным, то есть любил людей, природу и все вокруг, и не питал ненависти ко всему миру, как иногда преследуется это у некоторых поэтов и писателей. Но больше всего наверно, он любил собственный край – такой красивый, такой процветающий, всю природу вокруг, такую романтичную и таинственную.

Родной край для Есенина был очень важным фактором в жизни, именно потому он часто упоминает в своих стихотворениях природу вокруг, описывая все ее красоты, а также, те эмоции и чувства, которые он питает по отношению к ней. Именно потому, читая его произведения, на душе становиться как-то более радостно, намного милее. Начинаешь представлять этот, как будто бы неземной край – такой родной поэту. Природа – всегда была родной поэту Есенину. Ведь даже она была –как оживленный герой в его стихотворениях. Она жила, чувствовала боль, радость и спокойствие.

Иногда в произведениях Есенина преследуется такие эмоции, как печаль, горесть по отношению к природе Руси. Не всегда, как оказалось, Есенин выражал восторг и радость, иногда в его строках в стихотворениях проскальзывает печаль, и даже иногда – боль.

Кроме темы любви по отношению к природе, Есенин высказывал в своих произведениях любовь и к Руси, такой величественной, и вместе с тем – простой. Россия для чувствительного поэта была отождествлена с образом матери, нежной и любящей. Именно потому Есенин иногда печалиться о том, что прошлое ушло, и не вернется никогда.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Гробовщика Андриана Прохорова в рассказе Пушкина Гробовщик

    Андриан Прохоров является единственным главным героем произведения, вошедшего в цикл «Повести Белкина».

  • Образ учителя Харлампия Диогеновича в повести Тринадцатый подвиг Искандера

    Название рассказа – цитата этого героя. Собственно, рассказ о нём. Это ведь воспоминания писателя о своих школьных годах и конкретном случае, в котором судьей стал этот самый учитель математики.

  • Характеристика Тибальта в Ромео и Джульетте Шекспира сочинение

    Тибальт является одним из второстепенных персонажей всемирно известной классической пьесы Уильяма Шекспира, трагедии под названием «Ромео и Джульетта».

  • Особенности языка и стиля Лескова

    Творчество писателя отличается своеобразной манерой изложения с использованием собственного стиля повествования, позволяющего с величайшей точностью передавать народные речевые мотивы.

  • Сочинение Образ Лели и ее характеристика в рассказе Елка Зощенко

    Одним из основных персонажей произведения является семилетняя девочка по имени Леля, представленная писателем в образе старшей сестры Миньки, мальчика пяти лет.

Есенин раскрывается в своих стихах. Он дает возможность каждому, кто читает поэмы, заглянуть прямо в душу одному из самых гениальных людей России того времени.

Биография поэта

Сергей Есенин (3 октября) в 1895 году в Рязанской губернии, а умер 28 декабря в 1925 г. в Ленинграде. Всю жизнь он страстно любил свою родину, что, безусловно, прослеживается во многих его стихах. Страна вдохновляла его на лирику.

Жители России становились героями в поэмах. Зачастую он описывал простую крестьянскую жизнь.

В отличие от того же Некрасова, Сергей Александрович знал о крестьянских проблемах не понаслышке, поскольку и сам был в том же положении.

Судьба была к нему благосклонна, и в 1904 году мальчик отправился постигать основы наук в земское училище Константинова. Затем продолжил обучение в церковноприходской школе. Закончив ее, Есенин собрал вещи и переехал в Москву. Там он поначалу работал в лавке у мясника, потом в типографии. При этом не забывал про обучение. Был вольнослушателем в Народном университете им. Шанявского, где посещал курсы истории и философии.

Начало поэтической жизни

Работа в типографии позволяла знакомиться с писателями и поэтами, которые приходили издаваться. Его первые стихотворения опубликовал журнал “Мирок” в 1914 году. Его не смутило то, что пришлось писать на детскую тематику. Любовь в лирике Есенина проявилась позже.

В 1915 году его впервые услышали Городецкий и Блок. А годом позже его забрали в армию. Шла война, на которой он стал санитаром. В то же время вышел первый сборник стихов «Радуница», принесший ему популярность.

Есенина любила императрица Александра Федоровна и ее дети. Он выступал перед ними в Царском Селе.

Новая эра

В начале 20-х годов молодой Сергей Александрович открывает для себя имажинизм и становится его представителем.

После поездки по Средней Азии увлекся восточными мотивами, песнями, стихами.

В двадцать первом году происходит событие, которое меняет его жизнь. Он влюбляется в Айседору Дункан, танцовщицу, на которой через полгода женится. После свадьбы они уехали за границу и там провели В Америке пара задержалась на четыре месяца.

Вскоре по возвращении брак распался.

Есенин посвятил себя издательскому делу и небольшому книжному магазинчику. До самой смерти много путешествовал.

Последние годы

В последние годы на него заводили несколько уголовных дел за драки, пьянство, неприличное поведение.

Советское правительство старалось поддерживать Есенина, считая его гением того времени. Раковский советовал Дзержинскому отправить поэта в санаторий, где того вылечат от пьянства.

В 1925 году Сергея Александровича удалось заставить лечь в больницу. Но в декабре того же года он выписался, взял все деньги из своих сбережений и уехал в Ленинград. Там он встречался с видными писателями и литераторами, жил в дорогой гостинице.

Есенин страдал от депрессии. И в той же гостинице, написав пару строчек нового стихотворения, он повесился.

Тема любви в лирике Есенина

Сергей Александрович был не просто поэтом, он был художником и даже музыкантом. Такая чувственная натура артиста страдала от одиночества. Он был женат три раза. Менял одну любовницу за другой. Ни одна не принесла ему долгожданного счастья.

Но все они были в свое время откровением для поэта. Каждая становилась музой.

Тема любви в лирике Есенина не была похожа на те же переживания у других. Автор сделал ее актуальной и очень интимной.

Эта тема начала звучать с самого начала в его поэмах. В первых стилизованных под фольклор произведениях вроде «Подражания песне» он наслаждается желанием быть любимым, возможностью украсть поцелуй девушки. Стихотворение больше напоминает лирический напев.

Юная любовь в творчестве Есенина

Первые произведения он посвящал Анне Сардановской. В них Есенин предчувствует радость предстоящей встречи.

Тема любви в творчестве Есенина позже стала смешиваться с восторгом от природы его страны. Он наделяет цветы, деревья, природные явления характерными женскими обличьями. К примеру, Кашину он сравнивает с невинной юной березой. Длинные косы ее причесывает луна. И в то же время в стихотворении рассказывается о том, как пастушок приходит к дереву, что превращается метафорически в девушку. Он обнимает ее за оголенные коленки. Но ухаживания эти невинны.

Книга Есенина «Стихи о любви» тоже пропитана целомудренными чувствами. Она не получила должного внимания и не была опубликована. А затем тема любви в стихотворениях Есенина начала преображаться. Она видоизменилась.

Есенин на перекрестке

Меняется его настроение в «Москве кабацкой». Мало того что Есенин переживал трудности в личном плане. Менялась Россия. Возникало абсолютно новое государство, с другими моральными ценностями. Ему казалось, что больше никому его творчество не понадобится.

В то же время поэт начал искать утешения в алкоголе. Он попробовал заглушить боль, и ему ненадолго стало легче. С тех пор Есенин не мог себе отказать.

Опьянелый от вина, он утратил свою невинность взглядов. Поэт пишет «Письмо к женщине», ставшее его исповедью, признанием в том, что напивается из-за страданий.

Тема любви в творчестве Есенина превращается отныне из божественного знака в чуму, в болезнь. И он становится циником, видящим лишь плотские проявления чего-то ранее святого.

Женщины превращаются в собачью свору, готовую загрызть его. Но в конце стихотворения поэт описывает, что не в силах сдерживать слезы, и просит прощения.

Сергей старается заглушить собственную боль любовью. Тема любви в поэзии Есенина становится лекарством. И снова его произведения становятся окрыленными и преисполненными надежд.

Новая любовь

У него появляется новая муза - Августа Миклашевская. Она исцеляет Есенина, дает возможность творить. У поэта рождается цикл стихов «Любовь хулигана». Он опять идеализирует некогда ненавистное чувство.

Ярким примером этого периода жизни можно назвать стих «Заметался пожар голубой». Есенин уверяет, что для него это чувство возникло как впервые, и он теперь не хочет скандалов и ссор. Алкоголь забыт. Жизнь окрасилась в яркие краски. Тема любви в лирике Есенина преобразилась. Себя поэт сравнивал с хулиганом, которого приручили.

Августа стала его новым смыслом. Он сравнивал ее даже с Богоматерью.

А в 1924 году у поэта наступает новый виток в жизни. Он знакомится в Батуми с другой музой, Шаганэ. Ей лирик посвятил множество стихов. Для нее создал «Персидские мотивы». Все они словно одно признание своих чувств.

Он писал о том, что не знает персидского, но язык не помеха. Тема любви в поэзии Есенина понятна для всех. В этом сборнике светлое чувство смешивается с ностальгией по родному дому.

В нем сражаются две стороны. Одна из них сходит с ума по девушке, вторая не может оставить Родину.

Финальные аккорды лирики

Есенин после многих попыток обрести любовь, окончательно в ней разочаровывается. Последние стихи больше пропитаны ненавистью к светлому чувству, иронией, цинизмом. Он подмечает лишь неискренность в женском поле, видит его лукавство. В одном из стихов Есенин называет дам пустыми.

До последнего момента он верил, что может встретить свою мечту, настоящее чувство. Ему хотелось увидеть идеал. В стихотворении «Листья падают, падают листья» звучит не столько отчаяние, сколько желание быть любимым, отдаться любви, повстречать чистую девушку, с которой можно прожить до конца дней. Есенину хотелось успокоиться. И он искал ту, которая могла бы излечить раны повидавшего многое поэта.

Лирика Есенина передает читателям полную и подлинную гамму его чувств. В ней нет лжи. Она целиком соответствует биографии поэта. Все его эмоции были выплеснуты на бумагу. Казалось, что Есенин ничего не утаивал от других. Он жил, словно открытая рана.

Возможно, именно поэтому его поэзия до сих пор остается такой актуальной. Она всегда будет популярной, любимой многими. Ведь он говорил для людей и о человеческих чувствах.

Поэт понимал это. Тема любви в лирике Есенина доступна и понятна каждому. Все ее переживают. Большинство страдает от каких-то проблем.

Любовь к России

Виды любовной лирики бывают разными. Она может быть адресована к родным, к близким, а может относиться и к целому государству.

Есенин был любимым поэтом для императорской семьи, а позже стал народным достоянием при советском обществе. Как так могло произойти?

Все дело в том, что он говорил общим языком с народом. Тема любви в была наполнена признательностью к своей стране. Он не один раз пожертвовал личным счастьем ради нее.

Чаще всего Родина отвечала ему взаимностью.

Сергей Александрович как-то подметил, что вся лирика его живет только благодаря любви к России. В его поэзии это название встречается, возможно, чаще, чем все остальные.

Есенин не уставал делать признания в своих чувствах к Руси. Эта любовь легла в основу всех его жизненных деяний. Она оказалась сильнее, чем сам поэт.

Все, что ощущал Есенин, что окружало его, и было Родиной. Ему сложно давалось отделить одну тему от другой. Любовь к своему государству вплеталось в другие сюжеты. Очень часто она соединялась с женскими образами и становилась еще более личной.

К примеру, в его строках про осень описывается девушка, «выпитая» другими, с усталостью в глазах.

Природа России всегда была для Есенина чем-то живым, с душой и сердцем. Животные и деревья, времена года становятся такими же важными, как и образы женщин.

Быть может, только эта красота, нежность окружающей среды удерживала долгое время депрессию, которую испытывал Сергей Есенин. Тема стала его отдушиной.

Поэт и политика

В своей любви он не был слеп. Сергей Александрович видел порочность труда крестьян, их нелегкую жизнь. стала для него небывалым достижением, прогрессом. Он надеялся на изменения.

Есенин разочарован тем, что к власти приходят не эсеры, а большевики, и культурой перестают интересоваться.

Со временем поэт предпринимал попытки смириться и полюбить новую власть. У него практически получилось это после поездки в Америку. Но поздние стихи свидетельствуют о том, что он прекрасно помнит те времена, когда власть принадлежала монархии, и ему тяжело угнаться за прогрессом.

Урок № 38

Тема: Любовная тема в лирике С. А. Есенина

Дата:

Цель:

Обучающая: проанализировать любовную лирику С. Есенина, показать динамику развития любовной лирики, динамику развития чувств и переживаний лирического героя; исследовать цветоизображения в лирике Есенина на разных этапах творчества;

Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения;

Воспитательная: воспитывать интерес к произведениям русской литературы, уважение к культуре народа.

Тип урока: поисково-исследовательский

Формы работы учащихся: работа исследовательских групп

Оборудование: проектор, компьютер, презентация

Ход урока

1. Вхождение в тему урока (2 мин)

На доске - эпиграф: «Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют»

С.Есенин

Учитель читает стихотворение:

В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёзы и синь рассвет.
Что-то есть и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут - «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…

Дорогие ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с лирикой Сергея Есенина. Творчество каждого поэта - многогранно, и тематика его разнообразна. На прошлом уроке мы говорили о том, как отразилась в стихах Есенина тема Родины. Сегодняшняя наша тема - это любовная лирика С. Есенина. Запишите в тетрадь тему урока.

Давайте подумаем и решим, какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

2. Создания условий для осознанного восприятия нового материала (3 мин)

2.1. Мотивация учебной деятельности

Ученики по очереди читают высказывания о любви великих поэтов.

Учитель: Так что же общего у этих великих строк?

(Ответы учащихся)

Безусловно, тема любви во все века, во все времена интересовала людей, не оставляла равнодушным практически никого. Да и как иначе, без любви не было бы и жизни.

2.2. Работа над проблемным вопросом

Учитель: Теперь, когда мы проанализировали высказывания поэтов и писателей о любви, давайте попробуем ответить: любовь - это награда или наказание?

(Ответы учащихся)

Предлагаю в процессе урока решить, чем же она являлась для Сергея Есенина.

«Я сердцем никогда не лгу», - сказал о себе Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, «ходит по мукам» сама русская душа. Предметом нашего разговора станут стихотворения Есенина о любви.

3. Вхождение в текст (2 мин)

Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы с вами сформировали три экспертные группы, каждая из которых должна была исследовать свой этап развития любовной лирики Сергея Есенина. Исследователи разделили творчество Есенина по временам года. Итак, какие четыре периода мы можем выделить? Запишите в тетрадь:

1.1914-1917г.г. - весна

2.1917-1919г.г.- лето

3.1919-середина1925г - осень

4.вторая половина 1925г.- зима.

4. Работа исследовательских групп (25 мин)

Учитель: Любовные мотивы возникли еще в ученических дебютах поэта, на втором году его пребывания в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках. А вдохновила Есенина Анна Сардановская, сестра его друга. Итак, слово первой экспертной группе, которая анализировала творчество Есенина 1914-1917 годов.

Доклад 1 экспертной группы:

Ученик 1: С Анной Сардановской Есенин подружился еще до отъезда в Спас-Клепики. Приезжая летом в родное село, он часто встречался с ней. Константиновские старожилы вспоминают, как “однажды летним вечером Анна и Сергей, раскрасневшиеся, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили бывшую там монашенку разнять их, говоря:”Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться. Разними нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом”. Первой нарушила “договор” Анна. Приехав из Москвы, Есенин написал письмо, попросив все ту же монашенку передать его Анне, которая после замужества жила в соседнем селе. Та, отдавая письмо, спросила:”Что Сережа пишет?” Анна с грустью в голосе сказала: ”Он, матушка, просит тебя взять пук хвороста и бить меня, сколько у тебя хватит сил”.

Ученик 2: За горами, за желтыми долами...

За горами , за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь —

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом Спасителя

За погибшую душу мою.

Ученик 3: Анна Сардановская ненадолго заняла место в сердце поэта, но память об этом увлечении осталась на годы. Уже зрелым поэтом, спустя 4 года после расставания, Есенин посвятил ей эти стихи. В 1916 году они были напечатаны. Характерная черта этого стихотворения, как и других стихов о любви этих лет, - полное отсутствие реалий, связанных с прошедшими встречами и с пережитым чувством. Героиня стихотворения - бедная странница, которую лирический герой призывает помолиться за его погибшую душу. Эти стихи проникнуты светлой грустью о несбывшемся. Здесь и предчувствие трагической судьбы поэта: Помолись пред ликом спасителя За погибшую душу мою.

Ученик 1: В 1912 году семнадцатилетний деревенский парень Сережа Есенин приехал покорять Москву и вскоре устроился работать в типографию Сытина корректором. В своем коричневом костюме и ярко-зеленом галстуке он выглядел по-городскому: не стыдно и в редакцию зайти, и с барышней познакомиться. Но в редакции его стихи печатать не хотели, а барышни смеялись над его говором, галстуком и независимыми манерами. Только курсистка Аня, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. В 1914 году Сергей Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой. Молодые сняли комнатку и начали семейную жизнь. Изряднова стала матерью первого сына поэта, Юрия, который родился в Москве 21 января 1915 года. В марте Есенин уехал в Петроград за славой. Они расстались. В последний раз Анна Изряднова видела его перед роковой поездкой в Ленинград осенью 1925 года. «Сказал, что пришел проститься, просил не баловать, беречь сына». Не уберегла. Есенин Юрий Сергеевич, техник-авиаконструктор, был расстрелян 27 июня 1937 года в Москве по обвинению в подготовке покушения на Сталина.

Ученик 3: Анне Изрядновой поэт посвятил стихотворение «Гаснут красные крылья заката…» (1916 год).

Гаснут красные крылья заката ,

Тихо дремлют в тумане плетни.

Не тоскуй, моя белая хата,

Что опять мы одни и одни.

Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймённые синью рога.

Не пошел я за ней и не вышел

Провожать за глухие стога.

Знаю, годы тревогу заглушат.

Эта боль, как и годы, пройдет.

И уста, и невинную душу

Для другого она бережет.

Не силен тот, кто радости просит,

Только гордые в силе живут.

А другой изомнет и забросит,

Как изъеденный сырью хомут.

Не с тоски я судьбы поджидаю,

Будет злобно крутить пороша.

И придет она к нашему краю

Обогреть своего малыша.

Снимет шубу и шали развяжет,

Примостится со мной у огня...

И спокойно и ласково скажет,

Что ребенок похож на меня.

Учитель: Спасибо первой исследовательской группе. Ребята, давайте проанализируем, что мы можем сказать о настроении ранней лирики Есенина? Какова его любовь? Какие образы вас особенно затронули? Какие цвета преобладают в стихотворениях?

(Ответы учащихся)

Учитель: Слово предоставляется второй экспертной группе, которая анализировала любовную лирику Есенина 1917-1919 годов.

Доклад второй экспертной группы:

Ученик 1: Однажды летом 1917 года Есенин с приятелем зашли в редакцию газеты «Дело народа», где Сергей познакомился с секретаршей Зиночкой. Зинаида Райх была редкая красавица. Таких он еще не видел. Умная, образованная, окруженная поклонниками, она мечтала о сцене. Уж как он уговорил ее поехать с ним на Север?! Они обвенчались в маленькой церквушке под Вологдой, искренне веря, что будут жить долго, счастливо и умрут в один день. Вернувшись, поселились у Зинаиды. Ее заработка хватало на двоих, и она старалась создать Сереже все условия для творчества. Есенин был ревнив. Порой он становился просто невыносим, устраивая беременной жене безобразные скандалы.

Ученик 2: В 1918 году семейство Есениных покинуло Петроград. Зинаида поехала в Орел к родителям рожать, а Сергей вместе с другом снял в центре Москвы комнатенку, где зажил по-холостяцки: попойки, женщины, стихи… Дочь родилась в мае 1918 года. Зинаида назвала ее в честь матери Сергея — Татьяной. Но когда жена с маленькой Танечкой приехали в Москву, Сергей их встретил так, что уже на следующий день Зинаида уехала обратно. Потом Есенин просил прощения, они мирились, и опять начинались скандалы. После того как он избил ее, беременную вторым ребенком, Зинаида сбежала от него к родителям окончательно. Сын был назван Костей в честь села Константиново, где родился Есенин. Впоследствии Зинаида стала актрисой в театре знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. В октябре 1921 года Есенин и Зинаида официально развелись, она вышла замуж за Мейерхольда. Знаменитый режиссер воспитывал Костика и Танечку, а Есенин в доказательство любви к детям носил их фотографию в нагрудном кармане. Есенин сохранил в своей душе мучительную любовь к бывшей жене, любовь - ненависть к женщине, которую «легко отдал другому». Всё это нашло отражение в стихотворении «Письмо к женщине»

Ученик 1: Прошу обратить внимание на экран. Стихотворение «Письмо к женщине» читает Сергей Безруков.

(видеофрагмент)

Это стихотворение было написано в 1924 году, хотя события, о которых вспоминает поэт, происходили в 1919 году. Разрыв с женой положил начало новому периоду любовной лирики поэта.

Учитель: Спасибо второй группе. Ребята, теперь давайте ответим на вопрос: что отличает лирику Есенина второго периода? Какие цвета преобладают? Что можем сказать об образах произведения?

Слово предоставляется третьей экспертной группе, которая анализировала «осенний» и «зимний» периоды творчества Есенина.

Доклад третьей экспертной группы:

Ученик 1: Великую американскую танцовщицу Айседору Дункан называли «царицей жеста». Она родилась в Сан-Франциско, мать её преподавала музыку, отец - древние языки. Однажды великую американскую балерину Айседору Дункан, приехавшую в 1921 году в Россию, пригласили на творческий вечер. Именно здесь она и встретила Сергея Есенина. Это была любовь с первого взгляда, кипучая страсть, ураган. И не важно, что Айседора почти не говорила по-русски, а Сергей не знал английского. Они понимали друг друга без слов, потому что были похожи — талантливы, эмоциональны, бесшабашны. В мае 1922 года Есенин и Дункан зарегистрировали брак и уехали сначала в Европу, затем в Америку. Но там он из великого поэта стал просто мужем Дункан. От этого злился, пил, гулял, бил, потом каялся и объяснялся в любви. В Советской России ему было очень тяжело, а без России — невозможно. И чета Есениных — Дункан вернулась обратно. Она чувствовала, что брак разваливается, безумно ревновала и мучилась. Отправившись на гастроли в Крым, Айседора ждала там Сергея, который обещал вскоре приехать. Но вместо него пришла телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив. Есенин».

Ученик 2: Любовь к Айседоре Дункан не нашла отражения в творчестве
Есенина, если не считать беглого упоминания в последней поэме
«Черный человек»:
«И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

Стихи же «Москвы кабацкой» не имели прямых адресатов. Женщины, к которым обращался в них поэт, были безымянны.

Вдруг Есенину улыбнулось счастье. Летом 1923 г. Есенин и его друзья отпраздновали помолвку с артисткой камерного театра Августиной Миклашевской — красивой и талантливой актрисой Московского Камерного театра. И действительно Есенин снова начал творить. Он много произведений посвятил Миклашевской. Но брак не удался. Ей посвящено 7 стихотворений из цикла «Любовь хулигана».

Ученик 3: Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

Был я весь как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось петь и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь лёгкая, нежный стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цвета в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Ученик 4: На Кавказе, в 1924 году Есенин знакомится с Шаганэ Тальян. Шаганэ отличалась необыкновенной красотой, и с нее писал поэт свою персиянку. Расставаясь с ней, Есенин преподнес ей книгу своих стихов с надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне». В «Персидских мотивах» поэт создал образ поэтический, изображая поэтическую влюбленность.

Шаганэ ты моя , Шаганэ !

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли?

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Ученик 1: Вторая половина 1925 года - период черно-белой зимы в любовной лирике Сергея Есенина. Рядом с поэтом его друг и любящая женщина Галина Бениславская. Так беззаветно, как любила Галина, редко любят. Есенин считал ее самым близким другом, но не видел в ней женщину. Галина считала его своим мужем, он же говорил ей: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю…»

Ученик 2: Последние стихи любовной лирики посвящены Софье Андреевна Толстой, внучке Льва Николаевича Толстого. В начале марта 1925 года на домашней вечеринке у Галины Бениславской поэт познакомился с Софьей Андреевной. Она была человеком незаурядным, многое унаследовала от своего великого деда.
В июне 1925 года Есенин женился на С.А.Толстой и переехал к ней на Остроженку, в большую мрачноватую квартиру со старинной, громоздкой мебелью. Там было много портретов и музейных реликвий. Но и в этом браке он не был счастлив, а квартира просто тяготила его.

Ученик 3: В последний период в любовной лирике присутствуют черно-белые цвета. С одной стороны, предчувствие трагического конца, с другой стороны, мечта о чистой, возвышающей любви,
Чтоб глазами она васильковыми
Только мне-
Не кому-нибудь -
И словами и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.

Так писал он в стихотворении «Листья падают, листья падают…» Любовь в последних стихах поэта представлена как убежище от метелей и бед, как подарок судьбы.

Ученик 1: Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?

С отягченными веками
Я смотрю и смотрю на луну.
Вот опять петухи кукарекнули
В обосененную тишину.

Предрассветное. Синее. Раннее.
И летающих звезд благодать.
Загадать бы какое желание,
Да не знаю, чего пожелать.

Что желать под житейскою ношею,
Проклиная удел свой и дом?
Я хотел бы теперь хорошую
Видеть девушку под окном.

Чтоб с глазами она васильковыми
Только мне —
Не кому-нибудь —
И словами и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.

Чтоб под этою белою лунностью,
Принимая счастливый удел,
Я над песней не таял, не млел
И с чужою веселою юностью
О своей никогда не жалел.

Учитель: Скажите, как изменилось творчество Есенина в период «зимы» и «осени»? Что можем сказать об изменениях в цветовой гамме?

5. Проверка полученных результатов (5 мин)

5.1. Слово учителя

«Что случилось? Что со мною сталось? Каждый день я у других колен», — писал он о себе. И отчего-то чувствовал свою скорую смерть:

«Я знаю, знаю. Скоро, скоро,

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придется так же мне».

Это писал 30-летний красавец, недавно женившийся на обожавшей его милой и умной девушке, поэт, чьи сборники разлетались прямо из типографии.

Все кончилось 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер». Сергея Есенина нашли мертвым. Его последнее стихотворение, по преданию, было написано кровью…

«До свиданья, друг мой, до свиданья…»

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Все его жены, кроме Айседоры, которая была в Париже, присутствовали на похоронах.

5.2. Работа в парах

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с пронзительными, волшебными, чуткими стихотворениями Сергея Есенина, посвященными теме любви. Думаю, за эти несколько уроков вы достаточно узнали и прониклись легким, понятным, образным стилем поэта. Предлагаю вам небольшое задание. Перед вами - карточки с отрывками из стихотворений о любви поэтов Серебряного века. Постарайтесь по стилю узнать, какие из них принадлежат перу Есенина. Аргументируйте ваш ответ.

Ключ: 1. Анна Ахматова «Божий ангел, зимним утром» 2,5,7 Есенин «Ты плакала в вечерней тишине», «Письмо матери», «Несказанное, синее, нежное» 3. Блок «Ты твердишь, что я холоден» 4. Гумилев «Однообразные, мелькают…» 6. Брюсов «Да, можно любить, ненавидя»

6. Рефлексия (5 мин)

Так давайте же ответим на вопрос, поставленный в начале нашего урока. Чем стала любовь для Сергея Есенина, наградой или наказанием?

(Ответы учащихся)

Женщин, любивших Есенина, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство…»
А современник С. Есенина, поэт Николай Тихонов предсказал…
«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня… Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

Предлагаю в заключение нашего урока послушать романс на стихи Сергея Есенина из цикла «Москва кабацкая».

(В исполнении Александра Малинина).

7. Оценка и самооценка (2 мин)

Ребята, вы сегодня отлично поработали. Каждая группа подготовила интересный материал. Давайте оценим работу друг друга. Первая группа оценивает работу второй, вторая - третьей, а третья - первой. Какие баллы вы бы друг другу поставили?

8. Домашнее задание (1 мин)

Мы сегодня много узнали о любовной лирике Сергея Есенина. Предлагаю вам дома написать эссе на тему: «О чем я думаю, читая стихотворения Есенина о любви?» Спасибо за урок!



error: Контент защищен !!