Тест-опросник механизмов психологической защиты «индекс жизненного стиля», «life style index» (lsi) (плутчик, г.келлерман, х.р.конте, адаптация е.с.романова, л.р.гребенников). Тест защитные механизмы

Шкалы: механизм психологической защиты отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

Назначение теста

Выявление особенностей функционирования механизмов психологической защиты индивида (группы).

Описание теста

Тест-опросник для измерения степени использования индивидом (группой) различных механизмов защиты был разработан Р.Плутчиком в соавторстве с Г.Келлерманом и Х.Р.Контом в 1979 году.

Механизмы психологической защиты понимаются как производные эмоций, поскольку каждая из основных защит онтогенетически развивалась для сдерживания одной из базисных эмоций. Предполагается, что существует восемь базисных защит, которые тесно связаны с восемью базисными эмоциями психоэволюционной теории. Эти защиты должны иметь специфические отношения сходства — различия друг с другом. Более того, существование защит должно обеспечить возможность косвенного измерения уровней внутриличностного конфликта, т.е. дезадаптированные индивиды должны использовать защиты в большей степени, чем адаптированные испытуемые.

Материал: бланк обследования, авторучка или карандаш. Унифицированный бланк обследования включает графы, предназначенные для фамилии, инициалов, возраста и пола испытуемого, а также текущей даты. Они заполняются самим испытуемым. Если проводится анонимное групповое исследование, фамилия и инициалы записываются по желанию. Затем следует инструкция по заполнению бланка, которую, кроме того, сообщает экспериментатор. Тест содержит 97 стимульных утверждений, расположенных в бланке в два столбца сверху вниз под соответствующими номерами. При прочтении экспериментатором очередного стимульного утверждения испытуемому предлагается сделать отметку напротив соответствующего номера в левой крайней графе «Нет», если утверждение не характерно для него. Если испытуемый считает, что данное утверждение характерно для него, ему следует сделать отметку в одной из находящихся правее колонок «Да», помеченной скобками и находящейся на одной пунктирной линии с соответствующим номером.

Бланк обследования является одновременно и ключом, поскольку восемь колонок «Да» соответствуют восьми шкалам механизмов защиты, накапливающим только утвердительные ответы. В правом верхнем углу бланка имеется таблица для суммарных «сырых» баллов по каждой шкале, соответствующих средненормативным показателям и процентильным шкальным оценкам, которые определяются по таблице процентилей, рассчитанных на базе данных выборки стандартизации.

Инструкция к тесту

Вам будут предъявляться утверждения, касающиеся состояния вашего здоровья и вашего характера. Читайте каждое утверждение и решайте, верно ли оно по отношению к вам. Не тратьте времени на раздумье. Наиболее естественна та реакция, которая первой приходит в голову. Если вы решили, что утверждение верно, поставьте справа от номера вопроса число "1"; если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте справа от номера вопроса число "0". При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным.

Процедура тестирования: после сообщения инструкции экспериментатор должен убедиться, что она адекватно понята, и в случае необходимости сделать дополнительные пояснения. Затем экспериментатор в среднем темпе поочередно зачитывает стимульные утверждения теста, наблюдая за действиями испытуемого/испытуемых и оказывая помощь в случае затруднений. Время тестирования 15-30 минут.

Возрастной диапазон применения: от 14 лет и выше.

Тест

1. Я человек, с которым очень легко поладить.
2. Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать.
3. Всегда был такой человек, на которого я хотел бы походить.
4. Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком.
5. Мне противны непристойные кинофильмы.
6. Я редко помню свои сны.
7. Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство.
8. Иногда у меня возникает желание пробить кулаком стену.
9. Меня сильно раздражает, когда люди рисуются.
10. В своих фантазиях я всегда главный герой.
11. У меня не очень хорошая память на лица.
12. Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней.
13. Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре.
14. Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.
15. Когда в толпе кто-то толкает меня, я испытываю желание ответить тем же.
16. Многое во мне восхищает людей.
17. Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь.
18. Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство.
19. Друзья почти никогда не подводят меня.
20. Мне случалось думать о самоубийстве.
21. Меня оскорбляют непристойные шутки.
22. Я всегда вижу светлые стороны вещей.
23. Я ненавижу недоброжелательных людей.
24. Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-то сделать, то я нарочно хочу сделать это, чтобы доказать ему неправоту.
25. Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей.
26. Я склонен к излишней импульсивности.
27. Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость.
28. Я ни к кому не отношусь с предубеждением.
29. Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно.
30. Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям.
31. Иногда мне хочется увидеть конец света.
32. Порнография отвратительна.
33. Иногда, будучи расстроен, я ем больше обычного.
34. У меня нет врагов.
35. Я не очень хорошо помню свое детство.
36. Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым.
37. В своих фантазиях я совершаю великие дела.
38. Большинство людей раздражают меня, потому что они слишком эгоистичны.
39. Прикосновение к чему-либо склизкому вызывает во мне омерзение.
40. У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения.
41. Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим.
42. Я не скоро замечаю дурное в людях.
43. Когда я читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня.
44. Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать.
45. Я испытываю сильную потребность в комплиментах.
46. Сексуальная невоздержанность отвратительна.
47. Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом.
48. Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею.
49. Когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти не волнует меня.
50. В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи людей.
51. Большинство окружающих считают меня очень интересным человеком.
52. Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры.
53. Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения.
54. Я склонен часто противоречить людям.
55. Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют.
56. По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи.
57. В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь избегать щекотливых тем.
58. Когда у меня что-то не получается, мне иногда хочется плакать.
59. Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи.
60. Когда кто-то толкает меня, я испытываю сильное негодование.
61. Я выбрасываю из головы то, что мне не нравится.
62. В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны.
63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.
64. Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей.
65. В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях.
66. Меня не слишком раздражает детский плач.
67. Мне случалось так разозлиться, что я готов был перебить все вдребезги.
68. Я всегда оптимистичен.
69. Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания.
70. Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране.
71. Я часто испытываю чувство ревности.
72. Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм.
73. Неприятно то, что людям, как правило, нельзя доверять.
74. Я готов почти на все, чтобы произвести хорошее впечатление.
75. Я никогда не бывал панически испуган.
76. Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик.
77. Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей.
78. Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние.
79. Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют.
80. Я никогда не позволяю себе терять самообладание.
81. Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох.
82. Кажется, некоторые из моих знакомых завидуют моему умению жить.
83. Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-нибудь, что я неумышленно причинял себе боль.
84. Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно.
85. Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы.
86. Когда я расстроен, я иногда веду себя по-детски.
87. Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.
88. Когда я бываю в отъезде и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому.
89. Когда я слышу о жестокостях, это не слишком глубоко трогает меня.
90. Я легко переношу критику и замечания.
91. Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи.
92. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.
93. Я не могу переживать свои неудачи в одиночку.
94. К счастью, у меня меньше проблем, чем имеет большинство людей.
95. Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.
96. Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.
97. Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат.

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала № вопроса (подсчет только ответов «да»)
А - Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94
В - Подавление 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89,
С - Регрессия 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95,
D - Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74,
Е - Проекция 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96,
F - Замещение 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97
G - Интеллектуализация 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87,
H - Реактивное образование5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79,

После подсчета суммарных «сырых» баллов по каждой шкале экспериментатор может сравнить их со средненормативными показателями по выборке стандартизации (x ± стандартное отклонение) или по таблице процентилей перевести «сырые» баллы в процентильные оценки и определить условное место испытуемого в выборке стандартизации. Для сравнения показателей двух групп необходимо подсчитать средние баллы и стандартные отклонения по каждой шкале в обеих группах и затем оценить статистическую значимость различий с помощью критерия Стьюдента.

Механизмы защиты Студенты колледжа (США) Студенты МПГУ (РФ)
М x Ж x r М x Ж x r

Отрицание 3.47 4,00 -1,26 5.87 5,41 0,78
Подавление 3.34 2,15 3,48* 4,17 2,86 3.45*
Регрессия 5,05 5,17 -0,19 5,10 5,77 -1.03
Компенсация 4,37 4.40 -0,08 4,63 4.56 0,15
Проекция 5,66 5.42 0.39 8,47 8,60 -0,24
Замещение 3.45 2.94 1,25 4,37 3,90 0,85
Интеллектуализация 6,26 6,35 -0,23 6,70 6,23 1,04
Реактивное образование 2,60 2,91 -0,64 2.83 4,41 -3,93*

Числа степеней свободы 102; 106
* p < 0.001

Источники

Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. – Мытищи: Издательство «Талант», 1996. - 144 с.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тест для диагностики механизмов психологической защиты (Плутчика, Келлермана, Конте). Опросник Плутчика Келлермана Конте был разработан Р.Плутчиком в соавторстве с Г.Келлерманом и Х.Р.Контом в 1979 году. Тест используется для диагностики различных механизмов психологической защиты. Механизмы психологической защиты развиваются в детстве для сдерживания, регуляции определенной эмоции; все защиты в своей основе имеют механизм подавления, который первоначально возник для того, чтобы победить чувство страха. Предполагается, что существует восемь базисных защит, которые тесно связаны с восемью базисными эмоциями психоэволюционной теории. Существование защит позволяет косвенно измерить уровни внутриличностного конфликта, т.е. дезадаптированные люди должны использовать защиты в большей степени, чем адаптированные личности. Защитные механизмы стараются свести до минимального негативные, травмирующие личность переживания. Эти переживания в основном связанны с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Механизмы защиты помогают нам сохранить стабильность своей самооценки, представлений о себе и о мира. Так же они могут выступать в роли буферов, стараясь не допустить очень близко к нашему сознанию слишком сильные разочарования и угрозы, которые приносит нам жизнь. В тех случаях, когда мы не можем справиться с тревогой или страхом, защитные механизмы искажают реальную действительность с целью сохранения нашего психологического здоровья и нас самих как личность. Инструкция. Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком "+". Вопросы теста Р. Плутчика. 1. Со мной ладить очень легко 2. Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю 3. В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим 4. Если меня лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия 5. Если я чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется 6. Я легко краснею 7. Одно из самых больших моих достоинств - это умение владеть собой 8. Иногда у меня появляется настойчивое желание пробить стену кулаком 9. Я легко выхожу из себя 10. Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, то я готов его убить 11. Я редко запоминаю свои сны 12. Меня раздражают люди, которые командуют другими 13. Я часто бываю не в своей тарелке 14. Я считаю себя исключительно справедливым человеком 15. Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее 16. В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих 17. Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды 18. Мне говорят, что я хвастун 19. Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве 20. Почти все мною восхищаются 21. Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю или бью 22. Меня очень раздражают люди, которые сплетничают 23. Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни 24. Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность 25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир 26. Я человек, у которого нет предрассудков 27. Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным 28. Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими

2 29. Очень не люблю недоброжелательных людей 30. Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть 31. Я из тех, кто редко плачет 32. Пожалуй, я много курю 33. Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит 34. Я плохо помню лица 35. Я иногда занимаюсь онанизмом 36. Я с трудом запоминаю новые фамилии 37. Если мне кто-нибудь мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому 38. Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей 39. Люди мне никогда не надоедают 40. Я могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время 41. Я мало, что могу вспомнить из своего детства 42. Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей 43. Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать 44. Другие считают меня излишне доверчивым 45. Люди, скандалом добивающиеся своих целей, вызывают у меня неприятные чувства 46. Плохое я стараюсь выбросить из головы 47. Я не теряю никогда оптимизма 48. Уезжая путешествовать, я стараюсь все спланировать до мелочей 49. Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры 50. Когда дела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным 51. Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях 52. Я легко принимаю брошенный другим вызов 53. Меня выводят из равновесия непристойные фильмы 54. Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания 55. Другие считают, что я равнодушный человек 56. Что-нибудь решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь 57. Если кто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показывать свои возможности 58. Когда я веду машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль 59. Многие люди меня выводят из себя своим эгоизмом 60. Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу. 61. От некоторых пищевых продуктов меня тошнит 62. Я грызу ногти 63. Другие говорят, что я избегаю проблем 64. Я люблю выпить 65. Непристойные шутки приводят меня в замешательство 66. Я иногда вижу сны с неприятными событиями и вещами 67. Я не люблю карьеристов 68. Я много говорю неправды 69. Фильмы для взрослых вызывают у меня отвращение 70. Неприятности в моей жизни часто бывают из-за моего скверного характера 71. Больше всего не люблю лицемерных неискренних людей 72. Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние 73. Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения 74. Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение 75. Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя как ребенок 76. Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно по пустякам 77. Покойники меня не «трогают» 78. Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания 79. Многие люди вызывают у меня раздражение 80. Мыться не в своей ванне для меня большая пытка. 81. Я с трудом произношу непристойные слова 82. Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим

3 83. Я хочу, чтобы меня считали чувственно привлекательным 84. У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело 85. Я всегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть более привлекательным 86. Мои моральные правила лучше, чем у большинства моих знакомых 87. В споре я лучше владею логикой, чем мои собеседники 88. Люди, лишенные морали, меня отталкивают 89. Я прихожу в ярость, если кто-то меня заденет 90. Я часто влюбляюсь 91. Другие считают, что я излишне объективен 92. Я остаюсь спокойным, когда вижу окровавленного человека Ключ к методике Роберта Плутчика. Обработка результатов теста Плутчика Келлермана Конте. Восемь механизмов психологической защиты личности формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные выше утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле n/n х 100 %, где n число положительных ответов по шкале этой защиты, N число всех утверждений, относящихся к этой шкале. Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле n/92 х 100%, где n сумма всех положительных ответов по опроснику. Норма значений теста Плутчика. По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты. Названия защит Номера утверждений n 1 Вытеснение 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, Регрессия 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, Замещение 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, Отрицание 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, Проекция 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, Компенсация 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, Гиперкомпенсация 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, Рационализация 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, Интерпретация Отрицание. Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу. Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставляется вытеснению как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. Примечательно, что авторы методики ИЖС объясняют наличие повышенной внушаемости и доверчивости у истероидных личностей действием именно механизма отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или

4 негативные чувства к субъекту переживания. Как показывает опыт, отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности. Вытеснение. З.Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит подавление) главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, вытеснение механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-ибо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах себя и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п. Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу. В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической защиты изоляции. При изоляции психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги. Регрессия. В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. К этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознаванию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности. Компенсация. Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с идентификацией. Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности. Ряд авторов обоснованно считают, что компенсацию можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно, здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ. Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или сверхудовлетворения в других сферах. например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в унижении обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности. Проекция. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и

5 таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления. Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю ученику от побежденного учителя»). Замещение. Распространенная форма психологической защиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение. Интеллектуализация. Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Авторы методики объединили эти два понятия, хотя их сущностное значение несколько отличается. Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф.Е.Василюка, состоит в том, что она, по существу, представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций». При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию. В шкалу интеллектуализации рационализации была включена исублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью. Реактивные образования. Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия. Изоляция - это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок в игре может разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п. Сублимация - это наиболее распространенный защитный механизм, когда мы, стараясь забыть о травмирующем событии (переживании), переключаемся на различные виды деятельности, приемлемые для нас и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Интроспекция - это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как

6 происходящее внутри. Так, маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей, выдавая в последующем это за свое мнение. Источник:


ДИАГНОСТИКА ТИПОЛОГИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ (Р.ПЛУТЧИК В АДАПТАЦИИ Л.И.ВАССЕРМАНА, О.Ф.ЕРЫШЕВА, Е.Б.КЛУБОВОЙ И ДР) Назначение теста Определение основных типов эго-защиты. Инструкция к тесту Прочтите следующие

ФАКТОРЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Губарев А.Э. Научный руководитель канд. психол. наук, доцент Камнева Е.В. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Почему люди

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА. ПСИХОАНАЛИЗ. Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, психиатр и невролог. Известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину,

Соотношение напряжения механизмов психологических защит у мужчин и женщин г.о. Тольятти Тольяттинский государственный университет г. Тольятти Ключевые слова: механизмы психологической защиты. Аннотация:

Я-концепция личности План лекции: 1. Понятие самосознания и Я-концепции личности. 2. Структура Я-концепции. 3. Самоотношение и самооценка личности. 4. Я-концепция в различных психологических теориях. Понятие

120 Л.И. Корсакова Копинг-поведение и защитные механизмы системы адаптации личности На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные,

Концепция психологической защиты была и остается одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и в теорию психологической адаптации. Как научный факт феномен психологической защиты, будучи

Критерий агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Лютова Е. К., Монина Б. М. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.

Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам

УДК 616.831-005.1:159.9-056.24 Л. П. Чепусова, Ю. Ю. Шестакова, О. С. Стародубцева, А. В. Казаева Чепусова Л. П., Шестакова Ю. Ю., Стародубцева О. С., Казаева А. В. ПСИХОЛОГО СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПАЦИЕНТА,

БИП ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ Т.Е.ЧЕРЧЕС ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Учебно-методическое пособие МИНСК «БИП-С Плюс» 2010 1 УДК ББК Рекомендовано к изданию в качестве учебно-методического пособия кафедрой психологии

ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ (ТЕСТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ) Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Определение уровня мотивации аффилиации (А. Мехрабиан) Теоретические основания Описание методики Методика А. Мехрабиана предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих

ОСОБЕННОСТИ ОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОВЛАДАЮЩЕЕ ОВЕДЕНИЕ Игнатьев., рокопьева Н. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова, Институт психологии, г. Якутск NEEDS AND

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Факультет журналистики МГУ Работа на тему: «Вытеснение сложностей: как конструируются сексуальные проблемы и вытесняются ключевые глубокие травмы».

VI Региональная студенческая научно-практическая конференция 1. Поведение. Разнообразные поведенческие стратегии снятия очага напряженности, обусловленного внешними и внутренними факторами. 2. Эмоциональная

«ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ: ДИАГНОСТИКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ РАБОТЫ» 1) Дать общее определение механизма психологической защиты и рассказать об истории возникновения;

Диагностика суицидального поведения подростков. Последние 10-12 лет проблеме суицида в нашей стране уделяется все больше внимания. Это связано с заметным ростом числа самоубийств в нашей стране. Попытки

Одиночество как социально-психологическая проблема у студентов вуза Проблема одиночества является предметом разностороннего научного исследования во многих науках о человеке: философии, педагогике, психологии,

Агрессия подростков одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса. Часто родители теряются, столкнувшись с подростковой агрессией, и все их попытки пресечь агрессивное поведение только еще

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель исследования изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут

Влияние бессознательных механизмов психики на социальную адаптацию ребенка. Охотникова Надежда Александровна, ассистент кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности ф-та психологии

Как уберечь ребенка от насилия: Памятка для детей, родителей и педагогов Что нужно знать родителю о сексуальном насилии над детьми: 1. Дети редко лгут о том, что над ними совершается сексуальное насилие,

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СТРЕССО- УСТОЙЧИВОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПРИ РАБОТЕ С ПАЦИЕНТАМИ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Кладова Н.Н., Ковалева О.Н. ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Москва,

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Методика 3 Укажите обязательно Ваш пол Ваш возраст Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на эти утверждения «ДА» или «НЕТ». 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет 2. Иногда

СПРАВКА о результатах социально-психологического тестирования, проведенного в 2016-2017 учебном году Социально-психологическое тестирование обучающихся (далее тестирование) проводится в соответствии с

Мотивация как один из факторов успешного обучения в школе. Мотивационно готовым к обучению является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде

Агрессия у подростков Одним из важных факторов, подрывающим и уничтожающим психическое здоровье подростка, является его собственная агрессия. Что побуждает подростков вести себя агрессивно? Иногда агрессивное

Федеральное агентство по образованию Байкальский государственный университет экономики и права Н.С. Фонталова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методическое

Шкала депрессии Бека Инструкция: «В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего

Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она

1. Психология это: a) учение о душе и духовности; b) учение о характере человека; c) наука о психике как особой форме жизнедеятельности; d) учебный предмет. 2. Психический процесс отражения отдельных свойств

ОПРОСНИК СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ БАСА-ДАРКИ Опросник Басса-Дарки одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним

Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) Данный материал содержит первичные диагностические методики для определения особенностей развития личности,

1 2 Что изучает наука психология? Психология наука, изучающая внутренний мир человека, то есть его психику. Психология (от греч.) психо душа; логос- знание 3 Методы изучения психики: 1. Эксперимент: Научный

Отчет Работодателя Для найма, обучения и коучинга персонала Коэффициент безопасности отчет для работодателя Участник тестирования 13000000 [email protected] 11 марта 2015 г. Об отчете "Коэффициент

СОКРАЩЕННЫЙ МНОГОФАКТОРНЫЙ ОПРОСНИК ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (Mini-Mult, СМОЛ) СМОЛ является адаптированным и стандартизированным вариантом психологического анкетного теста Mini-Mult, который представляет

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ EQ УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ Отчёт для: ID HC625814 Дата 14 Октябрь, 2014 2014 Hogan Assessment Systems Inc. ВВЕДЕНИЕ Под эмоциональным интеллектом мы понимаем способность человека

1. Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко», - не бойтесь повторять это. 2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще

Педагогический совет «Личность педагога в современной школе» Если ты не воспитываешь себя, то ты плохой учитель, но если ты воспитываешь только себя, ты вообще не учитель В.А. Сухомлинский Личность человеческий

Человек в социальном измерении МАТЕРИАЛЫ для сайта по обществознанию - 6 класс. Учитель: Морарь Н.П. ТЕМА Знать Уметь Знать: человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное:

Ученые записки Института непрерывного педагогического образования: сб. статей / сост. Е.В. Иванов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Вып.12. Великий Новгород, 2010. Стр. 285-290. Н.А. Кондратова, О.В. Пополитова

Психологическое насилие над детьми в семье Принято считать, что самое безопасное место для ребенка это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой.: что может надежнее уберечь маленького

Q-КЛАССИФИКАЦИЯ (Q-sort) Методика исследования представления о своем «Я» и об окружающих людях. Предложена В. Стефенсоном в 1953 г. Выполнение заданий теста состоит в сортировке карточек с названиями свойств

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе А.А. Полякова 20 года УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО ДЮСШ «Ровесник» МО Крымский район С.В. Макаров 20 года Муниципальное бюджетное учреждение

ПАМЯТКА Управление конфликтами в избирательном процессе: пути профилактики и устранения Межличностные конфликты Общие черты межличностных конфликтов - наличие, как минимум, 2-х конфликтующих сторон; -

Диагностика личностной тревожности Бланк методики содержит инструкцию и задание, что позволяет проводить ее коллективно. Методика включает в себя ситуации трех типов: 1. Ситуации, связанные со школой,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «КОПИНГ - СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ» ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ Е.В. Куприянчук Институт дополнительного профессионального образования Саратовского государственного университета имени Н.Г.

«Формирование адекватной самооценки и навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья» Педагог психолог ГОУ ЦПМСС «Личность» Гудач А.А. По оценкам экспертов ООН дети с ОВЗ составляют 10

МАТЕРИАЛЫ для сайта по обществознанию - 6 класс. Учитель Морозова Е.Л. ТЕМА Знать Уметь Человек в социальном измерении Знать: человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное:

Банк заданий по Обществознанию 6 класс (профильный уровень) Человек в социальном измерении 1. Что мы подразумеваем под обществом? Дайте определение на основе изученного материала. 2. Можно ли утверждать,

СДВГ когда в повседневной жизни царит полный хаос Когда маленькие дети не могут усидеть на месте, ни на чем сосредоточиться или контролировать свои побуждения, в этом нет ничего необычного. Но у детей,

Описание теста «Индекс жизненного стиля» Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты «Я» и включает 97 утверждения, требующих ответа по типу «верно неверно». Измеряются восемь

Справка по проведению психологического мониторинга уровня школьной тревожности учащихся 5-х классов Школьная тревожность это специфический вид тревожности, проявляющийся во взаимодействии ребенка с различными

Профилактика суицидов у подростков Подготовила: педагог-психолог МУ ЦППМСП Гиллер Н.М. Суицид самоубийство осознанное лишение себя жизни. В основе всегда психологическая душевная боль, которая является

Принципы педагогического общения. Основные принципы общения с ребенком - БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА: исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками,

М.Л. Шапхаева руководитель к.ю.н., доц. Ю.В. Хармаев Убийство в состоянии аффекта Преступления из категории «убийство», и в частности убийство, совершенное в состоянии аффекта, всегда будет актуальной

Особенности подростков зависимых от компьютерных игр Причины формирования виртуальной игровой зависимости, как показывают исследования, лежат как в психологической, так и в социальной сферах. Психологический

Эмоции в жизни человека "Давайте не забывать, что маленькие эмоции - это большие капитаны нашей жизни, и мы подчиняемся им, часто даже не осознавая этого". Винсент Ван Гог 80% проблем со здоровьем включают

Консультация для родителей. Подготовила старший воспитатель МКДОУ 50 «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства это тот период, в процессе которого педагоги и родители

ТЕСТ ТЕМПЕРАМЕНТА В.М. РУСАЛОВА Методика используется для диагностики предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента и позволяет количественно оценить его свойства: энергичность, пластичность,

Глоссарий К курсу «Экономическая конфликтология» Агрессия Индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.

220 Где твоя волшебная кнопка? когда возникает необходимость рассмотреть предложения по дальнейшим действиям, подумайте три минуты в черной шляпе сконцентрируйтесь на опасностях и потенциальных проблемах

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ (А.МЕХРАБИАН) НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде,

Н.В.Зоткин ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФЕНОМЕНУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ Известия Самарского научного центра РАН. Выпуск: Актуальные проблемы психологии. 2006. 4. [email protected] В статье рассматривается

Интерпретация Индекса жизненного стиля

Вытеснение
. З.Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит подавление) главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, вытеснение – механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, – становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-ибо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах себя и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п. Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу. В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической защиты – изоляции. При изоляции психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.

Регрессия . В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. К этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознаванию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.

Замещение. Распространенная форма психологической защиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

Отрицание . Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу. Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставляется вытеснению как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. Примечательно, что авторы методики ИЖС объясняют наличие повышенной внушаемости и доверчивости у истероидных личностей действием именно механизма отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания. Как показывает опыт, отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

Проекция. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления. Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю ученику от побежденного учителя»).

Компенсация . Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с идентификацией. Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности. Ряд авторов обоснованно считают, что компенсацию можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно, здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ. Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или сверхудовлетворения в других сферах. – например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в унижении обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

Гиперкомпенсация (Реактивные образования ). Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

Рационализация. Она же интеллектуализация. Этот защитный механизм часто обозначают понятием рационализация. Авторы методики объединили эти два понятия, хотя их сущностное значение несколько отличается. Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф.Е.Василюка, состоит в том, что она, по существу, представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций». При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию. В шкалу интеллектуализации – рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.

Изоляция - это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок в игре может разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п. Сублимация - это наиболее распространенный защитный механизм, когда мы, стараясь забыть о травмирующем событии (переживании), переключаемся на различные виды деятельности, приемлемые для нас и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Интроспекция - это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как происходящее внутри. Так, маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей, выдавая в последующем это за свое мнение.

Комментарии

    Ваш результат

    Вытеснение 50%, 5 из 10

    Регрессия 52.94%, 9 из 17

    Замещение 20% 2 из 10

    Отрицание 9.09% 1 из 11

    Проекция 75% 9 из 12

    Компенсация 20% 2 из 10

    Гиперкомпенсация 20% 2 из 10

    Рационализация 25% 3 из 12

    Общая напряженность 25%

    я погряз в проекциях :o3

    У меня к защитам по Келлерману есть претензии, хотя в целом всё равно показательно.

    Нав, так а Вы сомневались, что это у Вас ведущая защита?

    Я вообще об этом не думал :D
    но, если учесть тот факт, что мне регулярно видятся чужие проекции в высказываниях обо мне, то вероятно

    Мне проекции видятся не всегда, но и не часто. Но и проекция у меня не ведущая защита...

    А что у Вас ведущее? 8->

    Я пока даже не вполне осознаю, в чем и от чего тут защита.. возможно, это опять же подтверждает..

    С другой стороны, странно.. вроде не замечал, чтобы я какие-то свои черты (не важно, с каким знаком) не замечал в себе, но при этом прицельно (осуждал или восхвалял) видел в других..

    Т.е. я, мне кажется, вполне понимаю, где у меня провалы, а где сильные стороны, тогда что я защищаю? :-/

    Т.е. я могу видеть мир через какие-то свои проекции в силу того, что я вообще с трудом могу себя поставить на чье-либо еще место. я вообще чуть больше по больнице нацелен на себя и на мир из себя, я - центростремительный вихрь. но я это рассматривал как свойство, а не как защиту. впрочем, с точки зрения других это может восприниматься как защита, хз

    Это не проекция в каком-то общечеловеческом смысле типа проекция своей реальности. Проекция в психотерапии и психологии - это механизм психологической защиты от стрессовых ситуаций и неприятных переживаний.

    Та не, какое вытеснение :-SS

    Сейчас прошел заново. У меня проекция 25, регрессия 23, остальные и того меньше. Компенсации вообще ноль.
    Вообще, моя ведущая защита - это регрессия. <:-P

    Тоже за компанию прошла вот

    Ваш результат:

    Вытеснение 10% 1 из 10

    Регрессия 11.76% 2 из 17

    Замещение 0% 0 из 10

    Отрицание 18.18% 2 из 11

    Проекция 50% 6 из 12

    Компенсация 10% 1 из 10

    Гиперкомпенсация 0% 0 из 10

    Рационализация 25% 3 из 12

    Общая напряженность 25%

    Не очень понятно, что хорошо, что плохо. Проекции вылезли - вижу, да. Общая напряженность 25% это много?

    Тестики я люблю) А вот общая напряженность напрягает, пардон за тавтологию..

    Опросник Плутчика - Келлермана - Конте
    Ваш результат
    Вытеснение 40%, 4 из 10
    Регрессия 47.06%, 8 из 17
    Замещение 50% 5 из 10
    Отрицание 18.18% 2 из 11
    Проекция 50% 6 из 12
    Компенсация 30% 3 из 10
    Гиперкомпенсация 0% 0 из 10
    Рационализация 33.33% 4 из 12
    Общая напряженность 33.33%

    Плохо, когда больше 60% защиты, значит она слишком выраженная. А так - просто повод задуматься о том, в какую сторону ты заостряешься.

    Про нулевые защиты повод задуматься: а владеешь ли ими вообще. Потому что плохо только тогда, когда механизм становится автоматическим и используется несознательно. Если же ты используешь защиты сознательно, если они "эластичны", то всё очень хорошо.

    Пошел тест в другой версии (некоторые вопросы отличаются формулировки, есть другие вопросы) результат таков:

    Вытеснение: 19%

    Отрицание: 10%

    Регрессия: 20%

    Компенсация: 14%

    Проекция: 11%

    Замещение: 2%

    Интеллектуализация: 17%



    Реактивное образование: 7%

    Все-таки по моим внутренним ощущениям, проекции далеко не фаворит в моих защитах :-?

    Ваш результат
    Вытеснение 70%, 7 из 10
    Регрессия 58.82%, 10 из 17
    Замещение 60% 6 из 10
    Отрицание 54.55% 6 из 11
    Проекция 83.33% 10 из 12
    Компенсация 20% 2 из 10
    Гиперкомпенсация 30% 3 из 10
    Рационализация 41.67% 5 из 12
    Общая напряженность 41.67%

    О-о, так я тут самый крутой псих в этой песочнице =))

    У тебя был трудный день без обеда B-)

    Да, вероятно

    У тебя, Джуль, все объясняется внешним дистрессом, поэтому результаты теста смазаны.

    Все-таки тесты, как диагностика, привязаны к направлению поиска решения для проблемы. Например, если человек удивляется, что его чураются, то есть смысл глянуть не просто на частности, а на весь жизненный стиль.

    Ну, я догадывалась, что такие странноватые результаты сильно связаны с общем фоном моего существования, так что спасибо, что подтвердил :)

    Вот как раз этот круг и соответствует кругу Плутчика. Реактивное образование - радости, а подавление - страху. К акцентуациям там ещё более оригинальный подход. С Маквильямс в принципе почти ни в чем не сходится. 8->

    Ну вот я прошла сегодня утром тест 2.

    Выраженность каждого типа поведения представлена в процентах от общего количества. Общее количество принято за 100%:

    Вытеснение: 23%
    Вытеснение активизируется в случае возникновения желания, которое вступает в противоречие с другими желаниями индивида и несовместимо с этическими взглядами личности. Вследствие конфликта и внутренней борьбы мысль и представление (носитель несовместимого желания) вытесняются, устраняются из сознания и забываются.

    Вытеснение - это универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений и влечений. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например в фобиях и страхах).

    Отрицание: 18%
    Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для себя угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения - неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует.

    В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую защитную роль, например, тогда, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь.

    Регрессия: 18%
    Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты.

    В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки).

    Компенсация: 10%
    Компенсация - механизм психологической защиты, заключающийся в стремлении человека, не имеющего достаточных способностей в одной области, обращаться к таким областям деятельности, где он может преуспеть. Компенсация означает также попытку скрыть реальную или воображаемую неадекватность за противоположными проявлениями.

    Выделяют прямую и косвенную компенсации. Пример первой хилый и болезненный в детстве ребенок становится ценой больших усилий выдающимся атлетом. Пример второй жажда власти как компенсация маленького роста или иных дефектов (Наполеон, Гитлер). В последнем случае человек стремится компенсировать свою неадекватность в чем-либо, не осознавая этого. Он хвастается и преувеличивает свои достижения, чтобы скрыть неуверенность в себе и комплекс неполноценности, принижает других, чтобы выглядеть лучше на их фоне и т.п.

    Проекция: 2%
    Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

    Известная пословица гласит: «В чужом глазу соломинку мы видим, в своем - порой бревна не замечаем». Считается, что человек видит в других людях именно те негативные черты, которые присутствуют в нем самом.

    Замещение: 14%
    Переживая конфликт с более сильным, старшим или значимым субъектом, человек осознает, что прямое проявление эмоций агрессии и гнева может привести к ответной реакции подобного толка или отвержению, что по каким-либо причинам неприемлемо для него.

    Человек снимает напряжение, обращая агрессию на более безопасный объект или на себя самого, происходит смещение ответственности по типу «вот, кто во всем виноват».

    Интеллектуализация: 12%
    Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллекгуализированных терминах.

    Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви).

    Реактивное образование: 3%
    Реактивные образования - это замена нежелательных тенденций на прямо противоположные. Например, преувеличенная любовь ребенка к матери или к отцу может быть результатом предотвращения социально нежелательного чувства - ненависти к родителям. Ребенок, который был агрессивным к родителям, развивает по отношению к ним исключительную нежность и беспокоится об их безопасности; ревность и агрессия трансформируются в бескорыстие и заботу о других.

    Определенные социальные и внутриличностные запреты на проявление некоторых чувств (например, юноша боится проявлять свою симпатию к девушке) приводят к формированию противоположных тенденций - реактивных образований: симпатия превращается в антипатию, любовь - в ненависть и т. п.

    Капрал, у тебя все равно вытеснение первое. Тебе кажется, совсем мимо?

    realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!

Опросник Плутчика - Келлермана Конте.

Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI).

Тест для диагностики механизмов психологической защиты.

1. Со мной ладить очень легко

2. Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю

3. В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим

4. Если меня лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия

5. Если я чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется

6. Я легко краснею

7. Одно из самых больших моих достоинств - это умение владеть собой

8. Иногда у меня появляется настойчивое желание пробить стену кулаком

9. Я легко выхожу из себя

10. Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, то я готов его убить

11. Я редко запоминаю свои сны

12. Меня раздражают люди, которые командуют другими

13. Я часто бываю не в своей тарелке

14. Я считаю себя исключительно справедливым человеком

15. Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее

16. В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих

17. Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды

18. Мне говорят, что я хвастун

19. Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве

20. Почти все мною восхищаются

21. Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю или бью

22. Меня очень раздражают люди, которые сплетничают

23. Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни

24. Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность

25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир

26. Я человек, у которого нет предрассудков

27. Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным

28. Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими

29. Очень не люблю недоброжелательных людей

30. Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть

31. Я из тех, кто редко плачет

32. Пожалуй, я много курю

33. Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит

34. Я плохо помню лица

35. Я иногда занимаюсь онанизмом

36. Я с трудом запоминаю новые фамилии



37. Если мне кто-нибудь мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому

38. Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей

39. Люди мне никогда не надоедают

40. Я могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время

41. Я мало, что могу вспомнить из своего детства

42. Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей

43. Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать

44. Другие считают меня излишне доверчивым

45. Люди, скандалом добивающиеся своих целей, вызывают у меня неприятные чувства

46. Плохое я стараюсь выбросить из головы

47. Я не теряю никогда оптимизма

48. Уезжая путешествовать, я стараюсь все спланировать до мелочей

49. Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры

50. Когда дела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным

51. Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях

52. Я легко принимаю брошенный другим вызов

53. Меня выводят из равновесия непристойные фильмы

54. Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания

55. Другие считают, что я равнодушный человек

56. Что-нибудь, решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь

57. Если кто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показывать свои возможности

58. Когда я веду машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль

59. Многие люди меня выводят из себя своим эгоизмом

60. Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу.

61. От некоторых пищевых продуктов меня тошнит

62. Я грызу ногти

63. Другие говорят, что я избегаю проблем

64. Я люблю выпить

65. Непристойные шутки приводят меня в замешательство

66. Я иногда вижу сны с неприятными событиями и вещами

67. Я не люблю карьеристов

68. Я много говорю неправды

69. Фильмы для взрослых вызывают у меня отвращение

70. Неприятности в моей жизни часто бывают из-за моего скверного характера

71. Больше всего не люблю лицемерных неискренних людей

72. Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние

73. Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения

74. Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение

75. Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя как ребенок

76. Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно по пустякам

77. Покойники меня не «трогают»

78. Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания

79. Многие люди вызывают у меня раздражение

80. Мыться не в своей ванне для меня большая пытка.

81. Я с трудом произношу непристойные слова

82. Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим

83. Я хочу, чтобы меня считали чувственно привлекательным

84. У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело

85. Я всегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть более привлекательным

86. Мои моральные правила лучше, чем у большинства моих знакомых

87. В споре я лучше владею логикой, чем мои собеседники

88. Люди, лишенные морали, меня отталкивают

89. Я прихожу в ярость, если кто-то меня заденет

90. Я часто влюбляюсь

91. Другие считают, что я излишне объективен

92. Я остаюсь спокойным, когда вижу окровавленного человека

Обработка результатов теста Роберта Плутчика / Келлермана Конте.

Восемь механизмов психологической защиты личности формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные выше утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле n/N х 100 %, где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.

Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле:

n/92 х 100%, где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.

Норма значений теста Плутчика.

По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %.

ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

Названия защит Номера утверждений n
Вытеснение 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92
Регрессия 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84
Замещение 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89
Отрицание 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90
Проекция 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88
Компенсация 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85
Гиперкомпенсация 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86
Рационализация 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91


error: Контент защищен !!