«Физико-географическое положение Евразии. История исследования

Евразия – величайший материк земного шара. Он занимает 1/3 всей суши планеты. Огромные размеры и сложное строение земной коры создают неповторимые по разнообразию природные условия.

В Евразии находится самая высокая гора Земли – Джомолунгма (Эверест), самая большая горная система по площади – Тибет, самый большой полуостров – Аравийский, самая большая географическая область – Сибирь, самая низкая точка суши – впадина Мертвого моря.

Географическое положение Евразии

Пользуясь картой, давайте определим географическое положение Евразии по плану:

Рис. 1. Географическое положение Евразии

В каких полушариях расположен материк?

а) Относительно экватора материк почти полностью лежит в Северном полушарии. Исключением являются южные острова материка.

б) Относительно нулевого меридиана – почти весь материк находится в восточном полушарии, лишь крайний запад Евразии заходит в Западное полушарие.

Какие океаны омывают материк?

С севера – Северный Ледовитый океан,

с юга – Индийский, с запада – Атлантический,

с востока – Тихий океан.

Расположение относительно других материков

Евразия граничит со многими континентами, которые оказывают на нее определенное влияние. Непосредственная связь с Африкой через Суэцкий канал и с Северной Америкой через Беренгов пролив явилась причиной сходства органического мира этих материков.

Рис. 2. Крайние точки материка

Евразия – две части света

Евразию образуют две части света – Европа и Азия.

Условную границу между ними принято проводить вдоль восточного подножия Уральских гор, по реке Эмбе, северному побережью Каспийского моря и Кумо-манычской впадине. Морская граница проходит по Азовскому и Черному морям, а также проливам, соединяющим Черное и Средиземное моря, – это пролив Босфор и Дарданеллы.

(Найдите все объекты на физической карте материка.)

Очертания береговой линии

Евразия отличается сильной изрезанностью береговой линии, особенно на западе материка.

По физической карте материка видно, что Атлантический океан глубоко вдается в сушу, обособляя Скандинавский полуостров. На юге материка своими размерами выделяются полуострова Аравийский и Индостан. Их омывает Индийский океан. Островов у южного побережья Евразии мало, самый крупный – Шри-Ланка . Заметно изрезана береговая линия материка и на востоке, она омывается Тихим океаном. Окраинные моря отделены от Тихого океана цепочкой полуостровов (самый крупный – Камчатка) и островов, самые крупные – Большие Зондские . Северный Ледовитый океан, омывающий материк с севера, неглубоко вдается в сушу. Наиболее крупные полуострова – Кольский, Таймыр, Чукотский.


Рис. 3. Физическая карта Евразии

Список литературы

Основна я:

География. Земля и люди. 7 класс: учебник для общеобраз. уч. / А. П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. Серия «Сферы». – М.: Просвещение, 2011. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас. Серия «Сферы». – М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная:

1. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение.

1.Русское географическое общество ().

2. Российское образование ().

3. Журнал "География"().

4. Географический справочник ().

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РАЗДЕЛ II . Материки, океаны и страны мира ЕВРАЗИЯ Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРАЗИИ. Практическая работа № 4 «Определение физико-географического положения материка по физической карте. Оформление Ф.Г.П. на к/ к.» учитель географии ГОУ СОШ №406 Тырнова Т.В.

Общая характеристика Евразии. S = 55 млн.км

S = 55 млн.км А З И Я Европа

Самая высокая точка материка г.Джомолунгма (Эверест 8848м.) Самое глубокое озеро Байкал

7 495 м. 8848м. 5642м. Пик Коммунизма Эльбрус Джомолунгма

На формирование природы материка огромное влияние оказывает его географическое положение. Географическое положение – это положение относительно экватора. начального меридиана, тропиков, и полярных кругов. Протяженности по широте и долготе. Положение относительно океанов и других материков.

Последовательность изложения физико-географического положения (Ф.Г.П) материка, по плану. (используйте приложение на стр.334 учебника) - Кроме практической работы на к/ к, учащийся должен сдать зачет ФГП материка устно, демонстрируя рассказ по карте!!!

ЗАПИШИТЕ в тетрадь!!! Относительно экватора, материк Евразия находиться полностью в Северном полушарии. Относительно «О» меридиана большая часть лежит в Восточном полушарии…… Материк на юге пересекается северным тропиком (тропик Рака). На севере материк пересекает Северный Полярный круг. I этап Практической работы по к/карте. Расположение материка относительно важнейших линий градусной сети: экватора, «0» меридиана (до 180 д.), тропиков, полярных кругов.

экватор «о» меридиан Тропик Рака Северный полярный круг Найди в атласе…….обозначь на к/ к.

II этап Практической работа по к/карте. Определение крайних точек материка. Последовательность действий: - Найдите самые крайние точки материка на физической карте,а затем и на к/ к. - Крайнюю точку обозначьте - подписав ручкой. - В условных обозначениях укажи координаты найденной вами точки.

Мыс Челюскин Мыс Пиай Крайние точки: Северная–м.Челюскин(?) Южная – м. Пиай (?) Восточная –м. Рока (?) Западная – м.Дежнева (?)

Определение протяженности материка: в градусах и километрах……… Последовательность действий: а) Протяженность с З В, по 40 с.ш. = ______________ - вычислить величину отрезка в градусах =_________ - перевести градусы в километры =_________ ВСПОМНИ, что величина дуги 1 градуса по Экватору = 111км. , а по 40 параллели = ___________.

Последовательность действий: б) Протяженность с Ю С, по 100 в. д.= ____________ - вычислить величину отрезка в градусах =_________ - перевести градусы в километры =________ ВСПОМНИ, что величина дуги 1 градуса по «о» меридиану = 111км. , а по 100 меридиану =_______.

Мыс Челюскин Мыс Пиай Крайние точки: Северная–м.Челюскин(?) Южная – м. Пиай (?) Восточная –м. Рока (?) Западная – м.Дежнева (?) Подпиши расстояния……..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока...

Географическое положение и история исследования материка «Евразия».

Учитель: Дёмин Алексей СергеевичУМК: География материков и океанов. В двух частях. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М: «Русское слово» 2010.Класс: 7Тема урока: Географическое положение и история...

Модуль для изучения географического положения материка Евразия

Материал может быть использован для организации самостоятельной работы учащихся при изучении темы "Евразия. Географическое положение"...

Тема: ФГП материка Евразия. Исследования Центральной Азии.

Цели урока:


  1. Закрепить понятие географическое положение материка и умение составлять характеристику географического положения.

  2. Изучить очертание Евразии, размеры и историю освоения материка.

  3. Воспитывать интерес к предмету
Задачи урока: отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение будет влиять на природу Евразии. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока: определение географического положения материка, умение работать с картой, к/картой, публичное выступление перед одноклассниками.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, м/м проектор, интерактивная доска, физическая карта Евразии.

Тип урока - открытие новых знаний.

Мотивация учащихся: Создание образа материка.

И каждая к себе манит.

Маршрут сменили мы недавно,

Пред нами – новый материк.


  1. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка - Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.

Тема нашего урока «Географическое положение и история исследования Евразии».

Ваша основная задача сегодня на уроке - отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение будет влиять на природу Евразии. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии.


  • Откройте тетради и запишите тему урока.
Итак, пришло время открыть для себя Евразию. Тем более что вы уже умеете открывать для себя материки.

  • Какие материки вы уже открыли, изучили?

  • Я вам предлагаю игру: по характеристикам, определите о каком материке идет речь. (Презентация)

  1. Экватор проходит почти посередине.
    Занимает второе место по площади.
    Самый жаркий материк.
АФРИКА

  1. Самый сухой материк.
Самый удаленный материк.
Самый маленький по площади.

АВСТРАЛИЯ


  1. Самый влажный материк.
Здесь расположена самая длинная горная цепь на суше.

На материке протекает много полноводных рек.

ЮЖНАЯ АМЕРИКА


  1. Материк, покрытый слоем льда.
Этот континент открыли Лазарев и Беллинсгаузен.

Здесь нет ни одного государства.

АНТАРКТИДА


  1. Этот материк лежит в северном и западном полушарии.
Часть этого континента принадлежала России.

Здесь самая изрезанная береговая линия.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА


  1. Размеры материка.
Учитель: Итак, отправляемся в путешествие по Евразии.

  • Но прежде чем путешествовать по материку, давайте определим размеры материка (рис. 2,3 стр. 6-7)

  • Какова площадь поверхности Земли – 510 млн. км. кв.

  • А какова площадь суши? (149 млн. км²)

  • Какова площадь материка? (54 млн. км²)

  • Какую часть занимает Евразия от всей суши? (1/3)

  • Какие два крупных материка составляет площадь материка? (Серная Америка (24,2) + Африка (30,3))

  • По размерам Евразию по праву можно назвать величайшим массивом суши.
Запись в тетрадь:

Евразия - величайший массив суши

Занимает 1/3 всей суши;

Площадь - 54 млн.км 2 ;

Африка + Сев. Америка = Евразия;


30,3 24,2 54,5

  1. Рекорды материка Евразия.
Евразия - материк, на котором мы живем. Это величайший материк Земли. В Евразии возникли самые древние цивилизации: китайская, индийская, месопотамская. Зародились многие религии. Но ему вправе можно прикрепить и другие характеристики «Самый - самый...»

Электронное учебное издание: География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны. Евразия. Рекорды материка.

Но на этом его рекорды не ограничиваются. Материк Евразия имеет очень много уникальных особенностей природы, их можно продолжить собирать.


  1. Европа и Азия.
Что такое Евразия?

Это - Европа плюс Азия.

Из двух частей возник

Самый большой материк.

Учитель: Евразия состоит из двух частей: Европа и Азия. Кое что вы уже знаете об этих частях света.

Сообщение учащегося: (ваша задача – выписать в тетрадь все объекты, которые назовет ____________________

Традиционно Евразию делят на две части света - Европу и Азию. Предполагают, что названия эти произошли от ассирийских слов: Эреп - запад, Асу - восток. «Европа» - настолько древнее слово, что проследить его истоки крайне сложно. Название так же могло произойти от семитского «эреб» или «ириб», что означает «запад» или от финикийского «Ереп» - заход солнца. Еще одна версия: в Древней Греции слово «Эребос» обозна­чала мрак, темноту, подземное царство мертвых.

Европа - часть све­та, западная часть материка Евразия.

Условная граница между Европой и Азией проходит по восточному подножию Урала, реке Эмбе, северу Каспийского моря, Кумо-Манычской впадине северного Кавказа, затем по Азов­скому морю, Керченскому проливу, Черному морю, проливу Босфор, Мраморное море – пролив Дарданеллы – Средиземное море – Гибралтарский пролив.

Вывод: Материк Евразия – единственный, на котором расположены две части света.


  1. Географическое положение материка.
Учитель:

  • Вспомните - что называется географическим положением?

  • Почему начинаем изучение материка именно с географического положения.
Учитель: А теперь попробуем определить географическое положение материка. Вы уже умеете это делать. Поэтому сегодня вы будете работать самостоятельно в группе с помощью карточек - модулей. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации.

Учащиеся работают самостоятельно с помощью карточек-модулей. По этапам идет коллективное обсуждение поставленных задач. На интерактивной доске (на контурной карте Евразии) учащиеся подписывают крайние точки материка, океаны, омывающие материк, объекты береговой линии. По физической карте Евразии показывают моря, проливы, острова, полуострова, архипелаги. (Остальные учащиеся вместе с выступающими заполняют контурную карту)

Самостоятельная работа по группам: класс делится на 3 группы:

Практическая работа «Определение географического положения Евразии»




Вывод: Вместе с островами Евразия расположена во всех четырёх полушариях.


2 группа:

Крайние точки, координаты, протяженность материка.




Ответ:

Крайние точки :

на севере Евразии – мыс – Челюскин (77 0 43´ с. ш.),

на юге – мыс Пиай (1 0 16´с. ш.)

на западе мыс Рока (9 0 34´з. д.)

на востоке мыс Дежнева (169 0 40´з.д.)

Сообщение учащегося


    • Мыс Челюскин назван именем участника Великой северной экспедиции штурмана Семена Челюскина, который в 1741 г. открыл этот мыс, вычертил его на карте и описал.

    • На крайнем северо-востоке находится полуостров Чукотский. Такое название полуострову дал Беринг во время своего плавания по имени местных жителей - чукчей. А слово «чукча» в переводе с чукотского обозначает «богатый оленями».

    • На Чукотском полуострове находится самая восточная точка Евразии - мыс Дежнева, которая названа именем известного русского землепроходца, что в 1648 г. впервые прошел пролив между Азией и Америкой.
Сообщение учителя:

  • Южный остров (Кокосовые острова) 12°4" ю. ш.

  • Остров Ратманова (острова Диомида) 169°0" з. д

  • Мыс Флигели (архипелаг Земля Франца-Иосифа), 81°51" с. ш.

  • скала Моншик (Азорские острова) 31º16" з. д.
Протяженность между крайними точками в градусах и километрах :

Расстояние между северной и южной точками 8000 км.

Расстояние между западной и восточной – 16000 км.

С запада на восток в градусах

По 60º с.ш. (170°-30°) х 55,8 км= 7 812 км

(171°-6°) х 55,8=9207 км

С севера на юг в градусах

(73°-13°) х 111 км= 6 660 км


Вывод: материк сильно вытянут как с Севера на Юг, так и с Запада на Восток. по протяженности материка можно говорить о его гигантских размерах.

(пока 1 учащийся подписывает крайние точки на интерактивной карте, 2-ой показывает их на физической карте)


3 группа:

Положение материка относительно других объектов. Береговая линия.





Ответ:


  1. Материк Евразия омывается водами всех 4-х океанов и многочисленными морями.

  2. Материк Евразия единственный, от которого на недалеком расстоянии по морским просторам расположены 3 материка: Северная Америка, Африка, Австралия.

  3. Материк Евразия больше изрезан на Западе, заметно изрезан на Востоке.

  4. Материк лежит во всех климатических поясах: А, СА, У, СТ, Т, СЭ, Э.


  1. Кольский полуостров

  2. Баренцево море

  3. О. Новая Земля

  4. Карское море

  5. Полуостров Ямал

  6. Северная земля

  7. Море Лаптевых

  8. Полуостров Таймыр

  9. Новосибирские острова

  10. Восточно-Сибирское море

  11. Чукотское море

  12. Берингов пролив

  13. Берингово море

  14. Чукотский полуостров

  15. Охотское море

  16. Остров Сахалин

  17. Японское море

  18. Японские острова

  1. Южно-Китайское море

  2. Филиппинские острова

  3. Полуостров Индокитай

  4. Полуостров Малакка

  5. Бенгальский залив

  6. Полуостров Индостан

  7. Аравийское море

  8. Аравийский полуостров

  9. Баб-эль-Мандебский пролив

  10. Красное море

  11. Суэтский канал

  12. Средиземное море

  13. Пиренейский полуостров

  14. Гибралтарский пролив

  15. Острова Великобритания

  16. Скандинавский полуостров

  17. Балтийское море

Учитель: К какому выводу вы пришли, характеризую физико-географическое положение Евразии:

  • Материк имеет гигантские размеры как с Севера на юг, так и с Запада на Восток; огромный материк заходит на севере далеко за Полярный круг, а на юге доходит до экватора. С запада на восток его протяженность 16 тысяч км. Если учесть острова, то территория Евразии всего около 10º не достигает Северного полюса и на 11º заходит в Южное полушарие. При таких огромных размерах неудивительно, что природные условия материка крайне разнообразны, даже контрастны.

  • Все климатические пояса, все природные зоны. От холодных снежных пустынь до экваториальных лесов.

  1. История открытия и исследования.
Учитель: Говорить об открытии Евразии можно лишь условно - ведь именно из Европы отправлялись в путь первооткрыватели Америки, Австралии и Антарктиды. Не удивительно, что большая часть исследований пришлась на азиатскую часть материка. Наиболее известны путешествия Марко Поло, Афанасия Никитина, исследования Н.М. Пржевальского и П.П. Семенова - Тян-Шанского.

Более подробно об этих исследованиях нам расскажут заранее подготовленные учащиеся. Вашей задачей будет внимательно слушать одноклассников, и заполнять таблицу.

Сообщения учащихся об исследованиях материка:


  1. Петр Петрович Семенов Тян-Шанский.

  2. Николай Михайлович Пржевальский.

Путешественники

Время

Маршрут

Результаты

1 . Пржевальский Н.М.

19 век

Центральная Азия. Прошел около 33 тыс. км.

Изучал хр. Тибета, пустыню Гоби, верховье р. Хуанхе и Янцзы (Китай), Описал растения и животные, описал дикую лошадь и верблюда. Во время путешествия наносил свой маршрут на карту, определял координаты и высоты, проводил метеорологические наблюдения, собирал коллекции горных пород и растений.

2 . Семенов-Тян-Шанский (1827-1914)

Дважды совершил экспедиции в Тянь-Шанские горы.

Открыл пик Хан-Тенгри, доказал бессточность озера Иссык-Куль, его тектоническое происхождение. За большие заслуги к фамилии ученого добавлено название горной системы. Горный хребет, высокий пик и ледник в Центральной Азии названы его фамилией.

III. Закрепление:

1) Работа с контурной картой.

2) игра «Вокруг света»:

1. мыс. Е......

2. полуостров...В......

3. часть света.. Р...

4. остров... А...

5. часть света. 3 ..

6. самое «сухое» место.. И..

7. острова Я.......

3) Вычеркните лишнее (на доске):

Граница между Европой и Азией имеет протяженность 5100 км. Эта граница - условная линия - проходит от (Карского, Баренцева) моря по (восточному, западному) склону Уральских гор, на юге ­вдоль реки Эмба до Каспийского моря, по западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы, а затем вдоль этой реки и (северной границы Кавказа, Кумо-Манычской впадины) до Азовского моря.

IV. Заключение.

Материк Евразия имеет очень много уникальных особенностей природы, поэтому на уроках мы продолжим их собирать.

V. Рефлексия:


  • С чем познакомились на уроке?

  • С каким настроением работали?

  • Какие затруднения были на уроке?

  • Что понравилось?

  • Что хотелось бы повторить?
VI . Домашнее задание. Собрать данные по природным рекордам Евразии, §

1 группа:

Положение материка на градусной сетке.


  1. Определите положение материка относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана, полярных кругов.

2 группа:

Крайние точки, координаты, протяженность материка.


  1. Найдите на карте крайние точки материка, определите их координаты.

  2. Рассчитайте протяженность Евразии с запада на восток по 60 ° с.ш. (1° – 55,8 км).

  3. Рассчитайте протяженность Евразии с севера на юг по 80 °в.д.

3 группа:

Положение материка относительно других объектов. Береговая линия.


  1. Определить какими океанами и морями омывается материк.

  2. Как расположен относительно других материков.

  3. В каких климатических поясах расположен материк.

  4. Отметьте на контурной карте цифрами следующие объекты: (работа с интерактивной картой.)

Отмечают на контурной карте простым карандашом цифрами элементы береговой линии материка.


  1. Кольский полуостров

  2. Баренцево море

  3. О. Новая Земля

  4. Карское море

  5. Полуостров Ямал

  6. Северная земля

  7. Море Лаптевых

  8. Полуостров Таймыр

  9. Новосибирские острова

  10. Восточно-Сибирское море

  11. Чукотское море

  12. Берингов пролив

  13. Берингово море

  14. Чукотский полуостров

  15. Охотское море

  16. Остров Сахалин

  17. Японское море

  18. Японские острова

  1. Южно-Китайское море

  2. Филиппинские острова

  3. Полуостров Индокитай

  4. Полуостров Малакка

  5. Бенгальский залив

  6. Полуостров Индостан

  7. Аравийское море

  8. Аравийский полуостров

  9. Баб-эль-Мандебский пролив

  10. Красное море

  11. Суэтский канал

  12. Средиземное море

  13. Пиренейский полуостров

  14. Гибралтарский пролив

  15. Острова Великобритания

  16. Скандинавский полуостров

  17. Балтийское море

Краткосрочное планирование по географии

Цель обучения :

Изучить особенности ФГП Евразии, крайние точки, изрезанность береговой линии;

Закрепить умения давать описание географического положения материка по плану;

Развитие умений работать с тематическими и контурными картами.

Цели обучения/

Ожидаемый результат :

Все: могут определять ФГП по плану.

Большинство: демонстрируют правильное применение приемов определения ФГП материка, выделяет скрытие предположения, ориентируются по карте Евразии, работают в группах.

Некоторые: используют знания из разных областей, оценивает значимость полученных знаний и умений, проявляют лидерские качества.

Языковые цели :

физико-географическое положение материка, материк, остров, часть света, пролив.

Предшествующее обучение :

географические координаты, градусная сетка, части света, острова, архипелаг, пролив, залив.

Ход урока

Планируемое

время

(в минутах)

Запланированная деятельность

Оценивание

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Введение

3 мин

4 мин

3 мин

I . Организация учебного процесса

Приветствие

Добрый день, ребята. Добрый день уважаемые гости.

Позитивный настрой

«Круг радости» Слайд 2

За работу на уроке вы будете получать бонусы- киретамы, которые будете собирать на листе «Копилка знаний». Значение слова «киретам» вы узнаете в конце урока.

Также свою работу вы будете оценивать в Листах самооценивания

Актуализация знаний

Прошу обратить ваше внимание на слайд. Что общего между картинками?

Как вы думаете, почему шестой квадрат пустой?

Вот мы и подошли к теме урока.

Что же мы сегодня начнем изучать?

А что вы уже знаете об этом материке?

Прошу вас, используя стратегию

«ЗУХ» заполнить первую колонку таблицу

И еще я добавлю: (с показом на настенной физической карте Евразии)

Здесь горы-великаны -
Тибет, Алтай, Памир,
Альпы и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки - Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Нура.
Лесов многообразие
В родной для нас... Евразии .

А почему в последней строчке такие интересные слова « В родной для нас Евразии»?

Повторение

Вспомните, с чего начинается изучение материка?

Что значит определить ФГП материка?

Для изучения и исследования мы отправимся в экспедицию. Кто знает, что такое экспедиция?

Давайте определим и мы цель нашей экспедиции.

Как вы уже сказали, Евразия большой материк, поэтому исследование его ГП мы будем 4 экипажами на 4-х судах. А итогом нашего исследования станет «Путевой журнал».

Чтобы хоть немного представить себя мореплавателями, наденьте воротники-матроски.

К экспедиции готовятся заранее.

Капитанов просим представить информацию об имени, в честь кого названо ваше судно.

Итак, команды сформированы, морские суда готовы. Что необходимо еще взять с собой?

Итак, пришло время открыть для себя Евразию. В добрый путь!

Берутся за руки, улыбаются

Слушают. Заинтригованы

Берут листы самооценивания

Определяют общее.

(картинки относятся к уже изученным материкам)

(в этой группе картинок не хватает шестого материка- Евразии)

Отвечают (Будем изучать Евразию)

Дают ответы

Заполняют таблицу.

Озвучивают ответы

(-Потому, что мы живем на этом материке.)

Отвечают (С определения физико-географического положения)

Называют пункты плана определения ФГП материка

Отвечают (Экспедиция — путешествие со специально определённой целью — научной или военной.)

(Изучить ГП Евразии, доказать, что Евразия - величайший массив суши)

Надевают воротники-матроски, согласно расцветке экипажа

Капитаны дают информацию по опережающему заданию и демонстрируют продукт поисковой работы (реферат, заметка на стенд в кабинет географии, брошюра, презентация)

(карты, атласы)

Замечательные пожелания. Я думаю, что удача вам улыбнется

Молодцы! Быстро справились.

Получают «Киретамы»

Словесное поощрение. Получают «Киретамы»

Словесное поощрение.

Замечательно Получают (киретамы)

Получают (киретамы)

Словесное поощрение. За ответы получают «киретамы»

В ходе всего урока по выполнению заданий экипажи получают бонусы-киретамы

Словесное поощрение учащихся за организованность к работе в группах (в экипажах)

Капитаны получают «киретамы» за представленную информацию об исследователях Евразии

Наличие бейджиков с именами учащихся

«Киретамы», картинки «Копилка знаний» листы самооценивания

Слайд 3 с картинками относящимся к изученным материкам

Слайд 4 с представлением темы урока

Бланки с таблицей «ЗУХ»

Слайд 5 (объяснение слова «экспедиция»)

Слайд 6 (цели урока)

Слайд 7. Держатели с картинками морских судов

Наличие воротников-матросок

Держатели с названиями с морских судов

Слайды 8-11 + презентация с изображением Н.М. Пржевальского (Прокопенко Г.) П.П.Семенов-Тянь-Шанский (Сериков Т.), Ш.Уалиханов Ресурс «Видеоколлекция» Знаменитые путешественники

(Сыздыкова С.),

Атласы 7 класс

Презентация

Сопровождает каждый этап урока

Смотрят, читают со слайда

Основная часть

8 мин

12 мин

10 мин

1. Актуализация знаний учащихся

Как я уже говорила нам надо предоставить доказательную базу по исследованию Евразии экипажами, которая будет фиксироваться в «Путевом журнале» на доске

1 этап экспедиции «Географическое положение Евразии»

Капитаны получите задания первого этапа экспедиции. Изучите в экипажах задания. О готовности экипажа к презентации оповестите хлопком.

Презентация работ экипажей первого этапа экспедиции

Проверка ответов

2 этап экспедиции «Береговая линия Евразии»

Капитаны получите конверты с заданиями второго этапа экспедиции.

Презентация работ экипажей второго этапа экспедиции

3 этап экспедиции «Рекорды материка»

Капитаны получите конверты с заданиями третьего этапа экспедиции.

Презентация работ экипажей третьего этапа экспедиции

Учащиеся нацелены на работу в группах

Выполняют задание, используя атласы. Записывают на листах Путевого журнала

Определение спикера для представления работы

Спикеры дают ответ и прикрепляют свою страницу с выводом на доску.

Работают с контурными картами предложенных территорий. Каждый экипаж выполняет свою часть работы в экипажах

Работа в паре, представление выступления с показом заданных объектов на карте

Работают с текстом. Находят соответствующую информацию к своему заданию

Получение «киретамов» за презентацию работ

Получение «киретамов» за презентацию работ

Эскиз «Путевого журнала» на доске

Конверты с заданиями прикрепленные на «Путевом журнале»

Приложение 1

«Киретамы»

Приложение 2. Заготовки с номенклатурой, клей

Приложение 3

Текст. Заготовки с неоконченным предложениями

Закрепление

Выполните тест

Выполняют тест

Домашнее задание

(Слайд)

Всем: § 14, выучить номенклатуру

Творческое: Продолжить список «Рекорды Евразии»

Записывают Домашнее задание

Слайд 16 с домашним заданием

Рефлексия

5 мин

Рефлексия

Вот и завершилась наша экспедиция. Прошу вас используя стратегию

«ЗУХ» заполнить оставшиеся графы таблицы

Кто желает озвучить свой ответ?

Таблицы «ЗУХ» сдайте капитанам.

Вернемся к целям урока. Достигли ли мы поставленных целей?

Завершите заполнение оценочных листов: как чувствовал себя на уроке и подведите итог вашей работе.

Подсчитайте ваши полученный «киретами». Сумма киретамов дает право на получение сертификата

За активную работу хочу вас поблагодарить «сухим пайком»

Пришло время раскрыть значение слова «киретам». Ваши предположения. «КИРЕТАМ- МАТЕРИК»

Наш урок закончен. Всем спасибо за урок!

Учащиеся заполняют таблицу «ЗУХ».

Комментарии к ответам

Дают ответы

Подсчет заработанных киретамов экипажами. Экипажи получают сертификаты разных степеней

Высказывают свои варианты ответов

Словесное поощрение работы

Словесное поощрение

Определение победителей по количеству набранных «киретамов» для получения сертификатов и сюрприза.

Сертификаты I, II, III, IV степени

Слайд 17 с расшифровкой слова «КИРЕТАМ»

Дополнительная информация

Дифференциация

Как вы планируете помогать учащимся?

Какие задания вы планируете давать более способным ученикам?

Оценивание - как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся?

(обобщенная информация/идея оценивания)

Межпредметные связи

Наводящие вопросы. Консультация.

Разноуровневые задания на этапах

Стратегия «ЗУХ», формативное оценивание, лист самооценивание

Русская словесность, математика, логика

Рефлексия

Были ли цели обучения/урока достижимыми?

Чему сегодня научились учащиеся

Какой была атмосфера обучения?

Хорошо сработал ли мой дифференцированный подход к работе?

Уложился ли я в график?

Какие изменения я хотел бы внести в свой план и почему?

Используйте это место для записи ваших наблюдений по уроку.

Ответьте на вопросы о вашем уроке, написанные в левом столбике.

Итоговое оценивание

Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения).

Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения).

Приложение 1

Задания первого этапа экспедиции

1 экипаж: Изучите положение Евразии относительно экватора, нулевого меридиана, северного тропика, северного полярного круга. Дополните предложения:

Евразия относительно экватора лежит в __________________________ полушарии. Нулевой меридиан пересекает материк на _________________, значит материк находится и в ________________ и в _______________ полушариях. Большая часть Евразии лежит в ______________________ полушарии. Материк __________________ северный тропик и северный полярный круг, значит, Евразия находится во всех _________________ поясах северного полушария.

2 экипаж: Определите крайние точки Евразии и их координаты. Дополните предложения.

Крайней северной точкой материка является мыс ________________, его координаты ______________. Точка расположена в государстве _________.

Крайней южной точкой Евразии является мыс _________________, с координатами _____________. Она расположена в государстве _____________.

Крайней западной точкой Евразии является мыс _______________, с координатами _______________. Она расположена в государстве ____________.

Крайней восточной точкой Евразии является мыс ______________, с координатами ________________. Она расположена в государстве ____________.

3 экипаж: Рассчитайте протяженность Евразии с севера на юг (1°=111 км), с запада на восток (1°= 80 км). Дополните предложения.

Протяженность материка с севера на юг составляет________________________ км, что указывает на _________________ размеры. Протяженность с запада на восток______________ км, что заметно отражается на ___________________________ условиях.

4 экипаж: Определите месторасположение Евразии по отношению других материков. Дополните предложения.

Евразия ближе всех расположена к материку ___________________. От него отделена ________________________ проливом, а так же ______________ морем, ____________________ каналом и ______________________ морем. На востоке Евразию от материка________________ отделяет _______________________ пролив.

Приложение 2

Задания второго этапа экспедиции

1 экипаж: Изучите предложенную часть береговой линии Евразии. Подпишите океан, Норвежское море (самое большое по площади), острова Новая Земля, полуострова Таймыр. Сопроводите свой ответ показом объектов на настенной карте Евразии.

2 экипаж: Изучите предложенную часть береговой линии. Подпишите океан, Филиппинское море (самое большое по площади), Японские острова, полуострова Индокитай. Сопроводите свой ответ показом объектов на настенной карте Евразии.

3 экипаж: Изучите предложенную часть береговой линии. Подпишите океан, Аравийское море (самое большое по площади), остров Шри-Ланка, полуостров Аравийский (самый большой в мире). Сопроводите свой ответ показом объектов на настенной карте Евразии.

4 экипаж: Изучите предложенную часть береговой линии. Подпишите океан, Средиземное море, остров Великобритания, Пиренейский полуостров. Сопроводите свой ответ показом объектов на настенной карте Евразии.

Приложение 3

Прочитайте текст. Заполните пропуски в бланках.

Евразия — самый большой континент на Земле, площадь — 53,893 млн. км², что составляет 36 % площади суши. Население — более 4,947 млрд. (2010), что составляет около 3/4 населения всей планеты. Это единственный континент на Земле, омываемый четырьмя океанами: на юге — Индийским, на севере — Северным Ледовитым, на западе — Атлантическим, на востоке — Тихим. В Евразии находятся самые высокие горы на Земле — Гималаи (инд. Обитель снегов), а евразийские горные системы Гималаев, Тибета, Гиндукуша, Памира, Тянь-Шаня и др. образуют самую большую горную область на Земле. Джомолунгма (Эверест) — высочайшая вершина мира, высота 8848 метров. Здесь же находиться и самая низкая точка суши- впадина Мертвого моря (-405 м). В Евразии расположено самое глубокое озеро на Земле - Байкал, его глубина 1642 м. Самый большой полуостров — Аравийский. Согласно книге рекордов Гиннеса самым влажным местом на Земле является город Черрапунджи (12000мм), расположенный на северо-востоке Индии. На стыке Европы и Азии расположено самое большое на Земле бессточное озеро - Каспийское море, называемое так из-за огромных своих размеров. В Евразии находиться самая большая страна мира - Россия, самый густонаселенный город на Земле - Сеул (Корея).

1. Самый большой континент на Земле ______________________________________________________________________________________________

2. Самые высокие горы на Земле____________________________________________________________________________________________________

3.Самый высокий горный пик в мире ________________________________________________________________________________________________

4. Самая низкая точка суши ________________________________________________________________________________________________________

5. Самое глубокое озеро на Земле ____________________________________________________________________________________________________

6. Самый большой полуостров ______________________________________________________________________________________________________

7. Самое влажное место на Земле ____________________________________________________________________________________________________

8. Самое большое на Земле бессточное озеро __________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Лист самооценки

Фамилия Имя____________________________________________________________________________________________________________________

Уверенно

«3» балла

Сомневался

«2» балла

Было трудно

«1» балл

Отвечал на вопросы учителя

Задания 1 этапа экспедиции

Задания 2 этапа экспедиции

Задания 3 этапа экспедиции

На уроке чувствовал себя

Тестирование

Моя оценка

Евразия - крупнейший по площади материк. На него приходится 36 % всей суши земного шара. На его территории проживает три четверти населения планеты и размещается 94 официальных государства. Какими особенностями обладает материк? Описание географического положения Евразии, ее климата, природы и других характеристик вы найдете в нашей статье.

В силу большой протяженности и уникального географического положения Евразия обладает огромным природным разнообразием и является рекордсменом по многим параметрам. Вот лишь некоторые ее особенности:

  • В Евразии развивалось большинство древних цивилизаций, здесь совершались величайшие открытия и возникали основные мировые религии. Именно отсюда отплывали первые исследовательские корабли.
  • Здесь находится крупнейшая страна в мире - Россия, площадь которой составляет 17 100 000 км².
  • На территории материка много гор. В азиатской его части находится самая высокая горная система (Гималаи) и самая большая система по площади (Тибет). Его наивысшей точкой является Джомолунгма, или Эверест, достигающая 8848 метров.
  • Аравийский полуостров на юге континента является крупнейшим в мире и охватывает площадь в 3,25 млн км².
  • На материке находится самое большое озеро (Каспийское море), самое глубокое пресноводное озеро (Байкал) и самый узкий пролив (Босфор).

Описание географического положения материка Евразии

Евразия занимает 54,3 млн км 2 . Основная часть материка находится в Северном и Восточном полушариях планеты. Он включает в себя две части света - Европу и Азию, которые разделены условной границей, проведенной по основным природным объектам (Уральским горам, Каспийскому морю, и т. д.).

Главной особенностью географического положения Евразии является то, что она омывается всеми океанами: Индийским на юге, Северным Ледовитым на севере, Атлантическим на западе и Тихим на востоке. Ближе всего она располагается к Африке, отделяясь от нее. Средиземным и Красным морями, Суэцким каналом и Гибралтарским проливом. Кроме континентальной суши, к ней также относится огромное количество островов, общая площадь которых превосходит 3 млн км 2 .

С запада на восток Евразия протянулся на 18 тыс. км, а с севера на юг - на 8 тыс. км. Ее крайние материковые и островные точки:

  • западные - мыс Рока в Португалии и скала Моншик на Азорских островах;
  • восточные - мыс Дежнева и остров Ратманова в России;
  • северные - мыс Челюскин и мыс Флигели в России;
  • южные - мыс Пиай в Малайзии и Южный остров в Килинге (Кокосовые острова).

Рельеф

Рельеф материка неравномерный и представлен как низменностями, так и значительными возвышениями ландшафта. В северной его части находится Восточно-Европейская равнина - одна из крупнейших в мире. Она простирается в пределах 12 государств от берегов Балтийского и Черного морей до Каспийского моря и Уральских гор.

В рельефе материка выделяют также Западно-Сибирскую равнину, Тибетское нагорье, Туранскую низменность, Индо-Гангскую, Великую Китайскую равнины. На его территории присутствуют высокие и средние горные системы, такие как: Альпы, Кавказ, Карпаты, Гималаи, Урал, Тянь-Шань и другие. Средняя приподнятость Евразии составляет примерно 830 метров.

Климат

Географическое положение Евразии во многом определяет ее климат. Он на материке представлен всеми поясами и природными зонами. На севере часть его территории находится за полярным кругом. Здесь располагается зона субарктических и арктических пустынь, где большую часть года лежат снега и действуют низкие температуры.

Центральные районы Евразии охватывает умеренная зона, которая тянется по всей длине: от западного до восточного берега. В азиатской части материка в районе Аравийского полуострова и частично Индостана пролегает тропический пояс, представленный жаркими и засушливыми пустынями.

Восточнее располагаются субэкваториальный и экваториальный пояса. Они характеризуются сильными сезонными или круглогодичными осадками, частыми тайфунами и ураганами. В европейской части тропический, субэкваториальный и экваториальный пояса не представлены. На юге располагаются субтропики с морскими и засушливыми типами климата.

Благодаря географическому положению материка Евразии, на нем сильно отображается действие океанических течений. Так, воды Атлантики очень смягчают условия в европейской части, делая зимы мягче, а лето прохладнее. В глубине материка, куда не доходят морские ветры, климат засушливый континентальный. На востоке (особенно на побережье) климат сменяется дважды в год, попадая, то под действие влажных муссонов, то под влияние сухих ветров с континента.

Природа континента

Географическое положение Евразии сходно с положением Северной Америки. Оба материка располагаются между арктическим и экваториальным климатическими поясами. Но благодаря обширной площади Евразии, некоторые природные зоны на ней выражены гораздо ярче, и широтная зональность прослеживается более отчетливее.

На материке представлено большое количество природных комплексов и все существующие природные зоны. На севере есть участки вечной мерзлоты, постоянных льдов и снегов. Здесь обитают белые медведи, полярные зайцы, совы и полярные лисицы. Чуть ниже тянуться участки тундры с болотистыми пустошами, лишайниками и мхами, а еще ниже начинается тайга с густыми хвойными и смешанными лесами.

Южные и центральные районы материка представлены не меньшим разнообразием. В зависимости от конкретной местности, в них встречаются леса и лесостепи, влажные травянистые луга, сухие степи, безжизненные пустыни, вечнозеленые джунгли и мангровые заросли.

В северных и прибрежных районах континента много полноводных рек, болот и озер. Часть мощных водотоков начинается в горах. В то же время территория Аравийского полуострова и пустыни Тар считается самой засушливой в Евразии. Здесь нет постоянных рек, и единственным спасением являются подземные ключи и редкие сезонные дожди. Пустыни также присутствуют на территории Центральной Азии.

Уникальность Евразии

Каждый материк нашей планеты обладает своими неповторимыми чертами и своеобразным географически положением. Евразию можно назвать особенной благодаря тому, что она располагается в окружении всех четырех океанов и находится во всех климатических поясах. Это крупнейший и самый протяженный с запада на восток материк планеты - в размерах он почти в два раза превышает Африку, а Австралию - в семь раз. Совокупность всех факторов, формирующих Евразию, поспособствовала ее огромному разнообразию и сделала ее уникальной.



error: Контент защищен !!