Смысл названия рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма

1.
В 1937-ом году Паустовским был написан цикл небольших рассказов " Летние дни" (на материале повести " Золотая роза"), в 1939-ом году повесть " Мещёрская сторона", о природе и жителях рязанской земли. Материал о судьбе дочери художника, лёгший в основу рассказа " Телеграмма", мы находим в повести " Золотая роза" в главе " Зарубки на сердце". В этой главе автор делится с читателем тем, что послужило написанию "Телеграммы". Таким образом можно предположить, что это произведение было создано Паустовским в 30-е годы прошлого столетия, в период его жизни на рязанской земле, в мещёрском крае, хотя конкретную дату создания этой психологической новеллы, занимающей особое место в период развития в советской литературе метода социалистического реализма, мне так и не удалось разыскать.

Рассказ К.Г.Паустовского " Телеграмма" не изучался в советской школе и был включён только немногим более десяти лет тому назад в некоторые программы по литературе современной российской школы для учащихся восьмых классов.

Сюжет рассказа прост: старая больная женщина, не дождавшись приезда своей дочери-ленинградки к ней, в далёкую рязанскую деревню, умирает. Дочь, Настя, получившая телеграмму о плохом состоянии матери и ещё не знающая о её смерти, добирается до Заборья только на второй день после похорон Катерины Петровны.

В Интернете размещено несколько школьных разработок уроков по этому рассказу, в которых особо выделяется нравственная линия произведения (отрыв взрослых детей от престарелых родителей) с целью воспитания в учениках душевности, сердечности и внимания к своим близким.

У меня же после недавнего перечитывания рассказа " Телеграмма" (а надо сказать, что лет 16 тому назад, работая в лицее, я сама давала восьмиклассникам и учителям своего города открытый урок по этому произведению, делая, как помню, упор на ту же проблему " отцов и детей") возникло желание исследовать этот текст глубже и поразмышлять над теми его сторонами, которые не лежат на поверхности.

2.
Система действующих лиц рассматриваемого нами текста включает в себя две группы участников событий.
1-я группа - жители села Заборье: дочь когда-то широко известного русского художника из Петербурга, построившего в этой деревне дом, Катерина Петровна, обитающая после смерти отца в этом же доме; её соседи-односельчане: сторож при пожарных сараях - Тихон, дочка соседа-сапожника Манюшка, молодая учительница, почтарь Василий, старухи, хоронившие Катерину Петровну.

2-я группа лиц объединена вокруг дочери главной героини, Насти, секретаря Союза художников, давно живущей отдельно от матери в Ленинграде. К этой группе можно отнести талантливого, но затираемого начальством и коллегами молодого скульптора Тимофеева, его удачливого соперника по цеху Першина; не названных по имени председателя Союза художников и старого мастера, встревожившегося по поводу получения Настей телеграммы, а также, словно ожившую, скульптуру Н.В. Гоголя, талантливо выполненную Тимофеевым и как бы осуждающую Настю за невнимание к матери.

3.
Что же и кто остаётся " за кадром" при взаимодействии всех перечисленных лиц?
Конечно же, не ясно, кто был мужем Катерины Петровны и отцом Насти. Дочь художника доживает свой век среди картин отца, украшающих старый дом, и картин его друзей. Другом отца был сам художник Крамской, чей подарок, маленький эскиз к его картине " Неизвестная", занимает почётное место на стене рядом с портретом бывшего хозяина этого дома.

Упоминания о портретах, фотографиях, наконец, о могиле мужа - нет. Где он остался (в Петербурге, в Ленинграде ли), жив ли, какую роль сыграл в судьбе Катерины Ивановны и дочери Насти, - не сказано, но хочется "зацепиться" за одну деталь.

4.
"Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза", - читаем мы о Насте, секретаре Союза художников. Упоминание имени Сольвейг в контексте произведения, видимо, не случайно, если следовать художественному закону, что любая деталь в произведении необходима для понимания скрытого в тексте. Сольвейг - героиня поэмы " Пер Гюнт" норвежского писателя Генрика Ибсена. Она была написана в 1867 году.

Образ Сольвейг, как образ любящей женщины, всю жизнь ждущей своего наречённого, был ещё более опоэтизирован композитором Эдвардом Григом, написавшим, по просьбе автора, музыку к драме и включившим туда " Песню Сольвейг" (кто автор слов песни - не ясно).

5.
Конечно, люди искусства не могли не знать и стихотворения Александра Блока "Сольвейг" (20 февраля 1906 год), использовавшего эпизод ухода молодой девушки Сольвейг из семьи к преследуемому односельчанами Перу Гюнту. Сольвейг прибегает на лыжах ранней весной к возлюбленному в лес, где он только что закончил строить избушку для себя.
Вот эти стихи:

Александр Блок
Сольвейг

Сергею Городецкому

Сольвейг прибегает на лыжах.
Ибсен. "Пер Гюнт"

Сольвейг! Ты прибежала на лыжах ко мне,
Улыбнулась пришедшей весне!

Жил я в бедной и темной избушке моей
Много дней, меж камней, без огней.

Но веселый, зеленый твой глаз мне блеснул -
Я топор широко размахнул!

Я смеюсь и крушу вековую сосну,
Я встречаю невесту - весну!

Пусть над новой избой
Будет свод голубой -
Полно соснам скрывать синеву!

Это небо - твое!
Это небо - мое!
Пусть недаром я гордым слыву!

Жил в лесу, как во сне,
Пел молитвы сосне,
Надо мной распростершей красу.

Ты пришла - и светло,
Зимний сон разнесло,
И весна загудела в лесу!

Слышишь звонкий топор? Видишь
радостный взор,
На тебя устремленный в упор?

Слышишь песню мою? Я крушу и пою
Про весеннюю Сольвейг мою!

Под моим топором, распевая хвалы,
Раскачнулись в лазури стволы!

В декабре 1906 года Блок пишет новое стихотворение: "Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь!", где в самых первых строчках раскрывает значение имени Сольвейг (в переводе с древнескандинавского - " солнечный путь" или " солнечная сила":

Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь!
Дай мне вздохнуть, освежить мою грудь!

В темных провалах, где дышит гроза,
Вижу зеленые злые глаза.

Ты ли глядишь иль старуха-сова?
Чьи раздаются во мраке слова?

Чей ослепительный плащ на лету
Путь открывает в твою высоту?

Знаю - в горах распевают рога,
Волей твоей зацветают луга.

Дай отдохнуть на уступе скалы!
Дай расколоть это зеркало мглы!

Чтобы лохматые тролли, визжа,
Вниз сорвались, как потоки дождя,

Чтоб над омытой душой в вышине
День золотой был всерадостен мне!

Декабрь 1906

6.
Разве могли советские ленинградские художники (в романтическом отношении к женщине им, к счастью, не откажешь), называя Настю именем Сольвейг, иметь в виду только цвет её волос и "холодность глаз" (последний эпитет можно расценивать как указание на скандинавское происхождение героини Ибсена, а не на её характер и душу)?..

Скорее всего это намёк на избирательность Насти, как женщины, намёк на какую-то её личную тайну (верна, как Сольвейг, одному человеку) или, если она занимается устройством их жизни и быта, то она для них " солнечный путь", или... невольно начинаешь думать, как о Сольвейг, о другой, уже состарившейся женщине - о Катерине Петровне. Ведь Настя внешне может повторять черты молодой матери.

7.
Однако необходимо помнить, что история Сольвейг в пьесе потрясала именно своим финалом: более сорока лет героиня прожила в избушке, построенной Пером Гюнтом, в то время как он был вынужден бежать и из леса, пространствовав по миру и, наконец, вернувшись в Норвегию. Судьба подарила в конце жизни женщине за верность встречу с любимым, и он видит, что его дождалась только она.
Так истинной героиней становится не Сольвейг молодая, а Сольвейг старая. Невольно мыслью обратишься к Катерине Петровне.

Знала ли Катерина Петровна эти стихи А.Блока и саму пьесу Ибсена в немецком переводе (русский перевод " Пера Гюнта" был издан в СССР впервые в 1956 году), послужившую основой для стихотворени Блока " Сольйвег"? А отчего же нет. Художники дворянской России и члены их семей дружили не только с художниками, но и с поэтами, писателями и композиторами своего времени, а их дети получали прекрасное классическое образование. Это сейчас для неё в селе нет никого, "с кем бы можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни, о том лете, когда Катерина Петровна жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго". О той ушедшей далёкой жизни свидетельствуют и пылящиеся в нетопленных комнатах журналы " Вестника Европы", которые сейчас некому читать.

При таких умолчаниях несомненно одно: благодаря отцу, Катерина Петровна вращалась в молодости в среде творческой интеллигенции, а значит, отец играл в жизни дочери огромнейшую воспитательную и развивающую роль, так как дочерние воспоминания о нём отражены не только в упоминании художественных полотен.

8.
Немного о журнале " Вестник Европы". Отец Катерины Петровны и она сама читали номера этого русского литературно-политического ежемесячника умеренно-либеральной ориентации, издававшегося В Санкт-Петербурге с 1866-го года по 1918 год и, скорее всего, были подписаны на него. В журнале печатались известные учёные и публицисты: И.И.Мечников, С.М.Соловьёв, А.Ф.Кони, А.Н.Пыпин и др. В литературном отделе " Вестника Европы" можно было прочесть новые произведения русских писателей - И.С.Тургенева, А.Н.Гончарова, А.Н. Островского, В.С.Соловьёва, М.Е.Салтыкова-Щедрина. На этой классической литературе выросла дочь художника.

Летом 1885 года, вместе с отцом живя в Париже (одна из множественных привилегий дворянского класса), Катерина Петровна присутствовала при грандиозном событии - похоронах гениального французского писателя Виктора Гюго (он умер 22 мая 1885 года и был похоронен 1 июня).

Вот как описывает эти события мастер жанра романизированной биографии французский писатель Андре Моруа:
"Торжественное похоронное шествие проводило Виктора Гюго с площади Звезды до Пантеона. За гробом шло два миллиона человек. На улицах, по которым катился этот поток людей, с обеих сторон к столбам фонарей были прикреплены щиты и на каждом написано заглавие какого-нибудь его произведения: "Отверженные", "Осенние листья", "Созерцания","Девяносто
третий год". В фонарях, горевших среди бела дня и окутанных крепом, трепетали бледные огни. Впервые в истории человечества нация воздавала поэту почести, какие до тех пор оказывались лишь государям и военачальникам" ("Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго").

Можно сказать, что в последний путь писателя провожала не только вся Франция, но и вся Европа, поскольку похоронная процессия включала как высоких представителей многих европейских стран, так и добровольцев, добравшихся в эти дни до Парижа.
Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Жан Жаком Руссо.

9.
Катерину Петровну хоронят в начале ноября под первый морозец и " весёлый запах" первого "перепархивающего" снежка. За гробом идут несколько сельских старух и ребятишек, гроб несут два местных старичка. Попалась навстречу и молодая учительница и отдала дань покойнице, проводив её на кладбище и выслушав мнение бабки Матрёны о странной жительнице их села: "... И такая задушевная была, такая сердечная. Все, бывало, сидит и сидит у себя на диванчике одна, не с кем ей слова сказать. Такая жалость!.."

С помощью антитезы двух похорон мировая известность Гюго невольно сопоставляется автором рассказа с безвестностью бывшей русской дворянки, прожившей полную лишений и обид жизнь на родине и обретшей наконец покой в родной земле. Эта антитеза сообщает нам, как важна жизнь каждого из нас на земле, важна любая, пусть и не известная широким массам, судьба.
Но русская земля, несмотря на опоздание к матери дочери Насти, приняла Катерину Петровну с любовью и миром, что дано в рассказе в нескольких упоминаниях:
"Старухи кланялись гробу, дотрагивались тёмными руками до земли".
"За оградой, в легком перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля".
"... стучала по крышке гроба земля и далеко по дворам кричали разноголосые петухи - предсказывали ясные дни, лёгкие морозы, зимнюю тишину".

Однако неясно, почему Катерина Петровна не была похоронена рядом с отцом, судя по всему лежащим на этом же кладбище, почему никто из стариков не вспомнил над её могилой о том, что она дочь художника, жившего здесь.

Не потому ли, что жители села, посещавшие её дом и оказывавшие старушке посильную помощь, оставались равнодушными к картинам на стенах избы, не понимая их смысла, значимости и ценности. Никто из жителей, кроме Тихона, не помнит старого художника (но на похоронах Тихон так же не поминает отца Катерины Петровны), не знает о его вкладе в российское искусство, хотя его дом "был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». Он находился под охраной областного музея. Но что будет с этим домом, когда умрёт она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала".

Так показана духовная пропасть между Россией интеллигенции и Россией крестьянства уже в советские времена. Да и охраны дома со стороны областного музея в рассказе что-то не наблюдается. Тихон же "рубил в саду засохшие деревья, и пилил их, колол на дрова" - вот и вся охрана дома и сада.

10.
Но вернёмся к мысли о Сольвейг. В рассказе есть указания на то, что несмотря на свою старческую немощь, почти полную слепоту, Катерина Петровна могла себя ощущать героиней Ибсена, находясь в состоянии очень долгого ожидания:

"Как то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада.

Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову тёплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти.

Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:

Кто стучит?

Но за забором никто не ответил.

Должно быть, почудилось, - сказала Катерина Петровна и побрела назад".

Представим, кто мог бы "стучать в заколоченную уже несколько лет калитку сада", если бы Катерине Петровне это не почудилось. Конечно, не умерший отец (мистика), и не приехавшая из Ленинграда Настя, которая знала, как открыть действующую калитку, поскольку хоть и редко, но всё же навещала мать. К тому же Настя, вряд ли бы добиралась ночью, так как до Заборья от поезда надо было трястись на "тряской телеге".
"Стучал" тот, от кого старая женщина хотела бы услышать этот стук. Недаром она нашла в себе силы "впервые за этот год выйти из дома", да ещё ночью.

11.
Имя Настиного отца упоминается в тексте два раза через её отчество: Анастасия Семёновна. Отца Насти и, видимо, мужа Катерины Петровны звали Семёном - вот и всё, что мы о нём знаем.
В первый раз мы узнаём имя отца Насти из выступления художника Першина на обсуждении выставки скульптора Тимофеева:

"Я говорю о выставке работ товарища Тимофеева. Этой выставкой мы целиком обязаны - да не в обиду будет сказано нашему руководству - одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне".
Обращение по работе по имени-отчеству было правилом в советские времена.

Второй раз её отчество прозвучало перед смертью Катерины Петровны, когда Тихон приносит умирающей лжетелеграмму, посланную якобы Настей, а на самом деле написанную им самим в соавторстве с почтарём Василием:

Да кому же другому, как не Настасье Семёновне, - ответил Тихон, криво ухмыляясь, и вытащил из шапки телеграмму. - Кому, как не ей.

Тихон лжёт, что Настя уже подъезжает по " сбитой морозцем дороге" к Заборью.
Тихон называет Настю полным именем на народный манер Настасьей, а отчество прибавляет в знак уважения к этой семье, хотя саму Настю (это прозвучит позднее)опрометчиво причисляет к разряду пустых, легкомысленных людей, именуемых в народе "пустельгой".

12.
Остаётся предположить, что автор знал человека, которому он дал имя Семён и чьё имя он дважды повторил в тексте. Раздумья и воспоминанья об этом человеке глубоко спрятаны между строк, это герой, которого в 30-е годы в СССР ещё рано было выводить в литературе. Он не мог быть эмигрантом, так как эмигрировали семьями. Он не мог быть человеком, ушедшим в другую семью и прекратившим по этой причине отношения со своей дочерью. Иначе почему же тогда всю жизнь ждёт " сгорбленная, маленькая" Катерина Петровна кого-то, всё перебирая "какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле" ?.. Он мог погибнуть в годы гражданской войны, но не на стороне красных, иначе его героическая гибель была бы в тексте отражена.

В таких кожаных ридикюлях хранились и любовные письма молодости, и лживые ответы ("какие-то бумажки") из органов, полученные при сделанных запросах о судьбе и месте пребывания арестованного и вырванного из прежнего мира так называемого " врага народа", лишённого права переписки.

Расстрел, последовавший сразу после ареста, в большинстве случаев покрывался лживо-"утешительной" справкой о смерти от болезней в лагере. Но близкие не переставали надеяться и ждать.

Последний вариант судьбы Семёна - самый страшный и изуверский для его близких. Закономерная смерть от болезни в кругу семьи не должна бы была так подорвать и согнуть родных ему людей, как обвинение порядочного и честного человека в приписываемых ему политических грехах, что роковым образом отражалось на судьбе каждого члена его семьи.

Значит, всё же не "чёрствость" Насти, так огульно приписываемая ей в школьных разработках этого произведения, лежит в основе душевных страданий и тоски, окончательно подорвавших здоровье старой женщины, а бездушность и бессердечность государственной машины.

13.
Уже после того, как была написана значительная часть этой статьи, мною были найдены любопытные материалы о прототипах рассказа " Телеграмма", оставленные самим Паустовским в его повести" Золотая роза", в главе под названием " Зарубки на сердце". Привожу цитаты из этой главы:

"Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка - дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная ее дочь Настя жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери - она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги.
Я занял одну комнату в гулком, большом доме с почернелыми бревенчатыми стенами. Старушка жила на другой половине. К ней надо было проходить через пустые сени и несколько комнат со скрипучими, пыльными половицами.
Кроме старушки и меня, в доме больше никто не жил. Дом этот считался мемориальным.
Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру большой и такой же запущенный, как и дом, сырой и озябший сад.
Я приехал работать и первое время писал у себя в комнате с утра до темноты".

"Я не изучал тот старый дом, где жил, как материал для рассказа. Я просто полюбил его за угрюмость и тишину, за бестолковый стук ходиков, постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах (их осталось очень мало, так как почти все гравюры у Катерины Ивановны забрал областной музей): "Автопортрет" Брюллова, "Несение креста", "Птицелов" Перова и портрет Полины Виардо".

"По вечерам я приходил к Катерине Ивановне пить чай.
Она сама уже плохо видела, и к ней прибегала раза два-три за день для всяких мелких хозяйственных поделок соседская девочка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная.
Нюрка ставила самовар и пила с нами чай, громко высасывая его из блюдечка. На все тихие речи Катерины Ивановны Нюрка отзывалась только одними словами:
- Ну вот еще! Чего выдумали!
Я ее стыдил, но она и мне говорила:
- Ну вот еще! Будто я ничего не понимаю, будто я совсем серая!
Но на деле Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну. И вовсе не за то, что иногда Катерина Ивановна дарила ей то старую бархатную шляпу с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или желтое от времени кружевце.
Катерина Ивановна жила когда-то с отцом в Париже, знала Тургенева, была на похоронах Виктора Гюго. Она рассказывала мне об этом..."

"Катерина Ивановна никогда не выпускала из рук старенькую атласную сумочку. Там у нее хранились все ее богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти - красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом - и пожелтевшая фотография самой Катерины Ивановны, когда она была еще девушкой, - воплощение нежности и чистоты".

"Жёлтые от старости письма, оставшиеся от отца", превратились в рассказе просто в " какие-то бумажки", что и даёт повод читателю, вряд ли знакомому с приведёнными мною отрывками из " Зарубок на сердце", составлять своё мнение, исходя из умолчаний в тексте, ведь художественное произведение не есть точный слепок с какой-то одной жизненной ситуации, а сплав многих и многих составляющих.

14.
В " Зарубках на сердце" Паустовский пишет, что именно он отослал Насте телеграмму о смерти её матери, а затем вот как описывает прощание с Катериной Ивановной:

"Нюрка (в рассказе Манюшка), задыхаясь от плача, дала мне помятый конверт и сказала:
- Тут Катерина Ивановна велела, в чём её хоронить.
Я вскрыл конверт, прочел несколько слов, написанных дрожащей старческой рукой, - приказ о том, что на неё надеть после смерти, - и отдал записку женщинам, что пришли утром прибрать Катерину Ивановну в последний её путь.
Потом я пошел на кладбище выбрать место для могилы, а когда вернулся, Катерина Ивановна уже лежала прибранная на столе, и я остановился, поражённый.
Она лежала тоненькая, как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обёрнут вокруг её ног. Из-под него были видны маленькие черные замшевые туфли. На руках, державших свечу, были туго натянуты до локтя белые лайковые перчатки. Букет из шелковых алых роз был приколот к её корсажу.
Лицо было закрыто фатой, и если бы не сухие, сморщенные локти, видневшиеся между рукавом и краем белых перчаток, то можно было бы подумать, что это лежит молодая и стройная женщина.
Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон".

Из этого отрывка очевидно, к какому классу принадлежала Катерина Ивановна (а значит, и Катерина Петровна в рассказе " Телеграмма"), и понятно, по какой причине нельзя было в советские времена изучать этот рассказ в школе - слишком уж велики были симпатии автора к "пережиткам" дворянского прошлого.

15.
Достаточно интересным является в рассказе " Телеграмма" и вопрос об именах.
Автор оставил своей героине имя главного прототипа - Екатерина (в тексте - Катерина). В переводе с греческого - " чистая, непорочная", того же корня, что и слово " катарсис" - очищение.
Да, тяжелейшие прожитые годы не запятнали её чистую жизнь, её светлую душу.

Оставлено и имя дочери - Настя. Полное её имя - Анастасия - невольно являлось напоминанием о столь ещё недавних событиях казни большевиками императорской семьи. Младшую из дочерей звали Анастасией, и ходили упрные слухи о том, что она не была расстреляна и каким-то чудесным образом уцелела.

Имя Анастасия (в переводе с греческого " воскресение", " возвращённая к жизни") сохранялось в интеллигентной образованной среде и до, и после революции в России: вспомним младшую сестру поэтессы Марины Цветаевой - Анастасию Цветаеву, актрису советского кино, младшую дочь певца Александра Вертинского - Анастасию Вертинскую и др.

Несомненно, напрашивается параллель значения имени Насти в " Телеграмме" с её " возвращением" к духовной жизни, к пониманию истинных ценностей в связи с пережитой ею дочерней драмой.

16.
Настя, "ненаглядная" дочь Катерины Петровны, такая же одинокая, как и её мать, женщина, наверное, ещё молодая, но неопределённого возраста. Ей может быть между тридцатью и сорока, ведь слишком молодой девушке вряд ли бы доверили в те годы такой важный пост, как секретарь в Союзе художников Ленинграда. Конечно, Настя - член КПСС, поскольку на такие должности назначали только партийных.
Занятость Насти людям, жившим и работавшим в советские времена, будет очень понятна: это не только её личная прихоть - работы было всегда через край - не принадлежать себе даже после рабочего дня, а посвящать своё время неоплачиваемым общественным делам. Такой образ жизни в советской стране был в порядке вещей.
Кроме того не будем забывать, что партия учила молодёжь "раньше думать о Родине, а потом о себе", семейные ценности отрицались и девальвировались, и Настя, вне сомнения, была продуктом этого времени.

Хотя, по словам художника Першина, Настя является "одной из рядовых сотрудниц Союза", но тем не менее её зарплата позволяла ей один раз в два-три месяца слать матери по двести рублей. Большие ли это были деньги? Средняя заработная плата по стране в 1936-ом году составляла 207 рублей, а у Насти она могла быть менее средней, так как работа секретаря при любом учреждении оплачивалась невысоко.

Таким образом Настя систематически посылала матери приблизительно одну вторую часть от своей зарплаты, но и того, видимо, хватало только на скромное пропитание и лекарства, ведь мы не заметили, чтобы Катерина Петровна расплачивалась с заботящимися о ней соседями деньгами, чья помощь была равносильна тимуровской.

Так Манюшка, девчонка, дочь соседа, колхозного сапожника, прибегала к ней каждый день, "чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар", а "Катерина Петровна дарила Манюшке за услуги сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу".
Речи о том, что почтарь Василий приносил старой женщине, помимо денежных переводов от дочери, ещё и пенсию, - не ведётся.

17.
При небольшой зарплате, у Насти - хорошие жилищные условия, комната в старинном доме с золотым потолком, в центре города, на реке Мойке, но, вероятно, в коммуналке. Как она получила такую должность (пусть и "рядовую") и жильё? Не благодаря ли связям с теми, кто ещё помнил её деда, но и, несомненно, своей начатой партийной карьере? Не дед ли оставил ей эту комнату?
Почему же мать не живёт вместе с дочерью в Ленинграде и так ли уж надо Настю за это винить?

Конечно, очень озадачивают отношения дочери и матери. При всей глубокой любви к дочери ("Ненаглядная моя", - так обращается мать к Насте в редких письмах, думает о ней дни и ночи, и даже в том, что не так уж часто пишет, тоже любовь - чтобы не тревожить, не мешать) между двумя самыми родными людьми за всю, вместе прожитую жизнь, не создалась атмосфера душевно-интеллектуальной потребности и заинтересованности дочери в матери, и списывать этот факт только на "бессердечность" девушки было бы неправильно.
Вспомним, как горюет Настя ещё в Ленинграде, осознав непоправимость происходящего, как в день получения телеграммы о том, что мать при смерти, спешно отправляется в путь, и нет у неё возможности отстучать ответную телеграмму; какую тяжёлую ночь в слезах проводит в Заборье.

Теперь Настя сама себе судья, и слова Тихона над телом Катерины Петровны, назидательно обращённые к дочери Манюшке "не быть пустельгой, за добро платить добром", - прямой и достаточно бестактный намёк на его собственное понимание отношений только что умершей матери и её ещё не приехавшей дочери.

Вдумчивому же читателю должно быть ясно: скорее, оба этих женских образа - определённая метафора, демонстрирующая два противопоставленных друг другу мира: России былой и России молодой, новой, и, несомненно, автору жаль разрушенного и исчезающего на глазах старого мира, который для него был связан с дворянскими усадьбами его предков, с духовностью и утончённой культурой.

18.
"В старости художник вернулся из Петербурга в свое родное село, жил на покое и занимался садом. Писать он уже не мог: дрожала рука, да и зрение ослабло, часто болели глаза," - вот так и Катерина Петровна попала вместе с отцом в Заборье.
Сторож при пожарном сарае, Тихон, "еще помнил, как отец Катерины Петровны приезжал из Петербурга, строил дом, заводил усадьбу.
Тихон был тогда мальчишкой, но почтение к старому художнику сберёг на всю жизнь".

Обратим внимание: художник вернулся в село из Петербурга, а не из Ленинграда, и ещё ранее, живя в Петербурге, приезжал оттуда " в своё родное село" строить дом и разбивать усадьбу. Почему это село было ему родным? Почему там не осталось дома его предков и надо было строить новый дом? И как из села в дореволюционной России мог выйти художник такой величины? Думается, что таким обиняком речь идёт о дворянском происхождении отца Катерины Петровны, об экспроприированной в революцию барской усадьбе, о "вишнёвых садах" российской дворянской интеллигенции. И это сбережённое почтение к старому художнику бывшего крестьянского мальчишки Тихона, как выходца из крепостных, можно понять.

19.
Так какую же жизнь прожила Катерина Петровна? Кто мог стать прототипом данного образа? В тексте упоминается одинокий клён в саду.
"Его она посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи."
"Хохотушка" в девушках, и она же, постоянно плачущая, слабая, почти не видящая в старости, - вот её скорбный путь. Если её дочь Настя, видимо, всё-таки имеет художественное образование (она прекрасно разбирается в искусстве), полученное в советское время, то Катерина Петровна вряд ли избежала опеки домашних учителей и гимназии. Однако о её образовании в рассказе ни слова. Так же, как и о том, приходилось ли ей работать кем-то в советское время или до революции. Видимо, нет, поскольку она не получает пенсию. Но всё, что она освоила и знала и чем была духовно богата, мать, несомненно, передавала дочери, воспитывая Настю в высоко духовных дворянских традициях.

"За добро плати добром", - назидательно воспитывает сторож Тихон дочь Манюшку, и в его умолчании слышится осуждение Насти. А ведь Настя и платит за добро, полученное от матери, добром, но только тем людям, с которыми она связана по работе, людям, с которыми она не находится в родственных связях, и тем ценнее её помощь.

Не всякая старость сопровождается потерей зрения. В автобиографии К.Г.Паустовского можно прочесть, что в 1915 году на разных фронтах в один день погибли два его старших брата. У него осталась только больная, почти ничего не видевшая сестра.
Не облик ли беспомощной слепой сестры отчасти лёг в основу портретной характеристики Катерины Петровны? Там же, в автобиографии упоминается одна из родовитых бабушек писателя, увлекательно рассказывавшая ему, ребёнку, о своей незабываемой поездке вместе с отцом в Париж. Вот и от воспоминаний бабушки нашли важную деталь в тексте.

Думается, что не только образ Катерины Ивановны, дочери гравёра из Заборья, но и образы очень близких людей, дорогих сердцу автора, образы женщин его семьи, с такой тоской, любовью и сожалением отражённые в облике главной героини рассказа Катерине Петровне, и стали источником вдохновения автора.

20.
Почему же так назван рассказ? Телеграмма - это важное сообщение, передаваемое с помощью телеграфа. Важное известие мгло дойти до адресата во времена К.Г.Паустовского только таким путём.

В тексте даны две телеграммы. Первая послана Насте в Ленинград из Заборья сторожем Тихоном: "Катя помирает. Тихон". Вторая, написанная "на бланке корявыми буквами" самим Тихоном показана и прочитана им "неуверенным голосом" уже не встающей с постели Катерине Петровне: "Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя".
- Не надо, Тиша! - тихо сказала Катерина Петровна. - Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку.

Сторож Тихон, единственный близкий Катерине Петровне в Заборье человек, кроме её отца, заботившийся о ней. Вот почему этот ласковый укор с обращением "Тиша", вот почему имя "Катя" в первой телеграмме, хотя мы не знаем, позволял ли он себе называть её так в общении с ней.

Интересно, что вторая телеграмма своим текстом констатирует изменение отношения Насти к матери, словно Тихон догадывается, в каком состоянии может добираться Настя до Заборья, словно очень желает ей нравственного перерождения.

Но, наверное, было бы слишком поверхностным считать заголовок отражением только этих двух телеграфных сигналов на бланках - за короткими строками, посланными адресату, может вставать более глубокий пласт проблем.

Современники Паустовского не могли не воспринимать "Телеграмму" Паустовского как обращение к себе лично. Художественное осмысление действительности писателем понуждало граждан нового социалистического государства к необходимости задуматься об отношении друг к другу, об отношении начальников к подчинённым, об отношении правительства к народу, о том, чтобы забота о человеке была бы не на словах, а на деле, и о том, что воспитательный призыв "раньше думать о Родине, а потом о себе и своих близких" - палка о двух концах, ведь разобщённость самых близких и дорогих людей не укрепляет государство, а подтачивает и ослабляет его. И этот посыл автора уже не отнесёшь к умолчаниям в силу его актуальности и по сей день.

21.
Из статьи Марии Коньковой "Марлен Дитрих и Константин Паустовский. История одной встречи".

"Прежде, чем обратиться к истории о встрече Марлен Дитрих и Константина Паустовского, я бы хотела привести одну из шести заповедей Иосифа Бродского выпускникам Мичиганского университета 1988 года: «И сейчас, и в грядущем постарайтесь по-доброму относиться к родителям. Не бунтуйте против них, ибо они умрут раньше вас, и таким образом вы избавите себя, если не от горя, то от чувства вины».

К чему это я? Широко известна фотография, на которой Константин Паустовский, а перед ним на коленях стоит Марлен Дитрих! Этот снимок сделан во время гастролей Дитрих в России в начале 1960-х. Она не раз признавалась: «Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!»

Мировая звезда – и какой-то Паустовский?! И всё же Паустовского, уже полуживого, умирающего в дешевой больнице, разыскали. Объяснили суть нужной встречи. Но врачи запретили. Тогда компетентный товарищ попросил самого писателя. Но и он отказался. Потребовали! Не вышло. Пришлось – с непривычки неумело – умолять. Умолили...

И вот при громадном скоплении народу вечером на сцену ЦДЛ вышел, чуть пошатываясь, худой старик. А через секунду на сцену вышла легендарная звезда, подруга Ремарка и Хемингуэя, – и вдруг, не сказав ни единого слова, молча встала перед ним на колени. А потом, схватив его руку, начала ее целовать и долго потом прижимала эту руку к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами. И весь большой зал беззвучно застонал и замер. И только потом вдруг – медленно, неуверенно, оглядываясь, как бы стыдясь чего-то! – начал вставать. И встали все. И чей-то женский голос вдруг негромко выкрикнул что-то потрясенно-невнятное, и зал сразу прорвало просто бешеным водопадом рукоплесканий!

А потом, когда замершего от страха Паустовского усадили в старое кресло и блестящий от слез зал, отбив ладони, затих, Марлен Дитрих тихо объяснила, что прочла она книг как бы немало, но самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ советского писателя Константина Паустовского «Телеграмма», который она случайно прочитала в переводе на немецкий в каком-то сборнике, рекомендованном немецкому юношеству.

И, быстро утерев последнюю слезу, Марлен сказала – очень просто: «С тех пор я чувствовала как бы некий долг – поцеловать руку писателя, который это написал. И вот – сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать. Спасибо вам всем – и спасибо России!»

В мемуарах Марлен мы находим восхищение рассказом Константина Паустовского «Телеграмма». Само слово «Телеграмма» уже рождает тревогу. Вся жизнь Марлен Дитрих была наполнена тревогой за происходящее вокруг, тревогой за судьбы мира. Она считала, что будущее находится в руках каждого из нас, и каждый может изменить окружающий мир, сделать его добрее и краше. Как известно, у Паустовского большую роль в произведениях играет пейзаж. В «Телеграмме» осенний пейзаж холоден и бесприютен, чаще всего автор использует слово «холодный». Холодный взгляд и на большинстве фотографий Марлен Дитрих. Одинокий подсолнух, озябший клен, позабытые звезды – вот приметы холодной осени у Паустовского. Холод осени выражает страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины, главной героини. Пейзаж психологически точно передает состояние героев. Тема одиночества была актуальной и для Марлен, страшно боявшейся одиночества, гнавшей его прочь. «К одиночеству, в конце концов, привыкаешь, но примириться с ним трудно», – говорила она. В рассказе Паустовского есть и осмысление нравственных проблем, от которых Марлен не могла находиться в стороне: разобщенность близких людей, нежелание показать свои чувства, жить ими.

Сюжетную основу «Телеграммы» составляет история о том, как дочь уезжает из деревни на работу в город и в городской суете забывает про свою пожилую мать, которая нуждается в ее внимании. Настя находит время приехать к матери слишком поздно – только когда та умирает, о чем ей и сообщают в телеграмме.

С большой долей вероятности эта тема могла быть очень близка и самой Марлен. Мы знаем, как она любила свою мать: «Моя мать была достойной представительницей старинной уважаемой семьи, воплощением истинной порядочности. Я всегда испытывала к ней глубочайшее уважение». Но, уехав в Голливуд ради карьеры, оставив мать на долгие годы без необходимого внимания, Марлен забывает о ней. И это – в годы войны! В 1945 году Марлен дважды прилетает в Берлин – девятнадцатого сентября, чтобы все же увидеть мать, а шестого ноября, чтобы ее похоронить. Вот вам и история из «Телеграммы»! Оказывается, все можно потерять в суете жизни.

Эпиграф к рассказу Паустовского «Телеграмма» мог бы быть таким: «Материнское сердце в детях, а детское – в камне». Если перевести эту мысль на плоскость отношений Марлен и ее дочери Марии, вновь возникают некоторые совпадения. Из интервью Марии Ривы: «Я никогда не любила свою мать. Она была королевой, а я, мой отец и все другие были ее слугами… У меня огромное почтение к Дитрих, она была солдатом в работе, обязательной, чрезвычайно дисциплинированной. Но Марлен как Человека я уважаю очень мало...»".

22.02.12 - 03.03.12

Приложения.

1.
Рассказ К.Г.Паустовского " Телеграмма":
http://smartfiction.ru/prose/telegram/

2.
Глава " Зарубки на сердце" из повести Г.К.Паустовского " Золотая роза", стр.4-5:

3.
Песня Сольвейг. Эдвард Григ.
http://www.youtube.com/watch?v=4E0BoQgSPk8

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ

Большой писатель К.Паустовский и его рассказ «Телеграмма»

Учитель русского языка и литературы: Бардина Светлана Михайловна

Тема: Большой писатель К.Паустовский и его рассказ «Телеграмма»

Цели урока: 1. Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству К. Паустовского;

познакомить с историей создания рассказа «Телеграмма».

    Развивать устную речь учащихся, умение анализировать художественное произведение, доказывать свою точку зрения.

    Воспитывать интерес к предмету, уважение и любовь к старшим, к своим одноклассникам.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Дискуссия «Что же за человек Настя?»

Игра «Кто хочет стать литератором»

Метод: живой рассказ учащихся, диалог.

Оборудование: портрет поэта, доклад о биографии писателя, история создания рассказа «Телеграмма», игра «Кто хочет стать литератором?».

ХОД УРОКА:

    Организационный момент.

    Здравствуйте, настройтесь на деловую беседу. Займите свои места.

    Сообщение темы и целей урока.

    Сегодня у нас в гостях К. Паустовский и его рассказ «Телеграмма». Вспомните, какие произведения этого автора вы читали?

    Молодцы!

    Работа с эпиграфом.

«Нет ничего в жизни, что нельзя было бы передать русским словом»

К. Паустовский.

Как вы понимаете эти слова?

    Знакомство с биографией К. Г. Паустовского.

    Юля А. Приготовила сообщение о биографии писателя.

    Пожалуйста, тебе слово.

    Юля, что ты узнала, когда готовила этот доклад.

    Вопросы есть? Спасибо, молодец! /оценивание/

    Что скажет эксперт, прослушав доклад?

    Знакомство с историей создания «Телеграммы».

    Как же создавался этот рассказ «Телеграмма». С историей создания нас познакомит...

    Спасибо.

    История создания рассказа К. Паустовского «Телеграмма» (подготовленный ученик)

Место действия рассказа - глухая рязанская деревушка Заборье. Здесь глубокой осенью тихо угасает жизнь Катерины Петровны, хранительницы местного мемориального домика, построенного ее отцом - художником. Старушка одинока.

Дочь Настя - в Ленинграде, и редко когда напоминает о себе письмом или денежным переводом. Около Катерины Петровны неотлучно находится дочка соседа - сапожника Манюшка, да изредка появляется старик Тихон, сторож при пожарном сарае. Эти два посторонних человека скрашивают последние горькие дни Катерины Петровны. Когда ей становится совсем плохо, Тихон сочиняет две телеграммы: «Катя помирает» - эту он отправил в Ленинград Насте. «Дожидайтесь. Выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя», - эту он принес старушке.

Но так и не дождалась Катерина Петровна любимой доченьки. Та застала лишь свежий могильный холмик на кладбище. И ведь не черствый, не бездушный человек Настя! В Союзе художников Ленинграда, где она работает, ее ценят именно за чуткость и внимание к людям. Нет. Настя не жестока. Но., ехать к матери так долго и жить в деревне, хоть несколько дней, так скучно. К ней придет прозрение, но это потом.

Тонкий психолог, Паустовский, учитывает, что читатель может познакомиться с рассказом, находясь в самом различном настроении. Чтобы он проник в глубину замысла, писатель сразу создает в рассказе определенное настроение и старается подчинить ему читателя.

Ему было 18 лет, когда, исписав стихами и рассказами несколько тетрадок, он решил:

« Я буду писателем. Задумавшись над этим, он с ужасом понял. Как беден его запас жизненных наблюдений. Это заставило его уйти в люди, в «горьковские университеты».

Десять лет он не брал в руки пера, скитался по стране, встречался со множеством людей, вбирал в себя все, что видел вокруг.

Мы с вами в начале года говорили о своеобразии художественной литературы как вида искусства. Все, что видит художник слова, потом «оседает» в его книгах.

    Анализ рассказа «Телеграмма»

    Сегодня мы выясним, какова же Настя. В чем ее вина, а в чем беда.

Посмотрим на нее глазами автора собственными глазами.

/Содокладчик, оппонент, эксперт, провокатор, ассистенты/

    Пожалуйста, слово докладчику.

    Слово содокладчику.

    Вопрос от провокатора.

    Что скажет эксперт?

    Каково мнение наших ассистентов?

    Закрепление материала. Игра «Кто хочет стать литератором?» по произведению

К. Паустовского «Телеграмма».

Вопрос для отборочного тура:

Сколько лет прожил К. Паустовский?

А) 54 В) 76

Б) 75 Г) 78

Поздравляем... , желаем удачи.

Правила игры: Есть три подсказки, два звонка другу, помощь зала.

    Первый вопрос поможет заработать тебе 1 балл.

Жанр этого произведения:

А/ рассказ, Б/ сказка, В/ очерк, Г/повесть?

    Второй вопрос поможет заработать 2 балла.

Пейзаж в начале произведения:

А/ служит для описания места действия,

Б/ контрастирует с состоянием Катерины Петровны,

В/ соотносится с ее состоянием?

    Третий вопрос поможет заработать 2,5 балла.

Описание комнаты Катерины Петровны говорит о том, что:

А/ жизнь героини - в далеком прошлом,

Б/ печи не топятся,

В/ в комнате много картин?

    Отвечая на четвертый вопрос, ты сможешь заработать 3 балла.

Тихон солгал Катерине Петровне, потому, что:

А/ решил разыграть ее,

Б/ хотел облегчить ее страдания,

В/ надеялся на приезд Насти?

    Пятый вопрос поможет заработать 3,5 балла.

Настя не поехала к матери после получения ее письма, потому что:

А/ бездушие - ее отличительная черта,

Б/ она была занята устройством выставки,

В/ повседневные заботы оттеснили на 2 план любовь к самому близкому человеку?

    Шестой вопрос и 4 балла.

В сцене похорон Катерины Петровны писатель изобразил молодую учительницу, чтобы:

А/ показать происходящее глазами постороннего человека,

Б/ эта смерть послужила для нее уроком - у нее в городе тоже осталась мать, маленькая и седая,

В/ придать произведению правдоподобие?

    Седьмой вопрос и 4,5 балла.

В этом произведении позиция повествования:

А/ скрыта,

Б/ выражена одним из персонажей,

    Восьмой вопрос и 5 баллов.

На этом игра закончена.

УШ. Отзыв о художественных произведениях К. Паустовского, приготовленные учащимися.

Ребята, кто желает озвучить рецензию к этому рассказу?

9. Итог урока:

Сегодня мы вновь встретились с К.Паустовским. Что взяли для себя на уроке? Какие чувства воспитывает писатель?

X. Домашнее задание.

Ответ на вопрос: Надо быть благодарным к тому, кто дал тебе жизнь.

Какие зарубки на сердце оставляет «Телеграмма»?

Классик русской литературы К. Г. Паустовский пользуется известностью не только на Родине, но и во всем мире как замечательный мастер слова. Его проза поражает красочностью и точностью слов. В каждом произведении писателя проявляется любовь и внимание к красоте природы, к людям, чувствующим и понимающим музыку окружающего мира.

Избегая будничных впечатлений и слов, Паустовский замечает трогательное и необычное в окружающем пейзаже. И точно так же писатель, не касаясь биографии героев, обращается к жизни чувств, изображает диалектику их души, отбирая те мелочи, которые помогут читателю видеть человека, чувствовать и улавливать источник его переживаний.

Искусство видеть мир

Неутомимый романтик, тонко чувствующий окружающий мир, Паустовский, с восторженностью и поэтичностью пишет живописные картины природы - волнующей, роскошной, полной величественности и блеска. Человек, который слышит музыку дождя, шепот морского прибоя, чувствует ласковые всплески воды и дыхание цветущей земли, также чутко слышит малейшие колебания человеческой души.

Любовь, с которой Паустовский относился к окружающему миру и окружающим его людям, пронизывала его произведения. Тепло и красота писательского языка, глубина и образность повествования от сердца писателя шли к читательскому сердцу и задевали те струнки души, о существовании которых читатель и не догадывался до знакомства с Константином Георгиевичем Паустовским.

История одной фотографии

С «Телеграммой» Константина Паустовского связана реальная история, произошедшая в 1964 году. В Москву на гастроли приехала популярная певица и актриса Она писала, что в московском аэропорту у встречавших ее журналистов сразу же спросила о Паустовском. Когда Марлен подъезжала к отелю, она уже знала, что писатель лежит в больнице. Г. Арбузова, падчерица Константина Георгиевича, в одном из интервью рассказывала, что Паустовский хотел побывать на концерте Марлен Дитрих, но в то время был очень болен. И вот в сопровождении своего врача В. А. Коневского писатель отправился в где она выступала.

После концерта легенда кинематографа отвечала на вопросы. И когда у Марлен спросили, какой у нее любимый писатель, ответила, что любит Паустовского. К ней подошла переводчица Нора и сообщила, что писатель в зале. Марлен стояла и всматривалась в зал, ожидая, что он поднимется на сцену. Но, будучи очень застенчивым человеком, Константин Георгиевич не поднимался. И когда зал стал аплодировать, подбадривая его, Паустовский вышел на сцену. Марлен, не сказав ни слова, встала перед писателем на колени и прижала его руку к своему залитому слезами лицу.

Вечернее платье актрисы, расшитое камнями, было настолько узким, что стали лопаться нитки, и камни посыпались по сцене. Все на мгновение замерли. Недоступная богиня стоит на коленях и целует руки советского писателя. Потом огромный зал медленно и неуверенно поднялся, в тишине послышались робкие одинокие хлопки, а потом началась настоящая буря - шквал рукоплесканий. Когда Марлен помогли подняться с колен, она тихо сказала, что ее потряс рассказ Паустовского «Телеграмма». И с тех пор она считала своим долгом поцеловать руку писателя, написавшего это.

Персонажи рассказа «Телеграмма»

Константин Георгиевич вспоминал, что в краю он создал много вещей, в том числе и рассказ «Телеграмма». Дату написания Паустовский не указал, но впервые рассказ был напечатан в восьмом номере журнала «Огонек» в 1946 году. Сюжет рассказа прост: не дождавшись приезда дочери, старая женщина умирает. Дочь, получившая телеграмму о болезни матери, добирается в далекую рязанскую деревеньку только на следующий после похорон день.

Действующие лица этой истории составляют две группы: жители села Заборья и окружение Насти. Катерина Петровна, дочка известного художника, живет после его смерти в селе Заборье в доме, им построенном. К первой группе относятся и ее односельчане: дочка соседа Манюшка, почтарь Василий, сторож Тихон и старики, хоронившие Катерину Петровну.

Вторая группа лиц сосредоточена вокруг Насти, дочери Катерины Петровны, уехавшей много лет назад в Ленинград. К этой группе героев «Телеграммы» Паустовского можно отнести и скульптора Тимофеева, выставкой которого занимается Настя, и его более удачливого коллегу по цеху Першина, и старого мастера, встревоженного телеграммой, которую получила Настя.

Говоря о творчестве Паустовского, нужно иметь в виду, что его произведений несут особую смысловую нагрузку. Также и действующие лица, которых писатель, казалось бы, упомянул мимоходом, на самом деле выполняют важную роль - раскрывают нравственные проблемы, которые волновали автора. Отчасти понять их поможет и краткое содержание рассказа Паустовского «Телеграмма» и анализ, представленные ниже. Параллельно рассмотрим и детали, подчеркивающие тему, и проблемы, затрагиваемые автором.

Катерина Петровна

Стояли синеватые пасмурные дни октября, в этом году он был на редкость дождливый. Катерине Петровне все труднее было вставать по утрам. Она доживала свои дни в старом мемориальном доме, построенном отцом. После его смерти дом охранялся областным музеем. На стенах висели картины, на которых ничего нельзя было разобрать: возможно, они потускнели от времени, а может быть,глаза Катерины Петровны стали плохо видеть.

Рассказ «Телеграмма» Паустовского начинается с описания хмурой осенней погоды, и на фоне ее выделяется маленькая деталь - подсолнечник у забора. Осенний пейзаж как будто передает состояние Катерины Петровны, а подсолнух подчеркивает одинокую старость.

Последняя обитательница дома смотрела на «Вестник Европы», пылившийся на полках, и думала, что в Заборье не с кем поговорить о картинах, о Париже. Не с Манюшей же об этом беседовать, дочерью соседа. Она каждый день прибегала то воды принести, то полы подмести. Катерина Петровна дарила девочке страусовые перья, старые перчатки и шляпу, на что Манюша отвечала, что сдаст их в утиль.

Еще одна важная деталь, которой уделяет внимание К. Г. Паустовский в «Телеграмме» - памятные вещи, которые старушка дарила. Не отдавала за ненадобностью, а дарила дорогие для нее, ставшие частичкой жизни Катерины Петровны, вещи, которые, как оказалось, никому, кроме нее, не нужны.

И в одиночестве жестоком

Иногда заходил старый сторож, помнивший еще отца Катерины Петровны. Он убирал засохшие деревья в саду, пилил и колол дрова. И всегда спрашивал, пишет ли Настя. Не дождавшись ответа, он уходил, а Катерина Петровна начинала плакать. И лишь керосиновый ночник, казалось, был единственным живым существом в старом доме.

Эта маленькая деталь подчеркивает одиночество героини «Телеграммы». Проблему Паустовский усиливает, показывая безмерность ее одиночества, словами «без слабого огня». Старушка была настолько одинока, что даже огонек ночника помогал ей, иначе не знала Катерина Петровна как дожить до утра.

Писем от Насти мать не получала, но почтарь Василий приносил от дочери денежные переводы, которые извещали, что Настя очень занята, нет времени даже на письмо. Однажды ночью кто-то стучал в калитку, заколоченную несколько лет. Старушка вышла посмотреть, кто стучит, но там никого не оказалось.

И снова подчеркивает Паустовский в «Телеграмме» тему одиночества - не открывавшаяся несколько лет калитка.

Остановилась Катерина Петровна на обратном пути возле клена, который она посадила будучи молодой девушкой. Он стоял пожелтевший и озябший, и некуда было клену деться от бесприютной ветреной ночи. Пожалела она его и побрела домой.

В ту же ночь написала письмо ненаглядной дочери и просила ее приехать хоть на день. Сообщила, что очень больна, и хотела бы увидеться с ней перед смертью. Манюша письмо отнесла на почту и долго толкала его в ящик, словно заглядывала внутрь. Но там только жестяная пустота.

Кажется, чего необычного в том, что почтовый жестяной ящик пуст? Но К. Г. Паустовский в «Телеграмме» в каждую деталь вкладывает смысл: пустота - бездушие дочери.

Дочь Настя

Еще одна героиня рассказа Паустовского «Телеграмма» - Настя. Она много лет назад уехала из Заборья. Жила в Ленинграде и работала в Союзе художников. Занималась организацией конкурсов и выставок, которые отнимали много времени. Даже вот письмо от матери и то прочесть некогда. «Пишет, значит, жива», - подумала Настя. Спрятала письмо в сумочку не читая и отправилась в мастерскую скульптора Тимофеева.

Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что автор поднимает серьезные нравственные проблемы: разобщенность близких людей, их отдаление и нежелание показать чувства. Три года Настя не видела маму, которая никогда не надоедала упреками и жалобами. И, получив весточку от самого родного и близкого человека, она спрятала письмо, не читая. Этими словами писатель подчеркнул равнодушие и черствость героини.

Промозглый осенний ветер забрался и в мастерскую Тимофеева, который рассказывал о том, как тепло в студии коллеги Першина. Тимофеев жаловался на холод, на ревматизм. Настя пообещала ему помочь и попросила художника показать ей Гоголя. Тимофеев подошел к скульптуре великого писателя и сдернул с нее ткань. Настя вздрогнула. На нее насмешливо смотрел сутулый человек, и она видела, как на его виске бьется склеротическая жилка.

Почему Паустовский выбрал именно скульптуру Гоголя? Как известно, великий сатирик обладал удивительной способностью угадывать человека. Что этим хотел сказать Паустовский? Анализ «Телеграммы» показывает, что в рассказе автор поднимает и тему воздействия искусства на человека. Насте показалось, что Гоголь смотрит на нее насмешливо, словно разглядел ее показную доброту и черствую душу. Настя тут же укоряет себя, что письмо-то в сумочке лежит нераспечатанное.

Телеграмма

Две недели Настя занималась устройством выставки. В день открытия пришли известные художники и скульпторы - обсуждали и хвалили работы Тимофеева. Вошла курьер Даша и вручила телеграмму, смысл которой дошел до Насти не сразу. Поначалу она подумала, что это не ей, но обратный адрес, где было написано слово «Заборье», развеял сомнения. Настя нахмурилась, скомкала телеграмму, и слушала выступление Першина, который рассыпался благодарностями в ее адрес, отмечая, что в лице Анастасии Семеновны забота о человеке стала реальностью.

В рассказе Паустовского «Телеграмма» равнодушие и отзывчивость Насти стоят рядом. Отзывчивая к посторонним людям, она равнодушно отнеслась к письму матери. И казалось бы, получив телеграмму, что самый близкий и родной человек умирает, она должна была бежать к маме со всех ног, чтобы успеть, чтобы увидеть, услышать и обнять ее еще хоть раз. Но Настя скомкала телеграмму. В двух словах, пока с кафедры неслось о заботе, автор выразил жестокость, лицемерие, равнодушие дочери.

Старый художник, озабоченный задумчивым видом Насти, подошел, тронул ее за руку и поинтересовался, не телеграмма ли ее так встревожила? Настя сказал, что телеграмма от знакомой, ничего ужасного не произошло, но весь вечер ощущала на себе пронзительный и тяжелый взгляд. Кто бы это мог быть? Настя подняла глаза: на нее, усмехаясь, смотрел Гоголь.

Произведение «Телеграмма» Паустовский продолжает словами из письма Катерины Петровны: «Ненаглядная моя» - обращалась к Насте мать. Настя села на скамейку и заплакала. Она поняла, что никто и никогда не любил ее так, как мама. Тем же вечером Настя уехала в Заборье.

Заборье

Тихон отправился на почту, пошептался о чем-то с Василием, осторожно нацарапал что-то на телеграфном бланке и поплелся к Катерине Петровне. Она не вставала уже десятый день. Манюша не отходила от нее шестые сутки и успокаивалась только тогда, когда Катерина Петровна шевелилась под одеялом. Вошел Тихон, сказал, что на улице похолодало, дорогу прибьет морозцем, и Насте теперь сподручнее будет доехать, и неуверенным голосом прочел телеграмму, которую сам же принес.

Катерина Петровна отвернулась к стенке. Тихон сидел и вздыхал в прихожей, пока Манюше не позвала его в комнату старушки. Она лежала бледная и маленькая. «Не дождалась», - вздохнул Тихон и вышел. На следующий день старики и ребята хоронили Катерину Петровну.

Здесь появляется в «Телеграмме» Паустовского героиня, молодая учительница, которой он уделил всего несколько строчек. В них совершенно незнакомый человек отдает дань уважения женщине-матери.

У молодой учительницы такая же старенькая седая мама осталась в уездном городе. Учительница вздохнула и медленно пошла за гробом, спрашивая у людей, одинока ли была умершая? На что ей ответили, что есть у Катерины Петровны дочка в Ленинграде. Но, видимо, так высоко взлетела, что на похороны к матери выбраться не смогла. Учительница подошла к гробу, поцеловала руку Катерины Петровны и долго слушала, как за ее спиной переговариваются старики.

Настя приехала в село после похорон и застала только могильный холмик. Осмотрела комнату матери, из которой жизнь, казалось, ушла давным-давно и, крадучись, чтобы никто ее не увидел, уехала из Заборья. И никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять невыносимой тяжести с ее души.

Между строк

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» между строк можно прочитать многое о семье, живущей в старом доме. Катерина Петровна живет среди картин своего отца и его друзей. Сам Крамской был его другом, эскиз к его картине занимает в доме почетное место. Журнал «Вестник Европы» читали и Катерина Петровна, и ее отец. В нем печатались произведения русских писателей Соловьева, Островского, Тургенева, Гончарова. На этой классической литературе выросли обитатели дома.

Катерина Петровна летом 1885 года была с отцом в Париже, именно тогда умер Виктор Гюго, на похоронах которого она была. Похоронена она была не рядом с отцом. Никто из присутствующих не вспомнил, что она была дочерью известного художника. Не потому ли, что жители села, оказывавшие Катерине Петровне посильную помощь, не понимали значимости и ценности картин, висящих на стенах ее дома?

Так, мимолетно, показал Паустовский огромную духовную пропасть между интеллигенцией и крестьянством России. Очевидно, вклад художника в российское искусство был большим, так как дом был мемориальным. Почему в кавычках это слово написал Паустовский в «Телеграмме»? Равнодушие и отзывчивость и здесь стоят рядом. С одной стороны - равнодушие государства, под охраной которого находился дом, а значит и картины, потускневшие и забытые. С другой - отзывчивость простого сторожа. Из жалости Тихон помогал Катерине Петровне по хозяйству. И он единственный, кто помнил художника и, вероятно, не осознавал истинную ценность картин, но смотрел на них с почтением и вздыхал: «Работа натуральная!»

Зарубки на сердце

В «Золотой розе» автор написал историю создания рассказа «Телеграмма». Дату написания Паустовский не уточнил, но рассказал трогательную историю, на основе которой он создал свой шедевр. Глава «Зарубки на сердце» знакомит с прототипами этого рассказа. Одно время Паустовский жил под Рязанью, в усадьбе знаменитого когда-то гравера Пожалостина. Единственная дочь хозяйки дома забыла о матери, и высылала из Ленинграда только переводы.

По вечерам писатель ходил пить чай к Катерине Ивановне. Видела хозяйка усадьбы плохо, и по два-три раза на день к ней забегала соседская девочка Нюрка. Катерина Ивановна жила когда-то в Париже, знала Тургенева и присутствовала на похоронах Гюго. Она давала Паустовскому почитать связку желтых писем, оставшихся от отца.

Паустовский пишет, что телеграмму Насте отослал он, сообщая о смерти ее матери. Нюрка отдала писателю конверт, в котором Катерина Ивановна написала, в чем ее хоронить. Паустовский увидел хозяйку усадьбы уже прибранную - она лежала в золотистом бальном платье со шлейфом, в черных замшевых туфельках. Настя приехала через три дня после похорон.

В своей автобиографии Паустовский рассказывал о том, что на войне у него погибли два брата. У писателя осталась только полуслепая сестра. Не ее ли беспомощный облик лег в основу характеристики главной героини рассказа? Думается, не только образ дочери Пожалостина нашел отражение в героине романа. Но и другие, дорогие сердцу автора образы близких людей, которых он изобразил с такой любовью, тоской и искренним сожалением.

Пока не поздно

Каков жанр «Телеграммы» Паустовского? на нескольких страницах которого автор поднимает важные проблемы: одиночество, материнскую любовь, проблему отцов и детей. Композиционно рассказ делится на три части, одна из которых рассказывает о матери, вторая о дочери, а в третьей происходит трагическая развязка.

Полуслепая старушка, живет среди своих воспоминаний. Только они остались с ней, даже собственной дочери Катерина Петровна не нужна.

Настя, молодая женщина, занята карьерой - она с упоением помогает молодым художникам, организует выставки. Ей некогда заниматься проблемами своей матери. Написала письмо? Значит, жива. Зачем куда-то ехать? Терять драгоценное время? Смотреть на картины, засиженные мухами? Слушать рассказы, слышанные не один раз? Скучно. Успеется. Потом.

Произведение Паустовского «Телеграмма» в жанре рассказа напоминает, что все нужно делать вовремя. Заботиться о близких и родных, говорить им слова любви, проводить с ними больше времени. Всегда ли мы знаем цену нашего покоя и счастья, оплаченного самозабвением матери? Старинное слово, практически вышедшее из обихода повседневной речи, как нельзя лучше характеризует истинную материнскую любовь. Самозабвение - забыть себя ради ребенка.

А всегда ли мы помним о маме? За суетой жизни, нехваткой времени, погоней за карьерой можно опоздать. Как это случилось с героиней рассказа Настей. Как показал анализ «Телеграммы» Паустовского, дочь Катерины Петровны не была совершенно бездушным человеком. Она заботилась о своих коллегах, но для единственного человека, самого родного и близкого, который ничего не требовал от нее, не высказывал недовольства, а просто хотел немного тепла и внимания, она не нашла времени.

Название рассказа

Почему так назван рассказ Паустовского «Телеграмма»? Отзывы читателей, до глубины души тронутых этим рассказом, сходятся в одном - это телеграмма нам, читателям, сообщающая о том, что жизнь быстротечна, и надо беречь и ценить своих близких.

В рассказе даны две телеграммы. Настоящая послана сторожем Насте в Ленинград. Другая телеграмма выдумана тем же Тихоном. Он придумал ее для того, чтобы поселить в сердце умирающей матери надежду. Катерина Петровна догадалась, но поблагодарила сторожа за ласку и добро.

Но ошибочно предполагать, что заголовок - это отражение двух телеграмм. Мастер слова Паустовский взвешивал каждое слово. И, в свете строительства социалистического государства, призывающего думать сначала о Родине, а потом о семье, писатель своей «Телеграммой» напоминает - не забывайте своих близких.

К онстантин Паустовский работал на заводах, был вожатым трамвая, санитаром, журналистом и даже рыбаком… Чем бы писатель ни занимался, куда бы ни ехал, с кем бы ни знакомился - все события его жизни рано или поздно становились темами его литературных произведений.

«Юношеские стихи» и первая проза

Константин Паустовский родился в 1892 году в Москве. В семье было четверо детей: у Паустовского было два брата и сестра. Отца часто переводили по службе, семья много переезжала, в конце концов они осели в Киеве.

В 1904 году Константин поступил здесь в Первую Киевскую классическую гимназию. Когда он перешел в шестой класс, отец ушел из семьи. Чтобы оплачивать учебу, будущему писателю пришлось подрабатывать репетитором.

В юности Константин Паустовский увлекался творчеством Александра Грина. В воспоминаниях он писал: «Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и - тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе». В 1912 году в киевском альманахе «Огни» вышел первый рассказ Паустовского «На воде».

В 1912 году будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. После начала Первой мировой войны он перевелся в Москву: здесь жили его мать, сестра и один из братьев. Однако во время войны Паустовский почти не учился: сначала работал вожатым трамвая, потом устроился на санитарный поезд.

«Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии. В отряде из попавшегося мне засаленного обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два мои брата. Я остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной моей сестры».

Константин Паустовский

После гибели братьев Константин вернулся в Москву, но ненадолго. Он ездил из города в город, работая на заводах. В Таганроге Паустовский стал рыбаком в одной из артелей. Впоследствии он говорил, что писателем его сделало море. Здесь же Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики».

Во время своих поездок писатель познакомился с Екатериной Загорской. Когда она жила в Крыму, жительницы татарской деревушки прозвали ее Хатидже, так же называл ее и Паустовский: «Ее люблю больше мамы, больше себя... Хатидже - это порыв, грань божественного, радость, тоска, болезнь, небывалые достижения и мучения...» В 1916 году пара обвенчалась. Первый сын Паустовского - Вадим - родился через 9 лет, в 1925 году.

Константин Паустовский

Константин Паустовский

Константин Паустовский

«Профессия: всё знать»

Во время Октябрьского переворота Константин Паустовский находился в Москве. Некоторое время он проработал здесь журналистом, но вскоре вновь отправился за матерью - на этот раз в Киев. Пережив здесь несколько переворотов Гражданской войны, Паустовский переехал в Одессу.

«В Одессе я впервые попал в среду молодых писателей. Среди сотрудников «Моряка» были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгели, Лев Славин, Бабель, Андрей Соболь, Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич. В Одессе я жил у самого моря и много писал, но еще не печатался, считая, что еще не добился умения овладевать любым материалом и жанром. Вскоре мною снова овладела «муза дальних странствий». Я уехал из Одессы, жил в Сухуме, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе, пока, наконец, не вернулся в Москву».

Константин Паустовский

В 1923 году писатель вернулся в Москву и стал редактором в Российском телеграфном агентстве. В эти годы Паустовский много писал, его рассказы и очерки активно печатались. Первый сборник рассказов автора «Встречные корабли» вышел в 1928 году, тогда же был написан роман «Блистающие облака». Константин Паустовский в эти годы сотрудничает со многими периодическими изданиями: работает в газете «Правда» и нескольких журналах. О своем журналистском опыте писатель отзывался так: «Профессия: все знать».

«Сознание ответственности за миллионы слов, стремительный темп работы, необходимость точно и безошибочно регулировать поток телеграмм, отобрать из десятка фактов один и переключить его на все города - все это создает ту нервную и неспокойную психическую организацию, которая называется «темпераментом журналиста».

Константин Паустовский

«Повесть о жизни»

В 1931 году Паустовский закончил повесть «Кара-Бугаз». После ее публикации писатель ушел со службы и посвятил все свое время литературе. В следующие годы он путешествовал по стране, написал много художественных произведений и очерков. В 1936 году Паустовский развелся. Второй женой писателя стала Валерия Валишевская-Навашина, с которой он познакомился вскоре после развода.

Во время войны Паустовский был на фронте - военным корреспондентом, потом его перевели в ТАСС. Одновременно с работой в Информационном агентстве Паустовский писал роман «Дым отечества», рассказы, пьесы. Эвакуированный в Барнаул Московский камерный театр поставил спектакль по его произведению «Пока не остановится сердце».

Паустовский с сыном и женой Татьяной Арбузовой

Третьей женой Константина Паустовского стала актриса Театра имени Мейерхольда Татьяна Евтеева-Арбузова. Они встретились, когда оба состояли в браке, и оба оставили своих супругов, чтобы создать новую семью. Паустовский писал своей Татьяне, что «такой любви не было еще на свете». Они поженились в 1950 году, и в тот же год у них родился сын Алексей.

Через несколько лет писатель отправился в поездку по Европе. Путешествуя, он писал путевые очерки и рассказы: «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша». Книга «Золотая роза», посвященная литературному творчеству, вышла в 1955 году. В ней автор пытается осмыслить «удивительную и прекрасную область человеческой деятельности». В середине 1960-х Паустовский закончил автобиографическую «Повесть о жизни», в которой рассказывает в том числе о своем творческом пути.

«…Писательство сделалось для меня не только занятием, не только работой, а состоянием собственной жизни, внутренним моим состоянием. Я часто ловил себя на том, что живу как бы внутри романа или рассказа».

Константин Паустовский

В 1965 году Константина Паустовского номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но получил ее в тот год Михаил Шолохов .

В последние годы жизни Константин Паустовский болел астмой, у него случилось несколько инфарктов. В 1968 году писателя не стало. Согласно завещанию, его похоронили на кладбище в Тарусе.

Сочинение

В рассказе «Телеграмма» К. Паустовский поднимает тему человеческого равнодушия и одиночества. Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве.

Композиционно рассказ разбивается на три части: в первой рассказывается о жизни Катерины Петровны в селе Заборье. Вторая посвящена дочери Насте. В третьей части происходит трагическая развязка этой истории. Рассказ наполнен символами, деталями, помогающими понять, как автор оценивает героев.

Очень важен в рассказе пейзаж. Он создаёт печальное настроение, ощущение какой-то скорой утраты. Описывается октябрьское ненастье. Грусть льётся с самого начала произведения: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора». Далее рассказывается о Катерине Петровне. Автору симпатична эта одинокая старушка. Её одиночество скрашивают девочка Манюшка, помогающая по дому, и сторож Тихон. Она живёт прошлым.

Кажется, в доме время застыло на месте. Он даже чем-то напоминает заброшенный музей. Это подчёркивают такие детали, как пыльный «Вестник Европы», пожелтевшая посуда, картины на стенах, застоявшийся запах нетопленых печей. Катерина Петровна дарила Манюшке сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу — вещи, которые сегодня не найдут применения. Всё, что у неё осталось от жизни, — это дочь Настя. Каждый день старушка думает о Насте, ждёт её появления и плачет. Она сидит так тихо, «что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух».

Тяжесть одиночества автор подчёркивает, одушевляя неживой предмет: «Керосиновый ночник был…, казалось, единственным живым существом в покинутом доме». Писатель вводит описание осеннего рассвета, который по традиции символизирует возрождение. Но здесь он значит совсем иное: «Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам ещё с прошлого года лежали поверх ваты когда-то жёлтые, осенние, а теперь истлевшие и чёрные листья». Так постепенно угасает и жизнь Катерины Петровны, кончается её осень. Ощущение одиночества и старости символически передаются и через образ клёна, который когда-то давно девушкой-хохотушкой посадила Катерина Петровна. Теперь он стоял «облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

Образу Катерины Петровны противостоит образ Насти. С ней мы знакомимся во второй части рассказа. Она живёт в Ленинграде и работает секретарём в Союзе художников. Настя редко вспоминает о матери, она даже не находит минуты, чтобы написать ей письмо. У Насти Катерина Петровна — единственный дорогой человек. Но работа заставляет забыть о ней.

Настю нельзя, казалось бы, назвать чёрствой, бездушной. Это подтверждает эпизод со скульптором Тимофеевым. Она заботится о том, чтобы он смог организовать выставку. Настя приходит к Тимофееву в мастерскую. Там холодно, чадит керосинка. Но трудности, которые переживает Тимофеев, кажутся совсем несерьёзными, особенно в сравнении с горем одинокой Катерины Петровны. На этом фоне невыразительно звучит жалоба Тимофеева: «Непонятно, как я ещё не издох в этой берлоге. А у Першина в мастерской от калориферов дует теплом, как из Сахары». То есть, переживания Тимофеева не столь драматичны, как переживания одинокой старушки.

Истинные ценности начинают открываться, когда в зале на обсуждении выставки работ Тимофеева гремят аплодисменты в честь Насти, вытащившей скульптора из забвения, а Настя в это время читает телеграмму о том, что мать её умирает из-за душевной чёрствости «чуткой» Насти.

Автор прямо не осуждает Настю. Здесь снова на первый план выходят символы. Вот Настя смотрит на скульптуру Гоголя: «Настя вздрогнула. Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек… «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. — Эх, ты, сорока!». А вот и последняя «встреча» после получения телеграммы: «Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!».

Наконец, в третьей части Настя жестоко наказана за невнимание к матери. Приехав в Заборье, она не застаёт матери в живых, не получает прощения за свою сухость. Но теперь душа несчастной Катерины Петровны, наконец, успокоилась. Это подчёркивает спокойный, почти зимний пейзаж: «Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмёрзшую картину».

«Нет оправдания душевной чёрствости», — утверждает Паустовский своим рассказом.



error: Контент защищен !!